Файл: Тема химия в произведениях художественной литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. Практическая часть.

2.1. Отбор отрывков с химическим сюжетом из художественной литературы.

  • Отрывок из книги Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»

«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашёной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашёной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

В данном отрывке рассматривается химическое свойство соли угольной кислоты – карбоната кальция – известняка:

Карбонат кальция под действием нагревания разложился на негашёную известь и углекислый газ:

CaCO3 = CaO + CO2

Под действием воды негашёная известь превращается в гашёную:

CaO + H2O = Ca(OH)2

Огонь… Можно ли представить наше существование без огня? Он вошел в нашу жизнь, стал неотделим от неё. Но огонь может быть не только другом. Пожар – одно из страшнейших бедствий. Часто он является предметом описания в литературе, например, в романе «Унесенные ветром» М.Митчелл. Один из способов тушения пожаров – использование огнетушителя. Самодельный огнетушитель я изготовила в домашних условиях, основанный на взаимодействии пищевой соды и уксусной кислоты.
В произведении В. Ф. Одоевского ”Мороз Иванович” описан способ очистки веществ – фильтрование: “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”.

В этом отрывке я увидел один из методов очистки веществ – фильтрование. Свойство угля - адсорбировать растворенные в воде вещества. Дома я провел опыт по адсорбции активированным углем красящих веществ пепси-колы (см. в Приложении).


Опытным путем мы доказали, что В.Ф. Одоевский в сказке “Мороз

Иванович” достоверно и безошибочно описал метод очистки воды путем адсорбции. С ранних лет дети, читавшие сказку Одоевского, узнают о том, как можно отфильтровать грязную жидкость. Это важный навык для современного человека, живущего в неблагоприятных экологических условиях.

    1. Использование отрывков на уроках химии в 9 классах

Рассказ - задача Одно лишь слово Корней Петрович пригласил Петю Верхоглядкина в кабинет химии. Вот, что Петя, - сказал он, - завтра мы будем изучать сероводород. Тебя я назначаю своим ассистентом. Собери прибор для получения сероводорода и проверь его действие. Вот инструкция, вот реактивы. Через двадцать минут я вернусь. Будь осторожен: не отравись сероводородом, поглощай его раствором щелочи! Ну что вы, корней Петрович! Имею опыт!...И Петя принялся за дело… Через двадцать минут он растерянно отчитывался: Корней Петрович! Здесь какая-то ошибка. Прибор я собрал по рисунку. Вот, поглядите сами. В колбу положил сернистое железо, добавил понемногу серную кислоту. Хоть бы что! Даже не запахло сероводородом. Я уж нагревать стал. Колба покрылась изнутри налетом, но не только белым, но и желтым. А сероводород так и не выделился. Прочти еще раз описание опыта. Да я его слово в слово помню: на сернистое железо нужно действовать серной кислотой… Значит слово в слово? - Корней Петрович оглядел замутневшуюся колбу, подержал в руках склянку с тяжелой маслянистой жидкостью, сомнений не было - серная кислота. И все же одно слово, ты Петр, пропустил. Как же вы думаете, какое слово пропустил Петр?

Заключение


В исследовательской работе я выполнил поставленные цели и задачи:

  • изучил и проанализировал отрывки из произведений художественной литературы;

  • проделал серию экспериментов, аналогичных сюжетам произведений;

  • сформулировал выводы.

Гипотеза выдвинутая в начале исследования подтвердилась.

В заключение своей работы хотелось бы отметить, как важно владеть химическими знаниями. Они важны не только для химиков и лириков, но и для всех нас. Связь химии и литературы поражает своей величественностью и изобретательностью. химические термины и описания явлений помогают авторам точнее передавать свои мысли читателям, добавлять яркости и образности своим произведениям.



Так же и художественная литература помогает раскрыть красоту химии – внешнюю и внутреннюю. Дело, разумеется, не только в красоте строения веществ, кристаллов, растворов – в этой внешней привлекательной стороне. Химия красива своей внутренней сущностью, способностью объяснять явления, безграничной палитрой возможностей. Чтение отрывков из художественных произведений может открыть для учащихся не только новые и интересные стороны химической науки, как и наоборот знание химии позволит глубже понять некоторые моменты в произведениях, в общем-то от химии далеких.

Литература помогла по-новому мне взглянуть на предмет – химия. Мне удалось совершить свое маленькое открытие, выйдя за рамки учебника по химии. Уверен, что подобные примеры помогут и другим ребятам взглянуть на школьный предмет по-новому.



Список использованной литературы

  1. И.Ю. Белавин (и др.), 100 баллов по химии. Полный курс для поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Лаборатория знаний, 2020 - 480с.

  2. А. Беляев, Сочинения в 3-х томах. – М.: Терра, 1996.

  3. Ж. Верн, Полное собрание сочинений. – М.: Ладомир, 1994

  4. О.С.Габриелян, Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009 . – 224 с.

  5. О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва, Химия, методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.

  6. А.Конан Дойл, Записки о Шерлоке Холмсе. – М.: АСТ, 1998.

  7. А.Конан Дойл, Маракатова Бездна. – М.: Детская литература, 1993.

  8. В.Короткевич, Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха. – Минск: Мастацкая лiтература, 1984 (в переводе с белорусского В.Щедриной).

  9. М.Митчелл, Унесённые ветром. – Л.: Лениздат, 1989 (перевод с английского Т.Кудрявцевой)

  10. В.Ф.Одоевкий, Мороз Иванович. – М.: Круг чтения, 2001

  11. А.Рыбаков, Приключения Кроша. – М.: Детская литература, 1976

  12. Л.А.Савина, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 448 с.

  13. Г.Р.Хаггард, Клеопатра. Скиталец. Исторические романы. – М.: Молодая гвардия, 1990

  14. Н.В.Чудакова, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.

  15. Н.В.Ширшина, Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.

  16. Стихи А.Ахматовой, А.Блока, Л.Лавренёва, М.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.Сельвинского, Ф.Тютчева, В.Шефнера, Н.Глазкова

  17. С.И.Кирсанов, Собрание сочинений. Том 2. Фантастические поэмы и сказки. - М.: Художественная литература, Москва, 1975.