Файл: Доклад на гмо учителей музыки Основы духовного воспитания в практике проведения интегрированных уроков музыки и литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад на ГМО учителей музыки
Основы духовного воспитания в практике проведения интегрированных уроков музыки и литературы
Учитель музыки – Борисова Анна Валерьевна
24 ноября 2022 г.
Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. А ведь ребёнку ещё только предстоит научиться пользоваться свободой. Дети не могут самостоятельно разобраться ,где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей – это насущная потребность. И задача школы – помочь ребёнку стать личностью.
* Одним из путей решения этой проблемы является органичное вплетение духовно-нравственного воспитания в процесс обучения разным учебным дисциплинам. На мой взгляд, одной из интересных и перспективных форм организации учебной деятельности могут стать нетрадиционные интегрированные уроки.
* В современном толковании понятие «интеграция» означает глубокое проникновение водном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Основная задача интегрирования - показать соприкосновение нескольких учебных дисциплин, а через их связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.
* Литература, изобразительное искусство, музыка должны стать курсами именно искусства, развития художественного мышления и творчества. А также способствовать формированию у детей целостной картины мира, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.
* Интегрированный учебный процесс способен обогатить и педагогов, повысить уровень культурного образования. Недаром тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция актуальна и необходима в современной школе.
* 2. Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла как способ повышения инновационной культуры педагогов* В настоящее время резко выросла информированность детей. СМИ, интернет, телевидение оказываются существенным
фактором формирования картины мира у ребёнка, причём не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Истинно культурное образование (театр, музеи, библиотеки) уходит на второй план
*Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно получить решая педагогические проблемы устаревшими методами. В современном образовании нужно использовать инновационные технологии, т.к. инновационная деятельность предполагает умение оценивать свою деятельность и приобщаться к опыту других педагогов.
* Тревогу вызывает ориентация взросления исключительно на умственное развитие ребёнка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. В подобных условиях перед педагогами стоит нелёгкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно искусство способно воздействовать на душу. Поэтому гуманитарно-эстетические предметы должны стать особой формой познания и организации мира.
*Интегрированный урок требует от учителя дополнительной
подготовки и большой эрудиции. Он носит практическую направленность, т.к. развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность, способствует развитию мышления и эмоционально-личностной сферы обучающихся.
* Важным моментом является овладение необходимым объёмом культурной информации и приобретения собственного опыта культурной деятельности.
*3. Особенности построения и проведения интегрированных уроков.
*Считается, что целью интегрированных уроков является создание условий для разностороннего рассмотрения учащимися определённого объекта, понятия или явления
явления. При подготовке к такому уроку необходимо соблюдать требования в планировании и организации их проведения. Вот наиболее важные из них:
*- конструирование и проведение урока 2-3 учителями разных предметов*- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по «родственным» дисциплинам
*- выделить по каждому учебному предмету сходные темы
* - наполнение урока только тем содержанием, которое поддерживает главную цель
* - выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями
*Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения
дидактического материала и средств наглядности. Кроме того, интегрированные снимают утомляемость и перенапряжение за счёт переключения с одного вида
деятельности на другой.
* 4 Интеграция предметов гуманитарно – эстетического цикла на уроках
литературы.
* Именно в искусстве заключён богатейший потенциал духовно-нравственного
воспитания, поэтому оно способно благотворно воздействовать на духовный мир
детей. Презентации служат отличным фоном для уроков данного типа и позволяют проиллюстрировать картины, фото, иконы. Музыка звучит не только классическая, но и народная, популярные эстрадные песни,
церковные хоры и колокольные звоны.
* В программу урока включены короткие видеосюжеты о месте рождения Иисуса Христа, Туринской плащанице, святой горе Афон, экспозиции Алмазного фонда,
иконы освещаемых праздников.
* Активно применяются инсценированные выступления. Например, костюмированное исполнение колядок, теневой театр «Легенда о ёлочке», кукольный спектакль «Пасхальный кулич» и живое выступление учеников – «актёров». Именно инсценировки заслужили особую симпатию детей, т.к. подбор костюмов, рисование декораций, изготовление кукол для теневого театра и процесс владения ими вовремя выступления требуют непосредственного участия ребят.
* Есть место и игровому моменту. Это проведение народных пасхальных игр с крашеными яйцами и роспись пасхальных яиц во время урока.
* 5. Заключение
* Подводя итоги, можно сделать вывод, что интегрированные уроки литературы и музыки помогают решить целый ряд задач:
* - развивают творческие способности ученика, его воображение, фантазию, переживания
* - создают положительную духовно-нравственную атмосферу
* - активизируют и разнообразят деятельность учащихся на уроке
* -обеспечивают овладение знаниями
* - воспитывают любовь к родине и её традициям
Интегрированные уроки литературы и музыки настолько тесно вошли в жизнь нашей школы, что стали по-настоящему традиционными. Как правило, ежегодно рождественский и пасхальный уроки готовят и проводят вместе с преподавателями пятиклассники.
*Подобные формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Исходя из выше сказанного, хочется сказать. Что интеграция предметов в современной школе – это реальная потребность времени.