Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы.

Хотя мифологическое, религиозное и философское мировоззрение отличаются друг от друга, в умах отдельных людей они могут сочетаться самым разным образом. Практика показывает, что существуют своеобразные «пограничные зоны» между различными видами мировоззрений, где они могут вступать в контакт друг с другом. В частности, имеется тесная связь между некоторыми философскими концепциями и религией.

Основной вопрос философии

Мировоззренческая проблема человек-мир в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема существует в различных формулировках: как отношение духа к природе; мышления к бытию; отношения души и тела; «Я» и «не-Я»; в виде вопроса – создан ли мир духовным началом или существует вечно и т. д. Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии (например, Ф. Шеллинг, Ф. Энгельс) получила название основного вопроса философии. Основной вопрос философии - вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной.

Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, во-первых, имеется в виду так называемое онтологическое (генетическое) отношение. Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу: что из них является основным и что – производным, что является причиной и что следствием, что является первичным и что – вторичным? Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В вопросе об отношении мышления к бытию заключается и другое, так называемое гносеологическое отношение. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости.Вопрос об отношении мышления к бытию называется основным потому, что с него начинается формирование философского мировоззрения, от него зависит решение других философских проблем. Тот или иной ответ на это вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ.


Решение основного вопроса философии.

При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два больших лагеря –идеалистов и материалистов. Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, материального бытия и породили его, составили идеалистов. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в лагерь материалистов. Идеалисты не ставят вопроса о возникновении сознания, духа, а материалисты – о возникновении материи. О первичности говорится не в том смысле, что «возникло» сначала (из чего?), а в смысле первичности одного по отношению к другому. В строгом, философском смысле идеализм и материализм различаются различным пониманием онтологического отношения между мышлением и бытием. При решении первой стороны основного вопроса философии, необходимо уточнить, как понимается бытие, действительность, внешний мир. Имеются три варианта.1)Бытие, внешний мир, вещи и т. д. – реальность, существующая независимо от нашего сознания, первичное по отношению к нему – материализм. 2)Внешний мир, вещи и т. д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности – субъективный идеализм.3) Внешний мир, веши и т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог) – объективный идеализм.

Материализм и идеализм – это монистические философские учения. Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Декарта (1596–1650), который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями.В связи со второй стороной вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно. Но есть группа философов, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция получила название «агностицизм».
3.Исторические типы и формы мировоззрения.Специфика мировоззрения военного врача.

Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.Мировоззрение человека формируется двумя путями. Оно может складываться стихийно-индивидуально. Каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение. С другой стороны, профессионалы-идеологи целенаправленно создают в систематизированном виде то или иное мировоззрение и стараются внедрить это мировоззрение в умы людей.


В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.

Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

Черты мифа: очеловечивание природы (антропоморфизм);отражение социальных черт (социоморфизм);отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);противоречивость и алогичность;однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Вторая форма мировоззрения – религиозное.Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир и от которых зависит существование человека и мира.При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (вера) форма восприятия окружающей действительности.В религиозном мировоззрении осуществляется разделение знания и веры. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религия апеллирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.


Ф-ии:-объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

•-культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);-нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрениеотличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);• логично (имеет внутреннее единство и систему);• опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Специфика мировоззрения военного врача.

(источник-«Мировоззрение военного врача». Социально-философский анализ,Диссертация,Автор: Боровков Михаил Иванович)

Специалист военно-медицинской службы является организатором медицинского обеспечения боевой подготовки и лечебно-профилактической работы с личным составом. Военный медик не только представитель одной из самых гуманных профессий, но и одна из особо значимых фигур воинского коллектива.

Профессиональная деятельность врача непосредственно связана с целым спектром мировоззренческих проблем: жизни и смерти, нравственно-гуманитарного осмысления клонирования человека, трансплантации органов и тканей, здоровья и болезни, нормы и патологии, пределов исследования человека и ограничении экспериментирования с ним, эвтаназии, физического благополучия, психического и духовного счастья человека. 

Специфика содержания и взаимосвязи естественнонаучного, гуманитарного и индивидуально-личностного элементов мировоззрения военного врача состоит в их интеграции на основе морально-нравственных, правовых и медико-специальных знаний, ценностей, норм и принципов, главными среди которых выступают человеколюбие и высокая гражданско-профессиональная ответственность за состояние здоровья пациента.Взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарно-психологического элементов в мировоззрении врача обнаруживаются в интеграционном процессе освоения научного знания, формирования информационных, организационно-методических связей и оценочных действий.
Специфика мировоззренческих знаний, идеалов, принципов и норм жизни, ценностных ориентаций, убеждений и верований врача выражается в гуманистической направленности врачебной деятельности, валеологическом подходе к человеку, в единстве соматического и психического состояния здоровья в норме и патологии, морально-психологическом компоненте мировоззрения в любых условиях мирной жизни и боевой обстановки.

Специфика взаимосвязей естественнонаучного, гуманитарно - психологического элементов в мировоззрении врача выражается в опоре на современную научную картину мира, приоритетное место в которой принадлежит медико-биологическим научным знаниям, на основе которых формируются идеалы, нормы, принципы, ценностные ориентации и убеждения. 
Мировоззрение военного врача как личности и медицинского специалиста выступает духовной основой его жизненной позиции, сочетает общегражданские и военно-профессиональные, научные знания, гуманистические идеалы, нормы и принципы социальной деятельности, общечеловеческие ценности, сформированные на их основе убеждения и верования. Специфика мировоззрения личности врача объективируется в виде заострённости его гуманизма ко всем, без исключения, людям, особенно, к лицам с повышенной психосоматической чувствительностью, высокой степени выраженности общечеловеческих и профессиональных норм нравственности, осознании человеческой жизни как высшей ценности.

Специфика мировоззрения военного врача-практика проявляется наиболее отчётливо в содержании гносеологического, социального и аксиологического элементов. Мировоззрению опытных врачей свойственна некоторая консервативность. Врачи всё новое воспринимают критически. У каждого второго практикующего врача происходит трансформация мировоззрения в процессе жизни.

Жизнь в мировоззрении и практике военного врача предстает как совокупность функционирующих органов и систем организма человека. Смысл жизни в мировоззрении врача представлен в аксиологическом, социологическом, культурологическом, религиозном, функциональном аспектах, отражающих тесную связь с проблемами жизни, здоровья, долголетия, образа жизни.

4.Логика как философская наука. Формы логического мышления:понятие исуждение.