Файл: Контрольная работа по дисциплине Психология Социальнопсихологическое содержание основных типов организационной культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Сочинский государственный университет
Факультет экономики и права

Кафедра общей психологии и социальных коммуникаций

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология»

Социально-психологическое содержание основных типов организационной культуры


Выполнила:

студентка 1 курса

заочной формы обучения

группы 22-ЗТ

Евдокимова А.И.
Проверила:

Доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Новикова С.С.
__________________________


г. Сочи, 2022
Содержание

Социально-психологическое содержание основных типов организационной культуры


1. Понятие и сущность организационной культуры…………………

2. Социально-психологические характеристики основных типов организационной культуры…….....................................................................

3. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятий ……………………………….………............…

Список использованных источников...………..……………………....

3

6

10

13



1. Понятие и сущность организационной культуры
Организационная культура представляет собой совокупность правил, норм и стандартов, действующих и поддерживаемых в общественной среде и отношениях между организациями.

Некоторые ученые (Э. Шейн) считают организационную структуру паттерном (моделью, схемой) коллективных основных представлений, приобретенных при разрешении проблем приспособления к динамике внешней среды [8]. Другие ученые (М. Армстронг) называют ее совокупностью убеждений и отношений, а также общих норм поведения для коллектива предприятия.

Анализируя управленческую сущность организационной культуры через отнесение ее к субъекту управления или к объекту управления, можно выделить несколько групп ученых.

Во-первых, в работах Т. Питерса, Р. Уотермана, К. В. Беляевой, Л. С. Пепаняна культура организации рассмотрена как инструмент управления, способствующий повышению эффективности деятельности организации.

Во-вторых, по мнению ученых Э. Мэйо Э., С. А. Иьиных, Ю. Г. Семенова, А. В. Таранец, И. С. Леоновой, С. А. Литвиной, Н. Ю. Шрайбера, А. В. Уныловой, Юсди Андра и Мартиниса Ямин, организационная культура способна оказывать управленческое воздействие на поведение работников в организации, объединенных общей целью.


В-третьих, организационная культура формируется посредством управленческого воздействия со стороны внешней среды, включая национальную культуру, а также со стороны высшего руководства организации. Причем чем ярче лидерские качества у руководителя, тем более успешно будет происходить процесс развития культуры организации (У. Оучи, А. М. Петтигрю, Т. М. Баландина, Е. А. Закаблуцкая, А. Н. Занковский).

В-четвертых, особое внимание заслуживает теория Э. Шейна, согласно которой руководитель способен создавать культуру организации на основе определенных ценностей, норм, верований. Позднее сформированная сильная организационная культура способна отделяться от людей и становиться самостоятельным атрибутом, оказывающим воздействие на всех членов организации. В данном контексте организационная культура вначале представляет собой объект управления, а позднее выступает уже его субъектом.

Следует отметить, что до сих пор не существует единого мнения относительно определения сущности организационной культуры. Ученые-психологи и управленцы выделяют системный, символический, когнитивный и другие подходы к анализу организационной культуры. 

Организационная культура выполняет разнообразные функции относительно организационной структуры и структуры управления, а также коллективу предприятия. Внутренние функции представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Внутренние функции организационной культуры [6]
Интегрирующие функции связаны с синтезом уровней управления и формированием впечатления идентичности у сотрудников. Охранные функции не позволяют проникнуть отрицательным ценностям и ограждают от воздействия негативных факторов. Замещающие функции используют полезное замещение официальных инструментов и формальных подходов, не усложняя при этом структуру организации. Регулирующие – способны упорядоченно и однозначно применять хозяйственные документы. За повышение квалификации и обучение сотрудников отвечают образовательные функции. Адаптивные функции направлены на социализацию климата. Функции управления качеством отвечают за повышение качества рабочей среды [4].

Среди внешних функций организационной культуры выделяют три ключевых (рисунок 2).




Рисунок 2 – Внешние функции организационной культуры [7]
Таким образом, организация является сложным механизмом, «скелетом» которого или «душой» является его организационная культура, выполняющая широкий спектр внутренних и внешних функций.

Многие предприимчивые руководители считают культуру своего предприятия основным долгосрочным механизмом, позволяющим направлять свои подсистемы и ее сотрудников на сводные цели, мобилизовать коллектив на ключевые задачи, укреплять мотивацию работников, гармонизировать общение внутри организации [9].

2. Социально-психологические характеристики основных типов организационной культуры
Из мировой практики известен ряд подходов к организационной культуре. При этом, рассматривают и ее социально-психологическое содержание.

Существует несколько типологий организационной культуры. Наиболее известной принято считать типологию Кима Камерона и Роберт Куинн, в основе которой лежат организационно-функциональные параметры и особенности взаимодействия с внешней средой с учетом эффективности деятельности организации (рисунок 3).



Рисунок 3 – Типы организационной культуры
Клановая культура характеризуется как дружное место работы, где люди имеют много общего и доверяют друг другу. Лидеры организации мыслят патерналистически, придавая большое значение высокой сплоченности коллектива. Высока обязательность организации по отношению к своим членам. Успех организации определяется поддержанием здорового внутреннего климата и заботы о людях. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Она делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования личности.

