Файл: О технологии оценивания результатов олимпиады школьников по предмету Физическая культура.doc
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О технологии оценивания результатов олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»
А.И. Замогильнов
Шуйский государственный педагогический университет, Россия
Основными целями и задачами Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» являются «выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний». Для их достижения необходимо не только качественно разработать интересные творческие конкурсные задания (испытания), но и разработать адекватную им систему оценивания результатов выполнения каждого задания и объективного выявления победителей и призеров. Эта система должна активизировать и стимулировать участников Олимпиады на проявление своих максимальных возможностей в каждом виде конкурсных испытаний.
Длительное время (9 лет) система оценивания результатов выполнения конкурсных испытаний оставалась практически неизменной и включала ранжирование всех участников (отдельно юношей и девушек) в каждом задании и по сумме мест во всех заданиях. Данная система оценивания не предполагала четкой дифференциации результатов конкурсантов и не способствовала в полной мере выявлению качественного уровня показанных результатов. Так, например, лучший результат по теоретико-методическому заданию в финале Олимпиады-2008 у Нургалиева Максима (Республика Башкиртостан) 75 баллов из 87,5 максимально возможных, а у следующего за ним участника Багнова Егора (Ставрополь) – 55 баллов. Явно видно, что первый значительно превосходит второго (на 20 баллов!). Однако в итоговом протоколе (рейтинге) данного задания первый получает 1 «зачетный» балл, а второй – 2 «зачетных» балла. То есть, разница между первым и вторым составила всего 1 балл (2–1=1)!? Такая же разница (1 балл) в итоговом протоколе отмечается и у участников, набравших в результате выполнения задания на 0,5 балла больше или меньше друг друга, но стоящих рядом в рейтинге. Такое положение никак не может стимулировать участников Олимпиады на максимально высокие результаты.
Такая же ситуация наблюдается и в других видах конкурсных испытаний. Например, в гимнастике один «зачетный» балл в итоговом протоколе «весил» от 0,05 до 2,15 балла оценки качества исполнения гимнастического упражнения; в задании по баскетболу – от 8,18 сек до 0,01 сек; в легкой атлетике в беге на 1000 м – от 3,3 сек до 0,1 сек.
Принципиально новая система и технология оценивания результатов конкурсантов была введена в 2009 году на финальном этапе X Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» - 100-бальная система оценивания результатов. Она предполагала, что участник Олимпиады по итогам теоретико-методического задания и практических испытаний максимально мог набрать 100 баллов: 30 баллов – за теорию; по 25 баллов – за гимнастику и легкую атлетику и по 10 баллов – за баскетбол и футбол (юноши) или волейбол (девушки). При этом, в итоговый протокол заносились результаты («зачетные» баллы) не всех участников, а только 50-ти участников в теории и легкой атлетике и по 30 человек (лучшие в рейтинге) в баскетболе, футболе, волейболе. Остальные участники получали «баранки». То есть, значительная часть участников Олимпиады (более 70%) оставались без положительной оценки, не зная свой истинный рейтинг. Кроме того, новая система сохранила негативные элементы прежней системы оценивания, когда три участники с разницей между первым и третьим в 8,5 баллов (у юношей по теории) в итоговом протоколе уравниваются (по 30 баллов получает каждый).
В 2010 году организаторами финального этапа Олимпиады предпринята попытка усовершенствования системы и технологии оценивания результатов конкурсантов за счет введения шкалы оценок как по занятым местам, так и по качеству выполненного задания. Выявление победителей и призеров олимпиады осуществлялось в соответствии с новым Регламентом проведения заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», утвержденного на заседании Центрального оргкомитета 19 марта 2010 года, протокол №2.
В соответствии с п.9. данного Регламента максимальное количество баллов, которое может набрать участник по итогам теоретико-методического задания и практических испытаний – 100 баллов. Программу заключительного этапа Олимпиады, количество включенных в нее испытаний и удельный вес каждого из них определяет Оргкомитет. Удельный вес каждого из шести испытаний, включенных в программу Олимпиады 2010 составил: теоретико-методическое задание – 30 баллов, практические задания по гимнастике и легкой атлетике – по 20 баллов и задания по баскетболу, футболу и флорболу – по 10 баллов.
Технология оценивания теоретико-методического задания и практического задания по гимнастике осуществлялось путем перевода суммы набранных очков (баллов) за правильные ответы теоретического тура (максимальная сумма составляла 85 баллов) и технику выполнения гимнастических упражнений (максимальная сумма составляла 40 баллов) в «зачетные» баллы в соответствии с заранее разработанной шкалой оценивания. Эти «зачетные» баллы включались в итоговые протоколы по каждому виду испытаний.
Технология оценивания практических испытаний по легкой атлетике, баскетболу, футболу и флорболу осуществлялось путем перевода занятого места (рейтинга) каждого участника в этих заданий в «зачетные» баллы по заранее разработанной шкале оценивания. Причем, шкала оценивания результатов школьников по легкой атлетике имела постоянный интервал («шаг») в 5 единиц. Шкала оценивания результатов школьников по баскетболу, футболу и флорболу имела разные интервалы: первые два интервала – по 5 единиц, следующие четыре – по 10 единиц, следующие два– по 15 единиц и последние два шага – вновь по 10 единиц. Таким образом, положительно оценивались 100 участников олимпиады. Остальные участники (8 человек) получили оценки «0» баллов.
Такая система и технология оценивания результатов позволила положительно оценить уже практических всех участников Олимпиады по всем видам заданий и испытаний и, как следствие, более объективно выявить победителей и призеров Олимпиады, а также определить реальное положение каждого участника в итоговом протоколе. Но, к сожалению, и эта технология «грешит» уравниловкой всё по тем же причинам, что и предыдущие системы оценивания. То есть, итоговый результат конкурсантов в большей степени зависит от занятого места (рейтинга) в каждом задании или испытании и в меньшей степени от качества выполненного задания.
