Файл: Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА»
(БГТУ им. В.Г. Шухова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Управленческая экономика
Направление подготовки:
38.04.02 Менеджмент
Направленность программы (профиль):
Стратегический менеджмент
Корпоративный маркетинг
Международный бизнес
Квалификация магистр
Форма обучения очная
Институт магистратуры
Кафедра стратегического управления
Белгород – 2021

Рабочая программа составлена на основании требований:

Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации от 12 августа 2020 г. № 952;
 учебного плана, утвержденного ученым советом БГТУ им. В.Г. Шухова в 2021 году.
Составитель:

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Категория
(группа) компетенций
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Наименование показателя оценивания результата обучения по дисциплине
ОПК-1.
Способен решать профессиональные задачи на основе знания
(на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления
ОПК-1.1. Применяет знания экономической, организационной и управленческой теории и инновационные подходы для решения профессиональных задач
Знания в области экономической, организационной и управленческой теории и инновационных подходов для решения профессиональных задач
Умения применения экономической, организационной и управленческой теории и инновационных подходов для решения профессиональных задач
Навыки решения профессиональных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, и обоснование полученных результатов.
ОПК-4.
Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций
ОПК-4.1. Организует и контролирует проектную и процессную деятельность организации с использованием современных практик управления, личных лидерских и коммуникативных навыков
Знания способов организации и контроля проектной и процессной деятельности организации с использованием современных практик управления, личных лидерских и коммуникативных навыков
Умения организовать и контролировать проектную и процессную деятельность организации с использованием современных практик управления, личных лидерских и коммуникативных навыков
Навыки владения современными практиками управления, личных лидерских и коммуникативных навыков.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Компетенция ОПК-1 Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления.
Стадия
Наименования дисциплины
1
Производственная практика по профилю профессиональной деятельности
Компетенция ОПК-4 Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций
Стадия
Наименования дисциплины
1
Управление конкурентоспособностью фирмы
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач. единиц, 144 часов.
Форма промежуточной аттестации – экзамен
Вид учебной работы
Всего часов
Семестр
№ 1
Общая трудоемкость дисциплины, час
144 144
Контактная работа (аудиторные занятия), в т.ч.:
55 55 лекции
17 17 лабораторные практические
34 34 групповые консультации в период теоретического обучения и промежуточной аттестации
4 4
Самостоятельная работа студентов, включая
индивидуальные и групповые консультации, в том числе:
89 89
Курсовой проект
Курсовая работа
Расчетно-графическое задание
Индивидуальное домашнее задание
9 9
Самостоятельная работа на подготовку к аудиторным занятиям
(лекции, практические занятия, лабораторные занятия)
44 44
Экзамен
36 36

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Наименование тем, их содержание и объем
Курс 1 Семестр 1
№ п/п
Наименование раздела
(краткое содержание)
Объем на тематический раздел по видам учебной нагрузки, час
Л
ек ци и
П
рак ти чес кие зан ятия
Л
аб ораторн ые зан ятия
Са м
ос то ятел ьн ая ра бо та на по дго то вк у к ау ди то рны м
за ня тия м
1. Современные проблемы экономического функционирования предприятия
Понятие организаций (предприятий), их признаки и классификация. Понятие и методология управленческой экономики. Профессиональные задачи менеджера. Кривая производственных возможностей и роль альтернативных издержек в принятии управленческих решений.
Трансакционные издержки как фактор экономического отбора. Внутренняя и внешняя среда предприятий.
1 4
13 2. Принятие решений в управлении фирмой
Понятие фирмы и ее роль в обществе. Экономическая цель фирмы и оптимальное принятие решений. Теория полезности и понятие «среды решений в условиях определенности, риска и неопределенности». Методы выработки оптимальных решений в этих условиях.
Проблема «принципал-агент
».
4 4
12 3. Рыночные условия деятельности фирмы
Понятие эффективности управления фирмой. Цели эффективного управления фирмой. Цели, преследуемые различными группами в организации. Инструменты эффективного управления фирмой.
Анализ природы и источников спроса; методы количественного измерения и прогнозирования. Поведение потребителя
2 4
12 4. Теория и оценка производства. Значение издержек в управленческих решениях
Производственная функция фирмы. Деятельность фирмы в краткосрочном и среднесрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба. Управление производством на различных видах рынков. Понятие издержек производства. Издержки и затраты на производство. Управление издержками и затратами.
2 4
10 5. Прибыль: концепции, измерение, планирование и управление
Использование бюджета для планирования и управления прибылью. Максимизация прибыли и минимизация убытков. Уровень доли постоянных издержек в полных издержках и его значение в принятии решений фирмой.
Понятие «анализ безубыточности».
2 4
10 6. Решения относительно ценовой политики
Виды ценообразования. Методы ценообразования,
2 4
12

