Файл: Шахназарян С.Х. Возведение зданий методом подъема этажей и перекрытий. Исследования, проектирование, строительство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дальнейшем метод подъема перекрытии получил применение также в других сейсмоактивных районах (Япония, Новая Зеландия и т. д.). Характерным в этом отношении является 12-этажное здание универмага в центральной части Токио, где сейсмичность района оце­ нивается в 9 баллов.

В 60-х годах рекордным по высоте (64 м) и уровню технического оснащения являлось 18-этажное админи­ стративное здание в Сиднее (Австралия), возведенное

методом подъема

перекрытий. Строительство этого зда­

ния

с

цельными

плитами перекрытий

площадью до

700

м2,

поднятыми со скоростью 1,2 м/ч,

было завершено

за 7 месяцев.

Строительство зданий методом подъема перекрытии носило не случайный характер, связанный с конъюнктур­ ными условиями и возможностями отдельных строитель­ ных фирм, а диктовалось экономической целесообраз­ ностью. Судя по литературным источникам, число пос­ троенных жилых, общественных и административных зданий методом подъема перекрытий и этажей непре­ рывно возрастает. Метод, нашедший распространение во многих странах мира, в 70-х годах получил развитие также в Италии [88], ФРГ [89], Венесуэле [86] и в дру­ гих странах. Надо отметить, что, по данным строитель­ ных фирм различных стран, стоимость зданий, выполнен­ ных методом подъема перекрытий, оказывается в сред­ нем на 10% ниже стоимости подобных зданий, построен­ ных другими общепринятыми способами.

Особенно часто метод применяется при возведении жилых и административных зданий (рис. 1.3), больниц, школ и комплексов специальных и высших учебных за­ ведений, картинных галерей.

Метод подъема допускает применение любых конст­ руктивных решений каркаса (рамный, рамно-связевой и связевой), в зависимости от функционального назначе­ ния здания, этажности и других факторов. В качестве иллюстрации отметим, что 7-этажные здания комплек­ са Гаванского университета (Куба) решены по рамной конструктивной схеме, где роль ригелей рам в попе­ речном и продольном направлениях выполняют нераз­ резные железобетонные балки. Два 30-этажных жилых здания в Далласе (США) решены по связевой конструк­ тивной схеме, при этом все вертикальные и горизонталь­

ные нагрузки

передаются жесткой железобетонной

2—332

17


шахте, расположенной в центре здания. Подавляющее большинство многоэтажных зданий с безбалочными пе­ рекрытиями решаются в рамно-связевом каркасе.

Возможность изготовления строительных конструк­ ций, в том числе железобетонных бескапнтельных, зна­ чительных размеров на уровне земли с последующим подъемом их на проектный уровень, возможность подъе­ ма вместе с конструкциями технологического оборудо­ вания и создания без затруднений этажей любой вы­ соты являлись неоспоримыми достоинствами метода подъема, стимулировавшими его применение в промыш­ ленном строительстве, а также при возведении крупно­

габаритных конструкций

и большепролетных зданий

II сооружений различного назначения. К их числу отно­

сятся следующие объекты.

промышленных комплексов

Многоэтажные здания

под тяжелые нагрузки (1000 кгс/м2 и более)'

при сетке

колонн 9X12 м (Готвальдов, Чехословакия);

производ­

ственные здания с сеткой колони 18X18 м (Румыния); здания промышленных объектов размером в плане 54Х Х40 м без промежуточных опор (ФРГ); главный корпус завода полупроводниковых приборов размером в пла­ не 131X131 м (Бедфорд, Англия); здание холодильника (Куба); многочисленные здания легкой и пищевой промышленности с шедовымн покрытиями с пролетами 54 и 70 м (ФРГ); производственные корпуса автомобиль­ ных заводов и складских помещений (США) п многие другие.

Здания многоэтажных гаражей-стоянок с железобе­ тонными плитами перекрытий на 300 автомобилей (Ноттингем, Англия), на 500 автомобилей с тремя сек­ циями по 17X58 м без промежуточных опор (Ньюарк, США), на 800 автомобилей (Окленд, США), на 3300 автомобилей (Лонгбридж, Англия) и многие другие.

Ангары со сводчатыми покрытиями общей массой 4200 т с пролетами по 101 м, поднятые-системой гидро­ подъемников на высоту 19 м (аэропорт Мариньян, Франция); многопролетные ангары с предварительнонапряженными железобетонными сводами-оболочками с пролетами по 36 м (Англия).

Павильон международной выставки в штате Ныойорк, в котором опорное кольцо покрытия эллиптической формы с размерами осей 110 и 79 м было поднято на вы­ соту 30 м.

18


2*


Несущая конструкция покрытия павильона междуна­ родной выставки «ЭКСПО-70» (Осака, Япония), пред­ ставляющая собой пространственную систему из сталь­ ных трубчатых элементов, площадью 16 тыс. л/2, массой 4700.г, поднятая на высоту 30 м (рис. 1.4). В качестве опор для подъемного оборудования были использованы шесть стальных трубчатых колонн диаметром 1,8 м [90].

Трибуны стадиона в Портедж-Ла-Прери. (Канада) общей длиной 73 м, несущие плиты которых, рассчитан­ ные на 3000 мест, поднимали под углом к горизонту.

Купол покрытия аудитории на 7200 мест (Андерсон, США) диаметром 74 м из легкого железобетона со стре­ лой подъема 13 м, поднятый на высоту 7,3 м (рис. 1.5). Купол сооружался на земляном стенде, покрытом плита­ ми из полистирола [19]. Купол поднимали гидродомкратамн, установленными па стальных колоннах, пронизы­ вающих предварительно-напряженное железобетонное кольцо — бортовой элемент купола.

