Файл: Шахназарян С.Х. Возведение зданий методом подъема этажей и перекрытий. Исследования, проектирование, строительство.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
рельефе стройплощадки было связано со значительными затруднениями.
Неприемлемым оказался и другой вариант, преду сматривающий использование башенного крана КБ-160-2 совместно с гусеничным стреловым краном РДК-25, по скольку и в этом случае требовалось создание ровных и уплотненных площадок значительных размеров при сложном рельефе местности. Оба рассмотренные выше варианта были уязвимы и в технико-экономическом от ношении в связи с большими затратами, связанными с одновременной эксплуатацией двух кранов.
Нецелесообразным оказался также вариант с примене нием самоходного крана, работающего на плите кровли, в основном в связи с необходимостью усиления плиты на период подъемно-монтажных работ и малой его манев ренностью в условиях, затесненных колоннами здания.
В связи с этим для возведения 12-этажных зданий ме тодом подъема перекрытий был разработан новый способ механизации строительно-монтажных работ с использо ванием башенного крана МСК-4-21, разработанного и из готовленного на базе башенного крана МСК-5-20, пред назначенного для малоэтажного строительства. Сущ ность способа заключается в следующем: на колоннах первого яруса возводимого здания монтируется специ альная стальная платформа с подкрановыми путями (рис. III.39). Кран МСК-4-21, устанавливаемый на плат форме, может работать с двух позиций, с которых он обслуживает все здание (рис. Ш.40). Перемещение кра на с одного положения в другое производится в нерабо чем состоянии по подкрановым путям платформы с по мощью ходовых механизмов крана. Нагрузки от крана передаются через платформу воротникам, которые в свою очередь передают колоннам здания.
Попутно отметим, что грузоподъемность крана МСК-4-21 равна 4 т; максимальный вылет стрелы 21 м, минимальный— 10 м. Высота башни по сравнению с кра ном МСК-5-20 уменьшена на 7,6 м, учитывая длину ко лонн в подъемно-монтажный период. Это обстоятельство позволило существенно увеличить устойчивость крана на опрокидывание при действии горизонтальных нагрузок. На стреле крана на расстоянии 3,6 м от шарнира уста новлен специальный блок, позволяющий при перекидке на него грузового троса производить монтаж шести ко лонн, расположенных в непосредственной близости от
137
Рис. ИІ.39. Опирание плат |
Рис. II1.40. Схема размещения башен |
|||||||||||||||
ного крана МСК-4-21 |
|
на 12-этажном |
||||||||||||||
формы с |
краном |
МСК-4-21 |
|
|||||||||||||
здании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
на центральные колонны пер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
/ — первая позиция крана; |
2 — |
вторая пози |
||||||||||||||
плане видна арматурная сет |
||||||||||||||||
вого яруса. На |
переднем |
ция крана; |
3 |
— стрела крана; |
4 |
— платфор |
||||||||||
ка плиты |
перекрытия |
и |
во |
|
|
|||||||||||
ротники, |
нанизанные |
на |
ко |
ма с подкрановыми |
путями; |
5 — колонны, |
||||||||||
служащие |
опорами |
платформы |
|
с |
краном; |
|||||||||||
лонны |
|
|
|
|
6 |
— габаритная линия |
здания |
|
в |
плане; |
||||||
|
|
|
|
|
7 — зона обслуживания |
крана |
с |
двух ста |
ционарных позиций
крана. Канатоемкость грузового барабана по сравнению с краном МСК-5-20 была увеличена для возможности подъема груза с уровня земли на 1 2 -й этаж.