Адхократическая культура характеризуется как динамичное, предпринимательское и творческое место работы. Отличительными чертами лидеров организации являются умение предвидеть, новаторство, ориентация на риск. Базовые ценности организации заключаются в готовности к вызовам времени и внешней среды, преданность к экспериментированию и новаторству, постоянной деятельности на переднем рубеже знаний. Успех организации связан с производством уникальных и оригинальных продуктов и услуг. Важной считается готовность к изменениям и встрече с новыми вызовами времени и внешней среды. Ярко выражен акцент на индивидуальности, поощрении риска и предвидении будущего, поскольку почти каждый работник адхократичной организации причастен к производству,
общению с клиентами, исследованиям и развитию.

Иерархическая культура характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Лидеры организации – хорошие координаторы и организаторы. В основе деятельности коллектива лежат формальные правила и процедуры, поддерживающие заданный плавный темп деятельности. Успех организации связан с обеспечением стабильности, предсказуемости и рентабельности. Ключевыми ценностями успеха считаются четкие линии распределения полномочий по принятию решения, стандартизированные правила и процедуры, механизм контроля и учета.

Рыночная культура характеризуется как место работы, ориентированной на результаты. Лидеры организации являются жесткими руководителями внутри коллектива и жесткими конкурентами во внешней среде. Основная цель коллектива – стремление побеждать. Успех организации определяется опережением конкурентов и лидерством на рынке. Организация функционирует как рынок, т.е. ориентирована на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. Главный фокус рыночной культуры настроен на проведение операций (обмен, продажа, контракты) с другими клиентами с целью достижения конкурентных преимуществ.

Каждый тип организационной культуры можно описать при помощи мотивационных характеристик работников, которые соответствуют одной из трех ориентаций: дефицитарной, самореализационной и духовной (таблица 1).

Таблица 1 – Психологическая типология организационной культуры с учетом жизненных ориентаций работников

Тип организационной культуры

Основные признаки культуры

Иерархическая дефицитарная культура

Ориентация на стабильность и предсказуемость, ориентация на личную выгоду и полезность, экономичное рабочее поведение, ориентация на безопасность

Иерархическая самореализационная культура

В связи с высокой степенью регламентации выделить самореализационную составляющую сложно

Иерархическая духовная культура

Консерватизм, служение, профессионализм, чувство долго

Рыночная дефицитарная культура

Ориентация на высокие результаты, личную выгоду и полезность, оправданный риск, высокую оценку референтных лиц

Рыночная самореализационная культура

Ориентация на достижение, полная отдача, радость от результата

Рыночная духовная культура

Ориентация на высокие результаты, работа как средство совершенствования себя

Клановая дефицитарная культура

Стремление к признанию со стороны значимых людей, к благоприятному положению в группе

Клановая самореализационная культура

Ориентация на благоприятные отношения и дружелюбные отношения в группе

Клановая духовная культура

Собранность, стремление оказывать помощь во благо коллектива

Адхократическая дефицитарная культура

Определить сложно


Таким образом, среди множества психологических факторов, наиболее часто рассматривают мотивацию [2].

Следует отметить, важность формирования организационной культуры за счет ценностей, которые дают работникам организации ориентиры в поведении. Как правило, выделяют три ключевые формы организационных ценностей: совокупные представления о совершенстве работы предприятия – это идеалы; реализацию корпоративных идеалов за счет внутренних мотивационных структур сотрудников; реализацию ценностных идеалов в работе и творческом подходе сотрудников предприятия. Наличие зрелой культуры позволяет формировать последовательность мышления сотрудников коллектива, которая представлена на рисунке 4.



Рисунок 4 – Влияние ценностей на поведение сотрудников компании [5]
Особенности организационных ценностей напрямую связаны с типом организационной культуры. Так, например, в клановом типе организационной культуры целевые ориентиры и ценности будут направлены на поддержку командных игроков и взаимопомощь, а в адхократическом типе – будут связаны с преданностью к новаторству, стремлению к уникальности и оригинальности [3].


3. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятий
Определение эффективности организационной культуры тесно связано с проблемой оценки влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия и труда отдельного работника. Общепринятых методик оценки такого влияния в управленческой практике нет, что связано с большим количеством факторов, влияющих на результаты деятельности компаний. Фактически весьма затруднительно выделить, какой процент изменения экономических показателей деятельности организации обеспечен именно кадровыми мероприятиями в области организационной культуры.

Несмотря на это, для предприятия важно совершенствовать культуру организации, поскольку она в значительной мере оказывает влияние на конечные результаты деятельности компании и тем самым определяет эффективность её работы как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Руководителям компаний необходимо уметь использовать инструменты организационной культуры для улучшения социально-психологического климата в коллективе, повышения мотивации к труду, обучению, развитию персонала, удовлетворённости работника трудом, и за счёт изменения этих показателей добиваться повышения производительности труда отдельного работника, подразделения, организации в целом.