Файл: Конспект открытого занятия по опытному экспериментированию Химические превращения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема моего открытого занятия выбрана в соответствии с темой самообразования. Я считаю, что экспериментирование в детском возрасте не только интересно , но и очень полезно.
Конспект открытого занятия по опытному экспериментированию «Химические превращения»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:

  • Образовательные задачи: Учить использовать различные способы исследования веществ и выявление их свойств методом эксперимента. Учить детей точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы

  • Развивающие задачи: Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения. Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом.

  • Приучать детей к самостоятельности суждений.

  • Воспитательные задачи: Воспитывать правила безопасного обращения с веществами, соблюдать меры предосторожности и оценивать степень опасности.

  • Совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, и позитивных установок к экспериментальной работе.




Планируемые результаты:

Дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Оборудование и материалы: презентация, спец. одежда (фартуки и одноразовые шапочки), ватные палочки, стакан, тарелка, большой поднос, маленьких тарелочек и чайные ложки (по количеству детей), раствор уксусной кислоты; макет «вулкана », сода пищевая, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты
; молоко.

Воспитатель'>1. Вводная часть – мотивационный побудительный этап
Воспитатель Здравствуйте, ребята! -Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь с гостями.

Ребята скажите мне пожалуйста из чего сделан стол, за которым вы сидите, сделан из дерева; ручка, которой мы пишем – пластмассовая. Дерево и пластмасса – это вещества, чай в стакане, облако в небе, все это – вещества.

Вещество – это то, из чего состоит все на свете

Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция.

А какая же наука изучает вещества и их свойства? Ответ детей ( химия).

Воспитатель Химия – это наука о разных веществах, наука о превращениях веществ..
Под музыку входит Почемучка с книгами в руках.

Почемучка : «Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Меня зовут Почемучка, и я рада видеть вас. Ребята, есть такая наука, которая отвечает на вопросы: почему соль соленая, почему мыло мылиться, почему мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, как получить крахмал!?

Ребята, а вы знаете, что такое химия (Ответы детей).

Ведущий: Ребята, расскажите Почемучке, что вы знаете об этой науке.

Ребенок 1: В жизни химия нужна, как предмет она важна.

Ребенок 2: Что химия – волшебница, знают все на свете,

                    Ждут многого от химии и взрослые и дети.

Ребенок 3: Но, чтоб волшебниками стать надо очень много знать.

Воспитатель Химия нужна всем - это правильное утверждение? (да). Давайте порассуждаем. ..

Для чего химию нужно знать врачу? (он определит, что болит у человека, и пропишет такие лекарства, которые излечат болезнь. Если не будет знать химию, не сможет разбираться в лекарствах)

Для чего химию нужно знать повару? (потому что повар соединяет продукты, можно все приготовить вкусно, а можно не вкусно. И еще повар пользуется опасными веществами, например, уксусная кислота. Нальешь много – человек отравиться).

Для чего химию нужно знать маме? (мама пользуется разными порошками, средствами для чистки. Есть пятнышки , которые можно вывести только определенным мылом)

А для чего же детям нужно знать химию? ( Что бы лучше знать окружающий мир, чтобы знать свой организм: что вредно, а что полезно и т.д.)



Воспитатель А знаете ли вы, кто такие исследователи? (Ответы детей).

Воспитатель - Исследователи – это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными предметами и веществами, изучают вещества и тайны окружающего мира.

Почемучка : ! да ребята много знают о такой интересной науке как, а знаете где проводятся химические опыты?

Дети: В химической лаборатории.

Воспитатель Правильно в лаборатории. (слайд ). . Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я в старшего научного сотрудника, а вы в младших. Почемучка будет моей помощницей

. ребята, одевайте фартуки и шапочки
Почемучка :  я расскажу вам правила поведения работы лаборатории.

Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.

Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.

Правило№3 Без разрешения взрослого в руки ничего не брать!

Правило№4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.

Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Этап 2. Основная часть - содержательно-деятельностный этап
(продолжительность 20 минут).


Цель: показать детям, какие можно сделать эксперименты из подручных средств, учить делать выводы, обобщение и закрепление у воспитанников знаний, умений и навыков, полученных в ходе образовательной деятельности и практическое их применение в совместной и самостоятельной игровой деятельности.
Цель: научиться делать различные эксперименты с некоторыми жидкостями, узнать о их свойствах.
Итак, коллеги, пройдемте в нашу лабораторию!
Опыт №1.«Взаимодействие соды и уксусной кислоты. Получение углекислого газа. »

Подскажите как можно надуть шарик? Но мы же с вами — ученые, мы можем надуть шарик научным методом!

Итак:

Наливаем в бутылку уксусную кислоту. Кто мне расскажет о ней.

- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.


Так как уксусная кислота опасное вещество, кто может ее наливать? Правильно, только взрослый

2. В шарик я насыпала соды. Кто сможет рассказать о соде? Сода - это вещество, белого цвета, похожа на муку. Сода нужна в кулинарии, используется для чистки кастрюль, кружек, для полоскания горла и т.д.

3. Теперь надеваем шарик на бутылку и нысыпаем соду внутрь.

— Посмотрите,  что  происходит:  сода  и  уксусная  кислота,  вступают  в реакцию. И что выделяется? (Углекислый газ). Этот газ и надувает шарик.  Сделаем вывод: В результате взаимодействия двух веществ, мы с вами получили третье вещество, углекислый газ.
Опыт №2. «Извержение вулкана ».

- Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана».

Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы) .

- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи соды и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.

Для этого нам нужны вещества: сода, красный  пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты. (О веществах выслушиваю версии ответов детей).

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

- Что такое жидкость для мытья посуды?

- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.

- Что такое лимонная кислота?

- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус,

растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.
- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно.

Миша в жерло нашего «вулкана» насыпает сухую соду.

Маша добавит сухой пищевой краситель.

Юля вольет жидкость для мытья посуды.

И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное.

Что происходит (Ответы детей)

-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.


- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты - образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Почемучка

Я смотрю: учёные устали немного. Давайте отдохнём, проведём физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились

Опыт №3Наш следущий опыт называется «Лавовая лампа».

Его вы проведете каждый самостоятельно.
Для опыта мы возьмем: растительное масло, вода, красители, шипучая таблетка и прозрачный сосуд.

Сосуд наполовину наполнен водой, добавим в воду растительное масло.

Добавляем

Что происходит?

Как вы думаете, почему масло не смешивается с водой?

Затем добавим краситель к воде и маслу.

Добавляем

Потом добавим шипучую таблетку.

Добавляем .

Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки

поднимаются и снова опускаются в нижний слой.

Сделаем вывод: масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. После добавления шипучей таблетки

начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

Дети наблюдают за ходом эксперимента, описывают свои наблюдения, делятся впечатлениями, рассуждают
Опыт №4. «Рисование на молоке».

- Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке».

-Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды.

Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.