Кран, установленный в центральной части здания на шести колоннах, позволяет производить работы по устрой ству фундаментов и изготовлению пакета из двенадцати плит перекрытий. Далее краном монтируют электромеха нические подъемники на колоннах в обхват, и с их по мощью платформа с краном опускается вдоль шести центральных колонн на кровельную плиту пакета. При этом платформа опирается на воротники кровельной пли ты и соединяется с ними. При подъеме кровельной плиты электромеханическими подъемниками вместе с ней под нимается и кран с платформой. При этом нагрузки от крана через платформу и воротники кровельной плиты передаются на колонны посредством подъемников. При закреплении кровельной плиты к колоннам на временных или проектных отметках нагрузка от крана передается на колонны посредством штырей. Поэтому во всех стадиях строительства здания крановая нагрузка передается не
1 2 8
посредственно колоннам, вследствие чего усиления кро вельной плиты не требуется. Не возникает необходимость
ив усилении колонн, так как нагрузка подъемно-монтаж ного периода с учетом крановой, передающаяся колон нам, меньше эксплуатационной. Горизонтальные нагруз ки, возникающие при работе крана, через плиту кровли передаются железобетонным шахтам, возводимым с опе режением на один этаж, по отношению к поднимаемой кровельной плите. С помощью крана, поднимающегося вместе с плитой кровли, выполняют работы по изготовле нию стволов шахт, наращиванию колонн верхних секций, монтажу наружных стеновых панелей, элементов лестниц
илифтов,- подаче материалов на этажи. Демонтаж крана
испуск его на землю с плиты кровли при поточном стро ительстве производится с помощью наземного крана. На
пример, при строительстве комплекса 1 2 -этажных зданий в Ереване для этой цели применялся башенный кран ти па КБ-160-2. Занятость крана на одном объекте с учетом времени, необходимого для монтажа и демонтажа самого крана, составляет 12—15 дней. Таким образом, один кран КБ-160-2 может обслуживать в год более двадцати зда ний общей площадью порядка 160 тыс. м2.
Демонтаж и спуск крана на землю в отдельных слу чаях при отсутствии наземных кранов может быть осу ществлен также с помощью специальных приспособле ний облегченного типа.
Резюмируя изложенное, отметим, что использование высокопроизводительного электромеханического подъем ного оборудования в сочетании с краном, предназначен ным для малоэтажного строительства, с такими условия ми опирания крана, при которых исключается необходи мость усиления конструкций здания на период монтажа, является, по-видимому, наиболее эффективным решени ем вопроса комплексной механизации при строительстве зданий повышенной этажности методом подъема этажей и перекрытий. Краном малоэтажного строительства вы полняют основные строительно-монтажные работы, а электромеханическое подъемное оборудование необходи мо только на сравнительно короткий промежуток време ни при подъеме этажей или плит перекрытий.
Здесь немаловажным является и то обстоятельство, что предлагаемый способ комплексной механизации со здает реальные возможности эффективного использова ния башенных кранов малоэтажного строительства при возведении зданий повышенной этажности.
9—332
Глава IV. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДЪЕМА ЭТАЖЕЙ, ПЕРЕКРЫТИЙ И ПОКРЫТИЙ
Применение нового метода возведения зданий и со оружений лотребовало создания специального оборудо вания для подъема этажей, перекрытий и покрытий.
В начальной стадии строительства зданий методом подъема перекрытий повсеместное распространение полу чило подъемное оборудование с гидроприводом, которое до настоящего времени продолжают применять в зару бежных странах [18, 19]. В Болгарии получило приме нение модифицированное оборудование с индивидуаль ным электрогидравлическим приводом подъемников, предназначенное для пакетного подъема плит перекры тий, известного под названием «болгарский метод» [91]. В Чехословакии с 60-х годов применяются механические подъемники с винтовыми домкратами и централизован ным электрифицированным приводом, разработанные Пражским НРІИ по строительству [77, 81]. Сведения по этим видам подъемного оборудования приведены в науч но-технических отчетах авторов по результатам зарубеж ных командировок, а также в периодической литературе.
Ниже рассматриваются только те виды подъемного оборудования, которые были применены в Армянской ССР. Дается краткое описание гидроподъемного [5] и сравнительно более совершенного гидроэлектроподъемного [72, 80] оборудования, применявшегося в республи ке в 60-х годах. Далее приводится описание электроме ханического подъемного оборудования [50, 72], разра ботанного, исследованного и внедренного в ’70-х годах. Авторы сочли необходимым привести более подробные сведения об этом оборудовании, поскольку оно позволи
ло
ло внести коренные усовершенствования в метод возве дения зданий подъемом этажей и перекрытий. Новое оборудование обладает значительно более высокими тех нико-экономическими показателями, чем другие виды подъемного оборудования с гидроприводом. Этим и объ ясняется, что электромеханическое подъемное оборудо вание получает распространение не только в республике, но и далеко за ее пределами.
§ 16. ГИ Д РОПО Д Ъ ЕМ НОЕ
ИГИ ДРОЭЛЕКТРОПОД Ъ ЕМ НОЕ О БО РУД О ВАН И Е
1.Гидроподъемное оборудование
Гидроподъемиое оборудование применяется в зару бежных странах с 1950 г. и до настоящего времени, где с его помощью поднимаются плиты перекрытий зданий, изготовленные на уровне земли. В 1958 г. советскими специалистами в Ленинграде были разработаны, а в сле дующем году внедрены гидравлические подъемники бо лее совершенного типа на строительстве эксперимен тального 4-этажного жилого дома [5].
Это же оборудование, но с модернизированным пуль том управления было применено в 1963 г. при строитель стве 4-этажного экспериментального жилого дома в Ереване [7,8 ]. Гидроподъемное оборудование (рис. ІѴ.1) состоит из двенадцати гидроподъемников 1, устанавли ваемых на свободных торцах колонн 6; грузовых тяг 2; пульта управления 3 с насосной станцией 4, располагае мых на плите перекрытия 7; шлангов-маслопроводов вы сокого давления 5, образующих единую гидравлическую систему.
Гидроподъемник (рис. ІѴ.2) имеет грузоподъемность 40 т; ход плунжера 0—50 мм; рабочее давление в гид росистеме 60—65 кгс/см2; проектная скорость подъема 1,5 м/ч.
При эксплуатации гидроподъемного оборудования был выявлен ряд его недостатков. Система контроля за работой гидроподъемников не обеспечивала необходи мой синхронизации в процессе подъема этажа. Так, при непрерывном подъеме этажа в пределах 25—30 см раз ность отметок противоположных опорных точек плиты перекрытия в пролете смежных опор достигала 4—5 см,
что значительно превышало |
допустимую |
величину |
(1,2 см). Поэтому через каждые |
8 —10 циклов |
работы |
9' |
131 |
гидроподъемников приходилось приостанавливать про цесс подъема и включением отдельных гидроподъемни ков выравнивать плиту. В результате фактическая скорость подъема этажа составляла 0,5—0,6 м]ч, что зна чительно меньше проектной. Большое количество напор ных рукавов на плите крыши затрудняло производство работ, а частый выход их из строя приводил к перебоям в работе. Масло, вытекающее из гидросистемы, загряз няло конструкции, в результате чего в дальнейшем воз никала необходимость по обезжириванию металличес ких конструкций при производстве сварочных работ и очистке железобетонных конструкций при их отделке.
Подъемное оборудование исключало возможность
1 3 2
опускания груза, что создавало трудности при закреп лении плит к колоннам. Для каждого цикла подъема гидравлический пульт с ручным управлением требовал непрерывной работы оператора. Кроме того, пульт уп равления подъемного оборудования был рассчитан на одновременное управление не более чем 1 2 гидроподъ емниками. Это обстоятельство вносило значительные ог раничения в отношении проектирования здании с боль
шим количеством колонн.
Институт Гипростроммаш в 1959 г. разработал проект подъемного оборудования с 14 гидроэлектроподъемни ками, имеющими индивидуальные гидроэлектроприво ды. Экспериментальный комплект такого оборудования был изготовлен в 1963 г. на Московском заводе им. Ка линина и испытан специалистами Гипростроммаша. Ис следования показали, что система гидроэлектроподъемного оборудования с индивидуальным приводом в отли чие от гндроподъемиого оборудования с централизован ным приводом позволяет отказаться от напорных рука вов, центральной насосной станции и создает возмож ность автоматического управления подъемниками с электрического пульта. К сожалению, из-за отсутствия производственного опыта при проектировании подъем ного оборудования не были учтены некоторые специфи ческие особенности метода. В связи с этим заводское производство гидроэлектроподъемного оборудования не было организовано.
2. Гидроэлектроподъемное оборудование
Накопленный в процессе экспериментального строи тельства в Ереване опыт эксплуатации гидроподъемно го оборудования, а также результаты проектных разра боток Гипростроммаша позволили в дальнейшем перей ти от гндроподъемиого к гидроэлектроподъемному
оборудованию.
Проектирование гидроэлектроподъемного оборудова ния осуществлялось в 1964 и 1965 гг. институтом Гипро строммаш совместно с СПЭКБ Министерства промыш ленного строительства Армянской ССР [72,80].
В 1966 г. по заказу Минпромстроя Армянской ССР Армэлектрозаводом имени В. И. Ленина была изготов лена опытная партия гидроэлектроподъемного оборудо-
1 3 3