практически используемые фирмами, и действующими в различных рыночных структурах. Цены и объемы производства в условиях конкуренции.
7. Экономический анализ эффективности инвестиций и степень риска
Оценка стоимости капитала, потоков наличности, инвестиционных предложений.
Аналитические возможности финансовой отчетности. Подходы к анализу финансовой устойчивости предприятия, ликвидности платежеспособности.
Методические аспекты экономической эффективности. Сущность экономической эффективности.
Виды эффективности.
Показатели эффективности.
Методы расчета показателей эффективности в целях управленческой деятельности.
Риск и неопределенность.
2 4
10 8. Проблемы государственного вмешательства в рыночную экономику
Государственное регулирование национальной экономики и деятельности предприятия. Необходимость государственного вмешательства и принятие управленческих решений на его основе. Методы и формы государственного вмешательства. Государственное вмешательство на макро-и микроуровнях.
2 6
10
ВСЕГО
17 34 89
4.2. Содержание практических (семинарских) занятий
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Тема практического (семинарского) занятия
К-во часов
Самостоятельная работа на подготовку к аудиторным занятиям семестр № 1 1
Современные проблемы экономического функционирования предприятия
Цель занятия: изучить особенности функционирования фирмы в современных условиях экономики, выявить принципы формирования модели их поведения.
1. Понятие фирмы.
2. Отличие фирмы и организации. Цели и задачи фирмы.
3. Способы взаимодействия фирмы с обществом.
4. Обоснование экономическим и неэкономическим целям фирмы.
5. Анализ альтернативным моделям поведения фирмы.
6. Мотивы, определяющие решения фирмы, обоснование и аргументация выбора мотивов.
Ситуационные задания, кейс.
4 4
2
Принятие решений в управлении фирмой
Цель занятия: получить углубленные знания в области причин возникновений условия неопределенности и получить навыки выработки управленческих решений в условиях риска для стабилизации деятельности предприятия.
6 6

1. Концепция определенности и неопределенности. Причины и последствия неполноты информации.
2. Выработка решения в условиях риска
(предполагаемая стоимость, измерение риска, корректировка риска, дерево решений).
3. Выработка решений в условиях неопределенности.
Ситуационные задания, кейс
3
Рыночные условия деятельности фирмы
Цель занятия: овладеть навыками изучения эффективного управления фирмой с учетом влияния различных факторов внешней и внутренней среды.
1. Понятие эффективности управления фирмой.
2. Цели эффективного управления фирмой.
3. Цели, преследуемые различными группами в организации.
4. Инструменты эффективного управления фирмой.
Ситуационные задания, ИДЗ рефераты
4 4
4
Теория и оценка производства.
Значение издержек в управленческих решениях
Цель занятия: получить углубленные знания об издержках на предприятиях, возникающих в процессе экономической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Производственная функция.
Предельная функция технологического замещения.
2. Теория и оценка издержек: краткосрочный и долгосрочный период.
3. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.
Ситуационные задания, кейс,
ИДЗ рефераты
4 4
5
Прибыль: концепции, измерение, планирование и управление
Цель занятия: изучение особенностей формирования прибыли предприятия для принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности.
1. Измерение прибыли: бухгалтерские и экономические концепции
2. Теории прибыли
3. Прибыль: планирование и управление
4. Децентрализованные центры прибыли
5. Концепции предела безопасности и операционный левередж.
6.
Экономические и бухгалтерские концепции при измерении прибыли.
7. Связь коммерческой прибыли с экономическими затратами.
Ситуационные задания.
4 4
6
Решения относительно ценовой политики
Цель занятия: изучение основных подходов к ценообразованию для принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности.
1. Виды ценообразования.
2. Ценообразование на различных типах рынков.
3. Цены и объемы производства в условиях
4 4

