Файл: Шахназарян С.Х. Возведение зданий методом подъема этажей и перекрытий. Исследования, проектирование, строительство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рельефе стройплощадки было связано со значительными затруднениями.

Неприемлемым оказался и другой вариант, преду­ сматривающий использование башенного крана КБ-160-2 совместно с гусеничным стреловым краном РДК-25, по­ скольку и в этом случае требовалось создание ровных и уплотненных площадок значительных размеров при сложном рельефе местности. Оба рассмотренные выше варианта были уязвимы и в технико-экономическом от­ ношении в связи с большими затратами, связанными с одновременной эксплуатацией двух кранов.

Нецелесообразным оказался также вариант с примене­ нием самоходного крана, работающего на плите кровли, в основном в связи с необходимостью усиления плиты на период подъемно-монтажных работ и малой его манев­ ренностью в условиях, затесненных колоннами здания.

В связи с этим для возведения 12-этажных зданий ме­ тодом подъема перекрытий был разработан новый способ механизации строительно-монтажных работ с использо­ ванием башенного крана МСК-4-21, разработанного и из­ готовленного на базе башенного крана МСК-5-20, пред­ назначенного для малоэтажного строительства. Сущ­ ность способа заключается в следующем: на колоннах первого яруса возводимого здания монтируется специ­ альная стальная платформа с подкрановыми путями (рис. III.39). Кран МСК-4-21, устанавливаемый на плат­ форме, может работать с двух позиций, с которых он обслуживает все здание (рис. Ш.40). Перемещение кра­ на с одного положения в другое производится в нерабо­ чем состоянии по подкрановым путям платформы с по­ мощью ходовых механизмов крана. Нагрузки от крана передаются через платформу воротникам, которые в свою очередь передают колоннам здания.

Попутно отметим, что грузоподъемность крана МСК-4-21 равна 4 т; максимальный вылет стрелы 21 м, минимальный— 10 м. Высота башни по сравнению с кра­ ном МСК-5-20 уменьшена на 7,6 м, учитывая длину ко­ лонн в подъемно-монтажный период. Это обстоятельство позволило существенно увеличить устойчивость крана на опрокидывание при действии горизонтальных нагрузок. На стреле крана на расстоянии 3,6 м от шарнира уста­ новлен специальный блок, позволяющий при перекидке на него грузового троса производить монтаж шести ко­ лонн, расположенных в непосредственной близости от

137

Рис. ИІ.39. Опирание плат­

Рис. II1.40. Схема размещения башен­

ного крана МСК-4-21

 

на 12-этажном

формы с

краном

МСК-4-21

 

здании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на центральные колонны пер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — первая позиция крана;

2 —

вторая пози­

плане видна арматурная сет­

вого яруса. На

переднем

ция крана;

3

— стрела крана;

4

— платфор­

ка плиты

перекрытия

и

во­

 

 

ротники,

нанизанные

на

ко­

ма с подкрановыми

путями;

5 — колонны,

служащие

опорами

платформы

 

с

краном;

лонны

 

 

 

 

6

— габаритная линия

здания

 

в

плане;

 

 

 

 

 

7 — зона обслуживания

крана

с

двух ста­

ционарных позиций

крана. Канатоемкость грузового барабана по сравнению с краном МСК-5-20 была увеличена для возможности подъема груза с уровня земли на 1 2 -й этаж.

Кран, установленный в центральной части здания на шести колоннах, позволяет производить работы по устрой­ ству фундаментов и изготовлению пакета из двенадцати плит перекрытий. Далее краном монтируют электромеха­ нические подъемники на колоннах в обхват, и с их по­ мощью платформа с краном опускается вдоль шести центральных колонн на кровельную плиту пакета. При этом платформа опирается на воротники кровельной пли­ ты и соединяется с ними. При подъеме кровельной плиты электромеханическими подъемниками вместе с ней под­ нимается и кран с платформой. При этом нагрузки от крана через платформу и воротники кровельной плиты передаются на колонны посредством подъемников. При закреплении кровельной плиты к колоннам на временных или проектных отметках нагрузка от крана передается на колонны посредством штырей. Поэтому во всех стадиях строительства здания крановая нагрузка передается не­

1 2 8


посредственно колоннам, вследствие чего усиления кро­ вельной плиты не требуется. Не возникает необходимость

ив усилении колонн, так как нагрузка подъемно-монтаж­ ного периода с учетом крановой, передающаяся колон­ нам, меньше эксплуатационной. Горизонтальные нагруз­ ки, возникающие при работе крана, через плиту кровли передаются железобетонным шахтам, возводимым с опе­ режением на один этаж, по отношению к поднимаемой кровельной плите. С помощью крана, поднимающегося вместе с плитой кровли, выполняют работы по изготовле­ нию стволов шахт, наращиванию колонн верхних секций, монтажу наружных стеновых панелей, элементов лестниц

илифтов,- подаче материалов на этажи. Демонтаж крана

испуск его на землю с плиты кровли при поточном стро­ ительстве производится с помощью наземного крана. На­

пример, при строительстве комплекса 1 2 -этажных зданий в Ереване для этой цели применялся башенный кран ти­ па КБ-160-2. Занятость крана на одном объекте с учетом времени, необходимого для монтажа и демонтажа самого крана, составляет 12—15 дней. Таким образом, один кран КБ-160-2 может обслуживать в год более двадцати зда­ ний общей площадью порядка 160 тыс. м2.

Демонтаж и спуск крана на землю в отдельных слу­ чаях при отсутствии наземных кранов может быть осу­ ществлен также с помощью специальных приспособле­ ний облегченного типа.

Резюмируя изложенное, отметим, что использование высокопроизводительного электромеханического подъем­ ного оборудования в сочетании с краном, предназначен­ ным для малоэтажного строительства, с такими условия­ ми опирания крана, при которых исключается необходи­ мость усиления конструкций здания на период монтажа, является, по-видимому, наиболее эффективным решени­ ем вопроса комплексной механизации при строительстве зданий повышенной этажности методом подъема этажей и перекрытий. Краном малоэтажного строительства вы­ полняют основные строительно-монтажные работы, а электромеханическое подъемное оборудование необходи­ мо только на сравнительно короткий промежуток време­ ни при подъеме этажей или плит перекрытий.

Здесь немаловажным является и то обстоятельство, что предлагаемый способ комплексной механизации со­ здает реальные возможности эффективного использова­ ния башенных кранов малоэтажного строительства при возведении зданий повышенной этажности.

9—332



Глава IV. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДЪЕМА ЭТАЖЕЙ, ПЕРЕКРЫТИЙ И ПОКРЫТИЙ

Применение нового метода возведения зданий и со­ оружений лотребовало создания специального оборудо­ вания для подъема этажей, перекрытий и покрытий.

В начальной стадии строительства зданий методом подъема перекрытий повсеместное распространение полу­ чило подъемное оборудование с гидроприводом, которое до настоящего времени продолжают применять в зару­ бежных странах [18, 19]. В Болгарии получило приме­ нение модифицированное оборудование с индивидуаль­ ным электрогидравлическим приводом подъемников, предназначенное для пакетного подъема плит перекры­ тий, известного под названием «болгарский метод» [91]. В Чехословакии с 60-х годов применяются механические подъемники с винтовыми домкратами и централизован­ ным электрифицированным приводом, разработанные Пражским НРІИ по строительству [77, 81]. Сведения по этим видам подъемного оборудования приведены в науч­ но-технических отчетах авторов по результатам зарубеж­ ных командировок, а также в периодической литературе.

Ниже рассматриваются только те виды подъемного оборудования, которые были применены в Армянской ССР. Дается краткое описание гидроподъемного [5] и сравнительно более совершенного гидроэлектроподъемного [72, 80] оборудования, применявшегося в республи­ ке в 60-х годах. Далее приводится описание электроме­ ханического подъемного оборудования [50, 72], разра­ ботанного, исследованного и внедренного в ’70-х годах. Авторы сочли необходимым привести более подробные сведения об этом оборудовании, поскольку оно позволи­

ло

ло внести коренные усовершенствования в метод возве­ дения зданий подъемом этажей и перекрытий. Новое оборудование обладает значительно более высокими тех­ нико-экономическими показателями, чем другие виды подъемного оборудования с гидроприводом. Этим и объ­ ясняется, что электромеханическое подъемное оборудо­ вание получает распространение не только в республике, но и далеко за ее пределами.