Для того, чтобы исключить этот недостаток при начислении участникам Олимпиады «зачетных» баллов в итоговый протокол, на наш взгляд, необходимо за основу взять качество (результат) каждого выполненного участником задания или испытания, сравнив его с максимально возможным результатом в данном задании (по теории и гимнастике) или с лучшим результатом, показанным одним из участников (по баскетболу, футболу, флорболу, легкой атлетике).
Описанную выше технологию оценивания результатов участников Олимпиады можно выразить математическим формулами:
Здесь Хi – «зачетный» балл i –го участника;
К – коэффициент (удельный вес) конкретного задания;
Ni – результат i участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Формула (1) применяется при М ≥ Ni в абсолютном значении, а формула (2) – при М ≤ Ni в абсолютном значении.
Например, результат победителя Олимпиады 2010 Малановой Айвики (Республика Марий Эл) в теоретико-методическом задании составил 53,25 балла (Ni=53,35) из 85 максимально возможных (М=85). Согласно Регламента 2010 коэффициент или удельный вес по данному заданию составляет 30 баллов (К=30). Подставляем в формулу (1) значения Ni, К, и М и получаем «зачетный» балл: Хi= 30*53,25/85 =18,79 баллов.
Аналогичным образом рассчитываем «зачетные» баллы по гимнастике: Ni=35,00, М=40,00 и К=20. Получаем: Хi= 20*35/40 =17,5 баллов.
Расчет «зачетных» баллов у Малановой Айвики по легкой атлетике производится по формуле (2), так как лучший результат в легкой атлетике в абсолютном значении меньше результата любого другого участника Олимпиады. По этой же формуле рассчитываются «зачетные» баллы по баскетболу, футболу и флорболу. По легкой атлетике при Ni=74,7 сек, М=74,7 сек и К=20 получаем: 20*74,7/74,7=20 баллов; по баскетболу при Ni=37,9 сек, М=31,24 сек и К=10 получаем: 10*31,24/37,90=8,24 балла; по флорболу при Ni=22,69 сек, М=16,51 сек и К=10 получаем: 10*16,51/22,69=7,28 балла; по футболу при Ni=36,56 сек, М=29,12 сек и К=10 получаем: 10*29,12/36,56=7,96 балла.
Далее все «зачетные» баллы, полученные участниками в каждом задании или испытании суммируются и выводится итоговый рейтинг (место) каждого участника Олимпиады. У Малановой Айвики сумма «зачетных» баллов составила бы по предложенной нами технологии 79,78 балла.
Для определения лучших участников в каждом конкурсном задании или испытании достаточно провести ранжирование их результатов.
Влияет ли система оценивания результатов конкурсантов на распределение мест в итоговой таблице Олимпиады? Безусловно влияет и иногда очень значительно! Для примера приведем возможные варианты распределения итоговых мест в зависимости от принятой системы и технологии оценивания результатов первых 10-ти победителей Олимпиады 2010 года.
Таблица 1.
Итоговые результаты 10-ти победителей Олимпиады 2010 года в зависимости от примененного регламента Олимпиады
-
№
ФИО
Регламент 2010
Регламент 2009
Регламент 2008
Регламент 2011*
Баллы
Место
Баллы
Место
Баллы
Место
Баллы
Место
1
Маланова Айвика
85,5
1
58
5
100,5
2
79,78
1
2
Козловская Валерия
83,5
2
64
3
90
1
79,07
2
3
Матюкина Мария
80,5
3
42
10
169
8
76,09
5
4
Опекунова Екатерина
79,5
4
33
22
187
11
68,75
20
5
Пуртова Ксения
78,5
5
57
6
132,5
4
75,92
6
6
Иванова Наталия
78,5
6
61
4
136
5
72,53
8
7
Исмаилова Алина
78,0
7
77
1
103
3
77,12
4
8
Смородинова Евгения
75,0
8
32
23
189,5
12
70,04
16
9
Тимофеева Мария
74,5
9
33
19
204
13
71,66
12
10
Кулумаева Тарика
74,5
10
27
34
218
15
66,53
31
* - предложенный нами вариант
Анализ данных таблицы 1 позволяет заключить, что одни и те же реальные результаты победителей Олимпиады-2010, оцененные разными способами (в соответствии с регламентами 2008, 2009, 2010 и 2011*), дают совершенно разные результаты в итоговом протоколе (распределении по местам). Так, из 10-ти победителей 2010 года 4 человека (Опекунова Екатерина, Смородинова Евгения, Тимофеева Мария Кулумаева Тарика) вообще бы не попали в сильнейшую «десятку», если бы их результаты оценивались в соответствии с регламентами 2008 или 2009 гг. Причем двое из них оказались бы в третьем десятке и одна – в четвертом. Этот факт, в свою очередь, позволяет сделать главный вывод: система и технология оценивания результатов участников олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» нуждается в совершенствовании и должна способствовать развитию творческих способностей и стимулировать школьников к овладению ценностями физической культуры.
Предложенная нами система и технология оценивания результатов участников олимпиады позволяет:
- более дифференцированно и объективно оценить реальные возможности и способности каждого участника олимпиады как в отдельных видах конкурсных заданий или испытаний, так и в целом по предмету «Физическая культура»;
- исключить элементы «уравниловки» реальных результатов участников в зависимости от их места в табеле о рангах;
- сравнивать участникам свои результаты с максимально возможными по каждому конкурсному заданию или испытанию;
- набирать абсолютному большинству участников олимпиады более 50% баллов от максимально возможных.
Кроме того, она проста и удобна в использовании.