конкуренции.
4. Цены и объемы производства в условиях совершенной конкуренции.
Ситуационные задания, кейс
7
Экономический анализ эффективности инвестиций и степень риска
Цель занятия: приобрести навыки экономической оценки эффективности управленческой деятельности и ее обеспечение
1.
Сущность экономической эффективности.
2. Виды эффективности;
3. Классификация ресурсов и затрат в целях определения эффективности;
4. Расчет показателей эффективности с использованием различных методов.
5. Риски и неопределенность
Ситуационные задания., ИДЗ рефераты
4 4
8
Проблемы государственного вмешательства в рыночную экономику
Цель занятия: получить углубленные знания в области роли государства в управлении экономикой.
1. Основные функции правительства в рыночной экономике.
2. Государственный заказ.
3. Рынки с асимметричной информацией.
Страхование и моральный риск.
Ситуационные задания.
4 4
ИТОГО:
34 34
4.3. Содержание лабораторных занятий
Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом.
4.4. Содержание курсового проекта/работы
Курсовой проект/работа не предусмотрена учебным планом
4.5. Содержание расчетно-графического задания,
индивидуальных домашних заданий
Самостоятельная работа предназначена для более широкого изучения вопросов, входящих в перечень лекционных и практических занятий, с целью раскрытия использования методических подходов к решению задач в области управленческой экономики. На самостоятельную работу отводится 89 часов, из них 34 часа – на подготовку к практическим занятиям, 40 часов – на проработку лекций и 9 часов – на выполнение индивидуального домашнего задания (ИДЗ).
Целью индивидуального домашнего задания является формирование научного представления об управленческой экономике, в выработке конкретных практических умений и навыков по организации производственно-хозяйственной деятельности на основе использования научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности производства, рационального использования производственных

мощностей и экономически эффективного расходования всех видов ресурсов.
Задачи, реализуемые в ходе выполнения индивидуального домашнего задания:
- помочь обучающимся осмыслить управление производственным предприятием как систему;
- рассмотреть содержание и особенности организации процесса управления предприятием, основные направления их совершенствования;
- сформировать знание процесса стратегического и тактического планирования производства и реализации продукции крупного производственного предприятия, формирование и реализации производственной и маркетинговой политики предприятия, разработки, принятия и осуществления эффективных управленческих решений в условиях неопределенности и риска, механизмов их совершенствования;
- овладеть навыками формирования стратегии развития организации, определения основных параметров производственной и инновационной политики организации с целью минимизации издержек производства, приведения качества продукции в соответствие с запросами потребителей, повышения конкурентоспособности предприятия на базе рационального использованию производственных мощностей, снижению энерго- и материалоемкости производства, повышению его экономической эффективности и улучшению качества продукции.
ИДЗ заключается в изучении отдельных тем курса и подготовке научной статьи по теме исследования. В процессе выполнения самостоятельной работы происходит формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и обсуждения проблемных ситуаций.
Этапы выполнения индивидуального домашнего задания:
1.
Выбор темы, объекта, предмета исследования, рабочей гипотезы индивидуального домашнего задания, согласование с научным руководителем.
2.
Изучение научной литературы, осуществление стратегической оценки объекта исследования, консультации с преподавателем.
3.
Представление результатов исследования в виде статьи и их защита.
Оформление ИДЗ:
Научная статья имеет четкую структуру и, как правило, состоит из следующих частей: название (заголовок), аннотация, ключевые слова, введение, обзор литературы, основная часть (методология, результаты), выводы и дальнейшие перспективы исследования, список литературы.
Основное требование к названию статьи – краткость и ясность.
Максимальная длина заголовка – 10-12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.
Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. В ней указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый объем – 100-250 слов на русском и английском языках. Аннотации должны включать следующие моменты: вступительное слово