Файл: Методические рекомендации экспертам в области проведения аккредитационной экспертизы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46 ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

формирования установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

осознанного отношения обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

формирования знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

овладения современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

формирования готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего

47 просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

осознания обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Отсутствие одного из компонентов программы указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа коррекционной работы (при наличии в организации, осуществляющей образовательную
П. 18.2.4 федерального государственного
Программа коррекционной работы (при её наличии)

48 деятельность, детей с ограниченными возможностями здоровья).
Программа должна содержать:
1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования;
2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;
3) систему комплексного психолого-медико- социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;
4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно- деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
5) планируемые результаты коррекционной работы. образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17 декабря
2010 г. № 1897. анализируется с целью установления соответствия
(несоответствия)требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части обеспечения:

выявления и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

реализации комплексного индивидуально ориентированного психолого- медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);

создания специальных


49 условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Отсутствие одного из компонентов программы указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным

50 федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный план основного общего образования является организационным механизмом образовательной программы и определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам
(годам обучения).
Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план содержит следующие предметные области, которые являются обязательными и составляют обязательную часть образовательной программы (70%):

русский язык и литература (русский язык, литература);

родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);

иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история
России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России;

естественнонаучные предметы
(физика, биология, химия);
П. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17 декабря
2010 г. № 1897.
Учебный план анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в части наличия обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Отсутствие одной из предметных областей или части, формируемой участниками образовательных отношений, в учебном плане или несоответствие их показателям
70% и
30% указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по заявленной для государственной аккредитации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


51

искусство
(изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные
(часть, формируемую участниками образовательных отношений - 30%).
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
Количество часов на изучение каждого учебного предмета устанавливается образовательной организацией.
Обязательно учебный план содержит указание на формы промежуточной аттестации по учебным предметам.
Часть
1 ст.
58
Федерального закона от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации»
Отсутствие в учебном плане форм промежуточной аттестации является нарушением требования законодательства в сфере образования и об этом следует указать в отчете о проведении аккредитационной экспертизы.
План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Объем составляет до 1750 часов за пять лет обучения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
П.
18.3.1.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17 декабря
2010 г. № 1897.
План внеурочной деятельности анализируется с целью установления соответствия
(несоответствия) его содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
План внеурочной деятельности разрабатывается на весь срок освоения образовательной программы и содержит направления внеурочной

52 общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно- патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. деятельности, формы и объем.
Направления и формы внеурочной деятельности должны способствовать достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей
(каникул) по календарным периодам учебного года:

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года, четвертей
(триместров);

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций.
П. 18.3.1.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17 декабря
2010 г. № 1897.
Календарный учебный график анализируется на соответствие
(несоответствие) требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в части содержания.
Календарный учебный график разрабатывается на весь срок освоения образовательной программы (на 5 лет)
Система условий реализации основной образовательной программы содержит:

описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно- методического и информационного обеспечения;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
Пункты 18.3.2, 22-27 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17 декабря
Система условий реализации основной образовательной программы анализируется на наличие всех необходимых компонентов.
Отсутствие данного раздела в образовательной программе или отдельного элемента указывает на


53 приоритетами основной образовательной программы основного общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль за состоянием системы условий.
Описания имеющихся кадровых условий содержат сведения:

об укомплектованности квалифицированными кадрами,

об уровне квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

о непрерывности профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Описание имеющихся финансовых условий содержит сведения об обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования, обеспечении возможности исполнения требований стандарта, реализации обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность, а также отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной
2010 г. № 1897. несоответствие условий реализации основной образовательной программы требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

54 образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.
Описание имеющихся материально-технических условий содержит сведения о
1) возможности достижения обучающимися установленных
Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2) соблюдении:

санитарно-эпидемиологических требований к образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);

требований к санитарно-бытовым условиям
(оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);

требований к социально-бытовым условиям
(оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов
(помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);

строительных норм и правил;


55

требований пожарной и электробезопасности;

требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

требований к транспортному обслуживанию обучающихся;

требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
3) архитектурной доступности (возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность).
Описание имеющихся психолого-педагогические условия содержит сведения о

преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования;

учете специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в

56 том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формировании и развитии психолого- педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

вариативности направлений психолого- педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

диверсификации уровней психолого- педагогического сопровождения
(индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

вариативности форм психолого- педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика,