Файл: Конспект открытого занятия по опытному экспериментированию Химические превращения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема моего открытого занятия выбрана в соответствии с темой самообразования. Я считаю, что экспериментирование в детском возрасте не только интересно , но и очень полезно.
Конспект открытого занятия по опытному экспериментированию «Химические превращения»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
-
Образовательные задачи: Учить использовать различные способы исследования веществ и выявление их свойств методом эксперимента. Учить детей точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы -
Развивающие задачи: Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения. Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом. -
Приучать детей к самостоятельности суждений. -
Воспитательные задачи: Воспитывать правила безопасного обращения с веществами, соблюдать меры предосторожности и оценивать степень опасности. -
Совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, и позитивных установок к экспериментальной работе. -
Планируемые результаты:
Дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Оборудование и материалы: презентация, спец. одежда (фартуки и одноразовые шапочки), ватные палочки, стакан, тарелка, большой поднос, маленьких тарелочек и чайные ложки (по количеству детей), раствор уксусной кислоты; макет «вулкана », сода пищевая, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты
; молоко.
Воспитатель'>1. Вводная часть – мотивационный побудительный этап
Воспитатель Здравствуйте, ребята! -Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь с гостями.
Ребята скажите мне пожалуйста из чего сделан стол, за которым вы сидите, сделан из дерева; ручка, которой мы пишем – пластмассовая. Дерево и пластмасса – это вещества, чай в стакане, облако в небе, все это – вещества.
Вещество – это то, из чего состоит все на свете
Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция.
А какая же наука изучает вещества и их свойства? Ответ детей ( химия).
Воспитатель Химия – это наука о разных веществах, наука о превращениях веществ..
Под музыку входит Почемучка с книгами в руках.
Почемучка : «Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Меня зовут Почемучка, и я рада видеть вас. Ребята, есть такая наука, которая отвечает на вопросы: почему соль соленая, почему мыло мылиться, почему мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, как получить крахмал!?
Ребята, а вы знаете, что такое химия (Ответы детей).
Ведущий: Ребята, расскажите Почемучке, что вы знаете об этой науке.
Ребенок 1: В жизни химия нужна, как предмет она важна.
Ребенок 2: Что химия – волшебница, знают все на свете,
Ждут многого от химии и взрослые и дети.
Ребенок 3: Но, чтоб волшебниками стать надо очень много знать.
Воспитатель Химия нужна всем - это правильное утверждение? (да). Давайте порассуждаем. ..
Для чего химию нужно знать врачу? (он определит, что болит у человека, и пропишет такие лекарства, которые излечат болезнь. Если не будет знать химию, не сможет разбираться в лекарствах)
Для чего химию нужно знать повару? (потому что повар соединяет продукты, можно все приготовить вкусно, а можно не вкусно. И еще повар пользуется опасными веществами, например, уксусная кислота. Нальешь много – человек отравиться).
Для чего химию нужно знать маме? (мама пользуется разными порошками, средствами для чистки. Есть пятнышки , которые можно вывести только определенным мылом)
А для чего же детям нужно знать химию? ( Что бы лучше знать окружающий мир, чтобы знать свой организм: что вредно, а что полезно и т.д.)
Воспитатель А знаете ли вы, кто такие исследователи? (Ответы детей).
Воспитатель - Исследователи – это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными предметами и веществами, изучают вещества и тайны окружающего мира.
Почемучка : ! да ребята много знают о такой интересной науке как, а знаете где проводятся химические опыты?
Дети: В химической лаборатории.
Воспитатель Правильно в лаборатории. (слайд ). . Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я в старшего научного сотрудника, а вы в младших. Почемучка будет моей помощницей
. ребята, одевайте фартуки и шапочки
Почемучка : я расскажу вам правила поведения работы лаборатории.
Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.
Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
Правило№3 Без разрешения взрослого в руки ничего не брать!
Правило№4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Этап 2. Основная часть - содержательно-деятельностный этап
(продолжительность 20 минут).
Цель: показать детям, какие можно сделать эксперименты из подручных средств, учить делать выводы, обобщение и закрепление у воспитанников знаний, умений и навыков, полученных в ходе образовательной деятельности и практическое их применение в совместной и самостоятельной игровой деятельности.
Цель: научиться делать различные эксперименты с некоторыми жидкостями, узнать о их свойствах.
Итак, коллеги, пройдемте в нашу лабораторию!
Опыт №1.«Взаимодействие соды и уксусной кислоты. Получение углекислого газа. »
Подскажите как можно надуть шарик? Но мы же с вами — ученые, мы можем надуть шарик научным методом!
Итак:
Наливаем в бутылку уксусную кислоту. Кто мне расскажет о ней.
- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.
Так как уксусная кислота опасное вещество, кто может ее наливать? Правильно, только взрослый
2. В шарик я насыпала соды. Кто сможет рассказать о соде? Сода - это вещество, белого цвета, похожа на муку. Сода нужна в кулинарии, используется для чистки кастрюль, кружек, для полоскания горла и т.д.
3. Теперь надеваем шарик на бутылку и нысыпаем соду внутрь.
— Посмотрите, что происходит: сода и уксусная кислота, вступают в реакцию. И что выделяется? (Углекислый газ). Этот газ и надувает шарик. Сделаем вывод: В результате взаимодействия двух веществ, мы с вами получили третье вещество, углекислый газ.
Опыт №2. «Извержение вулкана ».
- Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана».
Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы) .
- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.
- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.
Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи соды и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.
Для этого нам нужны вещества: сода, красный пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты. (О веществах выслушиваю версии ответов детей).
- Что такое пищевой краситель?
- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.
- Что такое жидкость для мытья посуды?
- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.
- Что такое лимонная кислота?
- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус,
растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.
- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно.
Миша в жерло нашего «вулкана» насыпает сухую соду.
Маша добавит сухой пищевой краситель.
Юля вольет жидкость для мытья посуды.
И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное.
Что происходит (Ответы детей)
-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.
- А что это за пузырьки? (Ответы детей)
-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.
Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.
- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)
Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты - образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.
Почемучка
Я смотрю: учёные устали немного. Давайте отдохнём, проведём физкультминутку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем приседать.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Наклонились вперёд,
А теперь наоборот.
И ещё разок вперёд
И опять наоборот.
Потянулись, удивились
И на место возвратились
Опыт №3Наш следущий опыт называется «Лавовая лампа».
Его вы проведете каждый самостоятельно.
Для опыта мы возьмем: растительное масло, вода, красители, шипучая таблетка и прозрачный сосуд.
Сосуд наполовину наполнен водой, добавим в воду растительное масло.
Добавляем
Что происходит?
Как вы думаете, почему масло не смешивается с водой?
Затем добавим краситель к воде и маслу.
Добавляем
Потом добавим шипучую таблетку.
Добавляем .
Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки
поднимаются и снова опускаются в нижний слой.
Сделаем вывод: масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. После добавления шипучей таблетки
начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.
Дети наблюдают за ходом эксперимента, описывают свои наблюдения, делятся впечатлениями, рассуждают
Опыт №4. «Рисование на молоке».
- Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке».
-Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды.
Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.