Грибовидные водонапорные башни с железобетон­ ными резервуарами емкостью до 300 м3, массой 200 т, поднятыми на высоту 26 м (Польша). Резервуар под­ нимали на проектную' отметку вдоль железобетонной башни, изготовленной в скользящей опалубке.

Сборная железобетонная обстройка телевизионной башни (Висбаден, ФРГ) общей массой 815 т, поднятая вдоль ствола башни на высоту 59,4 м с помощью 20 гидравлических подъемников, установленных на кон­ сольных выступах ствола.

Из приведенного краткого обзора видно, что метод подъема этажей, покрытий и перекрытий является уни­ версальным и приемлемым для строительства зданий и сооружений любого назначения и любой высоты. Он допускает применение различных конструктивных схем каркаса.

Рис. 1.5. Желе­ зобетонный ку­ пол аудитории после подъема в проектное по­ ложение в г. Ан­ дерсон (США)

20

Новый метод возведения зданий в Армянской ССР получил распространение с начала 60-х годов. Одновре­ менно с освоением метода подъема этажей и перекры­ тий при постройке зданий были начаты систематические экспериментальные исследования работы несущих шахт

икаркасов многоэтажных зданий на моделях и в натуре

сцелью определения их динамических характеристик, нзгибной и крутильной жесткости, взаимодействия кар­ каса, шахт и заполнения при динамических нагрузках. При этом были найдены пути повышения сейсмостойко­ сти таких зданий путем применения специальных демп­ феров, поглощающих механическую энергию колебаний.

Врезультате многолетнего экспериментального про­ ектирования и строительства были найдены принципи­ ально новые архитектурно-планировочные решения для зданий повышенной этажности и с разнообразной кон­ фигурацией в плане. Были внесены коренные усовер­ шенствования в технологию возведения зданий. В част­ ности, был разработан новый вид электромеханического подъемного оборудования с подъемниками, устанавли­ ваемыми не на торцах колонн, а в любом месте по их высоте. Это оборудование обеспечивает подъем конст­ рукций значительных размеров и массы, например цель­ ных плит перекрытий площадью порядка 3600 м2, общей

массой до 5000 т со скоростью 3—4 м/ч, в зависимости от числа подъемников в комплекте, в зданиях любого функционального назначения и практически неограни­ ченной этажности. В 1970 г. ереванским заводом «Строммаш» Минпромстроя Армянской ССР было нала­ жено производство этого вида оборудования, широко применяемого в настоящее время в республике и за ее пределами. На рис. 1.6 показано строительство 15-этаж­ ного здания Центрального архива в Москве, возведен­ ного методом подъема перекрытий с помощью нового электромеханического подъемного оборудования. Техни­ ческая помощь при производстве подъемно-монтажных работ этого здания была оказана специалистами СПЭКБ Минпромстроя Армянской ССР. Постройкой не­ скольких многоэтажных зданий была доказана возмож­

ность

одновременной синхронной

работы

32 (Ереван)

II 36

(Москва)

подъемников.

способов

разработана

В отличие

от

общепринятых

и внедрена новая

технология возведения

железобетон­

ных несущих шахт с плиты кровли в процессе ее подъ-

21


Рис. 1.6. Возведение 15-этажного здания Центрального архива в Москве

Рис. 1.7. Группа 12-этажных жилых домов в виде «спаренных трилистников», возведенных в Норкском массиве Еревана

ема, в связи с чем отпадает необходимость применения специального оборудования, используемого при возве­ дении шахт в переставной или скользящей опалубке.

22

При этом работы выполняются силами общестроитель­ ных организаций без участия монтажников-верхолазов.

Авторы здесь ограничиваются беглым обзором про­ веденных разработок и исследований, поскольку опыт проектирования и строительства зданий методом подъ­ ема этажей и перекрытий в Армянской ССР подробно освещается в следующих главах книги. В данное время у нас в стране накоплен значительный опыт по возведе­ нию многоэтажных зданий методом подъема этажей п перекрытий. Имея в виду перспективность и универ­ сальность метода, открывающего реальные пути решения современных задач в области архитектуры и строительства на индустриальной основе, в системе Минпромстроя Армянской ССР в 1967 г. были созданы спе­ циализированные проектно-экспериментальная (СПЭКБ) и строительно-монтажные (ССМУ) организации, осуще­ ствляющие комплексную разработку, исследование и внедрение метода подъема этажей и перекрытий в прак­ тику строительства.

В строительстве зданий, а также во внедрении мно­ гочисленных изобретений активно участвовали многие коллективы организаций и предприятий системы Мин­ промстроя Армянской ССР, и в особенности трестов № 1, Высотстрой, Арморгтехстрой, заводов Ерстроммаш, Ме­ таллоконструкций и ЖКБ № 7.

При проведении расчетно-теоретических и экспери­ ментальных исследований зданий значительную помощь СПЭКБ Минпромстроя Армянской ССР оказали Инсти­ тут геофизики и инженерной сейсмологии АН Армян­ ской ССР (А. Г. Назаров, Б. К- Карапетян и др.) и Ин­ ститут механики АН Армянской ССР (С. А. Амбарцу­ мян и др.). ,

Помимо СПЭКБ Минпромстроя Армянской ССР,

проектные и научно-исследовательские

работы ведутся

в ЛенЗНИИЭП, ЦНИИпромзданий,

Гипростроммаше,

НИИЖБ, ЦНИИОМТП, Моспроекте-2, ЦНИИЭП ле­ чебно-курортных зданий и в ряде других организаций.

В заключение отметим, что в настоящее время в Ар­ мянской ССР сооружение зданий методом подъема эта­ жей и перекрытий стало одним из основных направле­ ний индустриального строительства. Этим методом в ре­ спублике возводят целые кварталы и жилые массивы (рис. 1.7).