§ 16. ГИ Д РОПО Д Ъ ЕМ НОЕ

ИГИ ДРОЭЛЕКТРОПОД Ъ ЕМ НОЕ О БО РУД О ВАН И Е

1.Гидроподъемное оборудование

Гидроподъемиое оборудование применяется в зару­ бежных странах с 1950 г. и до настоящего времени, где с его помощью поднимаются плиты перекрытий зданий, изготовленные на уровне земли. В 1958 г. советскими специалистами в Ленинграде были разработаны, а в сле­ дующем году внедрены гидравлические подъемники бо­ лее совершенного типа на строительстве эксперимен­ тального 4-этажного жилого дома [5].

Это же оборудование, но с модернизированным пуль­ том управления было применено в 1963 г. при строитель­ стве 4-этажного экспериментального жилого дома в Ереване [7,8 ]. Гидроподъемное оборудование (рис. ІѴ.1) состоит из двенадцати гидроподъемников 1, устанавли­ ваемых на свободных торцах колонн 6; грузовых тяг 2; пульта управления 3 с насосной станцией 4, располагае­ мых на плите перекрытия 7; шлангов-маслопроводов вы­ сокого давления 5, образующих единую гидравлическую систему.

Гидроподъемник (рис. ІѴ.2) имеет грузоподъемность 40 т; ход плунжера 0—50 мм; рабочее давление в гид­ росистеме 60—65 кгс/см2; проектная скорость подъема 1,5 м/ч.

При эксплуатации гидроподъемного оборудования был выявлен ряд его недостатков. Система контроля за работой гидроподъемников не обеспечивала необходи­ мой синхронизации в процессе подъема этажа. Так, при непрерывном подъеме этажа в пределах 25—30 см раз­ ность отметок противоположных опорных точек плиты перекрытия в пролете смежных опор достигала 4—5 см,

что значительно превышало

допустимую

величину

(1,2 см). Поэтому через каждые

8 —10 циклов

работы

9'

131


гидроподъемников приходилось приостанавливать про­ цесс подъема и включением отдельных гидроподъемни­ ков выравнивать плиту. В результате фактическая скорость подъема этажа составляла 0,5—0,6 м]ч, что зна­ чительно меньше проектной. Большое количество напор­ ных рукавов на плите крыши затрудняло производство работ, а частый выход их из строя приводил к перебоям в работе. Масло, вытекающее из гидросистемы, загряз­ няло конструкции, в результате чего в дальнейшем воз­ никала необходимость по обезжириванию металличес­ ких конструкций при производстве сварочных работ и очистке железобетонных конструкций при их отделке.

Подъемное оборудование исключало возможность

1 3 2

опускания груза, что создавало трудности при закреп­ лении плит к колоннам. Для каждого цикла подъема гидравлический пульт с ручным управлением требовал непрерывной работы оператора. Кроме того, пульт уп­ равления подъемного оборудования был рассчитан на одновременное управление не более чем 1 2 гидроподъ­ емниками. Это обстоятельство вносило значительные ог­ раничения в отношении проектирования здании с боль­

шим количеством колонн.

Институт Гипростроммаш в 1959 г. разработал проект подъемного оборудования с 14 гидроэлектроподъемни­ ками, имеющими индивидуальные гидроэлектроприво­ ды. Экспериментальный комплект такого оборудования был изготовлен в 1963 г. на Московском заводе им. Ка­ линина и испытан специалистами Гипростроммаша. Ис­ следования показали, что система гидроэлектроподъемного оборудования с индивидуальным приводом в отли­ чие от гндроподъемиого оборудования с централизован­ ным приводом позволяет отказаться от напорных рука­ вов, центральной насосной станции и создает возмож­ ность автоматического управления подъемниками с электрического пульта. К сожалению, из-за отсутствия производственного опыта при проектировании подъем­ ного оборудования не были учтены некоторые специфи­ ческие особенности метода. В связи с этим заводское производство гидроэлектроподъемного оборудования не было организовано.

2. Гидроэлектроподъемное оборудование

Накопленный в процессе экспериментального строи­ тельства в Ереване опыт эксплуатации гидроподъемно­ го оборудования, а также результаты проектных разра­ боток Гипростроммаша позволили в дальнейшем перей­ ти от гндроподъемиого к гидроэлектроподъемному

оборудованию.

Проектирование гидроэлектроподъемного оборудова­ ния осуществлялось в 1964 и 1965 гг. институтом Гипро­ строммаш совместно с СПЭКБ Министерства промыш­ ленного строительства Армянской ССР [72,80].

В 1966 г. по заказу Минпромстроя Армянской ССР Армэлектрозаводом имени В. И. Ленина была изготов­ лена опытная партия гидроэлектроподъемного оборудо-

1 3 3