Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.

Слово Ф.впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор.Гегель:Ф.-одна из прекрасных наук.Маркс:Каждая истинная Ф.-есть духовная квинтэссенция своего времени.Бердяев: Ф.есть наука о духе,однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом существовании. Термин Ф.появился в кон 6в. и в переводе с гр. означает любовь в мудрости.Ф.-это специфический тип мышления, философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, истине и лжи, о смысле и цели человеч. истории, поэтому Ф. м.б.определена как форма размышлений о начале бытия, культура способности мыслить.

Объект фил. знания -все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, динамичностью.

Предметв качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Структура.В состав философии входят: теоретическая философия (систематическая философия); социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:онтология — учение о бытии;гносеология — учение о познании;диалектика — учение о развитии;аксиология (теория ценностей);герменевтика (теория понимания и толкования знаний).

Функции философии:

Мировоззренческая(системность и доказательность, сформулированность и теоретичность проблем, их вечность, Вернадский считал что по философским проблемам никогда не м.б сказано последнего слова.мировоззр.стремится вывести человека из сферы

Методологическая(способность на основе принципов, законов, категорий разрабатывать подходы, методы познания, раскрывать философскую значимость достижения науки).

Гносеологическая (раскрытие сущности познават. процесса, его механизма, подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.).


Аксиологическая /Ценностная(разъяснение природы ценностей, формирование представления людей о сущности подлинных ценностей как отражении отношения между человеком и объектом его воздействия)

Критическая (основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.)

Логическая (проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления.)

Прогностическая (базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия).

Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

Философия и медицина

-раскрытие взаимовлияния Ф. и теориимедицины в духовной культуре общества.

-рассмотрение мировоззрения-методологич.взгляда многих ученых-естесвоиспытателей врачей.

-показ значения Ф. морали для обоснования врачебной этики

-рассмотрение роли Ф. в анализе и содержании обще-мед.патологий.

-анализ Ф.-их проблем медицины и методологического значения современных концепций, претендующих на роль методологии медицины.

Философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая — знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента.Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем.Так, современные философские исследования(ф. антропология, ф. сознания, социальная ф.) лежат в основе:

- медицинской теории адаптивногореагирования (медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с приспособлением человека к общественной жизни), теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),теории нормальной саморегуляции и теории общей патологии
.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения,

реабилитации и т.д.,выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания; на первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода. Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы). Врач, не владеющий диалектическим методом, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме иправильно поставить диагноз и назначить лечение.

Системный подходособенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого организма, современный врач обязан руководствоваться основными положениями теории систем, разрабатываемой в философии естественно научном знании с сер. 19 века. Так, феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как структурно-функциональный системный процесс.

Системно-функциональный подход в медицине позволяет исследовать детали, части, процессы индивидуального организма, рассматривать функции его систем, и не забывать о целостности, изучая человека не как механический конгломерат, а как живую систему, органично вписанную в природно-социальную реальность;руководствуясь системным методом, врач не имеет права забывать, что на клинической койке
лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики.Так же можно сказать и о проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной сущности болезни.

В ХХ веке создается синергетика-комплексное междисциплинарное направление, изучает открытые, устойчивые системы, закономерности, примером которых может служить человек. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, где лечение обретает образ открытия самого себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.Любое патологическое изменение органа, ткани и т.д. служит источником возмущения не только этого органа, но и других, при этом возникает нарушение привычных связей систем и органов человеческого тела и формирование новых патологических связей, развитие которых трудно предсказать и, соответственно, предугадать формы прогрессирования заболевания. Характерный пример идей синергетики в медицине - исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами (они представляют собой открытые, т.е.взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы). Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды.

Т аким образом, синергетика становится способом не только познания, но и в частном случае – понимания и лечения человека как психосоматического существа. Синергетика тесно связана с диалектикой и теорией систем. К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в оргагнизме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая

медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы.


Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…»
2.Основной мировоззренческий вопрос и специфика его решения философскими направлениями.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем; понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально- политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос об их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек производен от него, является его частью, его проявлением.При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и т.п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека. Нередко эти два полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека(Л. Фейербах, К. Маркс и др.).

Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни (во имя чего он живет). Далее, поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни