Файл: Основы организации менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков
Л. П. Игнатьева, М. О. Потапова
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие
Иркутск
ИГМУ
2014

2
УДК 338.24.01(075.8)
ББК 65.291.21я73
И 26
Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности
Медико-профилактическое дело, при изучении дисциплины «Основы
менеджмента»
(протокол № 4 от 22.05.2014)
Авторы:
Л. П. Игнатьева – д-р биол. наук, профессор, заведующий кафедрой коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков ГБОУ ВПО ИГМУ
Минздрава России
М. О. Потапова – канд. мед. наук, доцент кафедры коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Рецензенты
Т. И. Алексеевская – д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
О. А. Макаров – д-р мед. наук, профессор кафедры общей гигиены с курсом радиационной и военной гигиены ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Игнатьева, Л. П.
И 26 Основы организации менеджмента : учебное пособие / Л. П. Игнатьева,
М. О. Потапова ;ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. – Иркутск : ИГМУ,
2014 – 65 с.
Учебное пособие включает теоретический материал о сущности и роли менеджмента в современных условиях, основных аспектах, базовых моделях теории менеджмента, принципах и методах управления, общих характеристиках организаций, их зависимости от внешней среды и внутренней среды, основных функциях управления, необходимых для исполнения руководителем.
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности Медико–профилактическое дело.
УДК 338.24.01(075.8)
ББК 65.291.21я73
© Игнатьева Л. П., Потапова М. О., 2014
© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2014


3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
4 1.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭТАПЫ
ЕГО РАЗВИТИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА………
6 1.
1. Определение понятий «управление» и «менеджмент»…………….
7 1.
2. Управление как информационный и функциональный процесс……………………………………………………………………..
14 1.
3. Принципы управления………………………………………………
17 1.
4. Методы управления………………………………………………….
22
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ………………………………………………... 25 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ВНЕШНЯЯ И
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….
29 2.
1. Определение и общие характеристики организаций………………
29 2.2.
Типы совместной деятельности в организации…………………….
31 2.
3. Внутренняя и внешняя среда организации………………................
32 2.
4. Организационно-правовые формы………………………………….
37
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ………………………………………………... 41 3.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (ПЛАНИРОВАНИЕ,
ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИИ ТРУДА, КОНТРОЛЬ)……………………
42 3.1.
Планирование как функция управления……………………………
42 3.
2. Организация как функция управления……………………………..
46 3.
3. Мотивация как функция управления……………………………….
50 3.
4. Контроль как функция управления…………………………………
52
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ………………………………………………... 56
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………..
60
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ……………………….
63
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………. 64

4
ВВЕДЕНИЕ
Важность изучения основ менеджмента в современных условиях обусловлена тем, что формирование управленческих отношений обеспечивает, интеграцию всех ресурсов и процессов организации и повышает ее конкурентоспособность. В настоящее время к специалистам в области управления предъявляются высокие требования в плане, как практической подготовки, так и теоретических познаний в сфере научного управления. Это не случайно, так как сегодня именно менеджер является ключевой фигурой в деятельности любой организации.
Анализ нового образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Медико- профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист») показал большие изменения во многих блоках дисциплин, в т.ч. в блоке профессиональных дисциплин, где введены новые предметы. Отдельной дисциплиной представлены «Основы менеджмента».
Учитывая введение новой дисциплины в образовательный процесс в соответствии с ФГОС в основу учебного пособия положены адаптированные учебные материалы проф.
Удалова Ф.Е., доц. Алёхиной О.Ф., доц. Гапонова О.С. «Основы менеджмента»
(Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.);
Большакова А.С. «Менеджмент» (СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 160 с.),
Чуйкина А.М. «Основы менеджмента» (Калинингр. университет. –
Калининград, 1996. – 106 с.), ссылки на данных авторов представлены в списке литературы.
В учебном пособии «Основы организации менеджмента» обозначены узловые вопросы современного управления с учетом того, что знания по менеджменту создают общекультурную базу высшего образования. Первый
раздел включает характеристику таких основных понятий, как организации и менеджмент, рассматриваются этапы становления современного менеджмента.
Во втором разделе анализируются внутренние переменные и внешняя среда организации, ее основные хозяйственно-правовые формы. Третий раздел
включает анализ системы основных функций управления - разработка и реализация стратегических планов, организация, мотивация и контроль.
Целью изучения данного пособия является формирование комплекса знаний, позволяющих овладеть компетенциями: готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации; готовностью к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения; владением компьютерной техникой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач.


5
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать: основы планирования, финансирования и управления системы здравоохранения; основы маркетинга и менеджмента в здравоохранении; основные принципы и методику планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Уметь: использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности; проводить текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств; пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности; самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы.
Владеть: навыками работы с нормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности.

6
1.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭТАПЫ
ЕГО РАЗВИТИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.
Определение понятий «управление» и «менеджмент»
Управлениеэто осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.
Менеджментэто самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления.
Менеджмент предполагает управление не только формальными, но и
неформальными организациями, образующимися и действующими спонтанно на основе личных связей, контактов, приятельских и семейных и других видов отношений.
Многие считают, что «менеджмент» просто синоним понятия
«управления» и не больше, аргументируя дословным переводом английского термина на русский язык. Общеизвестно, что в основе термина «менеджер» лежит английский глагол to manage – управлять, происходящий от латинского
manus –
рука, хотя есть мнение, что глагол первоначально означал «искусство объезжать лошадей». Однако, термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем, подачей теплоэнергии, управление движением поездов и самолетов и т.д.); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вы- вод, что управление – это процесс, ориентированный на достижение определенных целей.
В русском лексиконе слово «менеджмент» появилось в конце XX века в период построения в России рыночной экономики и является необходимым уточнением более широкого понятия «управление». Термин «менеджмент» применяется для обозначения управления социально–экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.
Содержание управления можно раскрыть по–разному, в том числе и как задачу создания среды, способствующей организации усилий для достижения целей группы. Координируя действия группы, управляющий планирует и организует работы, подбирает кадры, распределяет задания и контролирует их исполнение. Работа (функции) руководителя имеют универсальный характер и не зависят от назначения организации, будь она воинской, религиозной или производственной. Все менеджеры независимо от их положения в организации


7 выполняют некоторые общие функции, направленные на достижение поставленных им целей. Надлежащее исполнение этих функций – это одновременно и наука и искусство. Искусство, потому что требует от руководителя творческого использования навыков, приобретенных практикой, и наука, потому что требует использования сформулированных и систематизированных знаний. Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности. Оно накапливалось в течение всей истории развития менеджмента. Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Она разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Основные школы научного менеджмента (рис. 1)
Классическая (традиционная) школа управления: Ф. У. Тейлор (1856–
1915), Х. Эмерсон (1853–1931), Г. Гант (1861–1919), Л. Гилбрет (1878–1972), Ф.
Гилбрет (1868–1924), Г. Форд (1863–1947), X. Хэтэуэй, С. Томпсон, А. Файоль
(1841–
1925), Л. Гьюлик и Л. Урвик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллен, М.
Вебер, М. Фоллет, Р. Шелтон.
Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:
– повышения производительности и эффективности труда;
– нормирование труда;
– работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);
– мотивации труда работников;
– разрешение социальных проблем.
Из этой школы выделилась отдельная группа ученых, внимание которых привлекали общие функции и принципы управления, функции менеджеров и руководителей на всех уровнях управления предприятием. Наиболее известными представителями административной и функциональной школы
управления являются А. Файоль, Дж. Муни, А. Рейли, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р.
Дейвис, Г. Кунтс, С. О'Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард, которые рассматривали следующие вопросы:
– основные принципы менеджмента;
– основные функции управления;
– процессный подход к управлению;
– принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления;
– построение организации;
– централизация и децентрализация власти;
– мотивация труда и стабильность кадров;
– разделение труда;


8
– власть и ответственность;
– справедливость оплаты;
– контроль.
Обучающаяся организация
Управление тотальным качеством
Ситуационные воззрения
Научные направления – теория систем (наука управления)
Школа поведенческих наук
Гуманистическая школа
(школа человеческих отношений)
Административная
(функциональная школа)
Классическая (традиционная школа)
1880 1920 1960 2000 1900 1940 1980
Рис.1. Основные научные школы управления
1 1)
Классическая школа (Тейлор, Форд) – работа, хронометраж, зарплата, нормативы, набор кадров, эффективность труда.
2)
Административная школа (Файоль, Муни) – управление как универсальный процесс, совершенствование организации в целом на основе двух принципов – рациональная функциональная схема управления и соответствующая организационная структура управления.
3)
Гуманистическая школа (Фоллет) – главное – человек. Он – основа эффективности, задача менеджера – обеспечение выполнения работы другими лицами; кроме денег существуют другие способы удовлетворения потребности людей.
4) Школа поведенческих наук – на базе психологии, социологии – мотивация как взаимосвязь поведения и вознаграждения, налаживание межличностных отношений.
5) Наука управления – новая школа управления на базе теории систем, моделирования
(математического), системного анализа и исследования операций.
6)
Ситуационный подход – влияние конкретных обстоятельств.
7)
Управление тотальным качеством на всех этапах деятельности.
8)
Обучающаяся организация – как следствие информационного взрыва.
Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы
1
По материалам методических указаний к лекционным и семинарским занятиям: А. Н. Майоров, Н. Е.
Беняев, А. Н. Харыбин «Основы менеджмента» (Управление предприятием) (МГТУ им. Н.Э. Баумана. –
Москва : МГТУ, 2007. – 109 стр.)

9 следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке, что привело к формированию «школы человеческих
отношений». В конце 1950-х гг. некоторые ее представители выделились в школу «поведенческих» наук (гуманистическая школу), изучающую не просто межличностные отношения, а самого человека.
Своей известностью «школа человеческих отношений»обязана трудам таких ученых, как Г. Мюнстерберг (1863–1916), М. Фоллетт (1868–1933),
Э.Мэйо (1880–1949), Ч. Бернард (1887–1961), Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А.
Райс, Д. Мак–Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Домма, Дж.
Баллантайн, Р. Черчмен, Р. Акофф, Е. Арноф.
Основное внимание исследователей привлекали следующие проблемы:
– социальная ответственность бизнеса перед работниками;
– индивидуальная психология;
– человеческие потребности;
– психология и мотивация работников;
– конфликты (функциональные и дисфункциональные);
– обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;
– формальные и неформальные организации;
– статусы и роли членов коллектива;
– авторитет и лидерство в коллективе;
– роль социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность труда факторов.
Счастливый рабочий – есть эффективный и производительный рабочий, утверждали представители этой школы.
Постепенно становилось ясно, что эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых
(социальных) взаимосвязей внутри организации. Начиналось формирование
школы «социальных систем», которая возникла под влиянием концепций структурно–функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р.
Мертоном, а также общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Такие ее представители, как Ч. Бернард, (1887–1961), Ф. Селзник, Г. Саймон (р. 1916),
Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальные социологи Э. Трист рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих:
– индивид;
– формальная структура организации;
– неформальная структура организации;
– статусы и роли членов организации;
– внешнее окружение (государственные структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т.д.);
– технические средства труда.
Представители этой школы исследовали взаимодействие этих составляющих между собой, неаддитивность, коммуникативные связи и равновесие организационных систем, вопросы мотивации труда (баланс
«вклада» и «удовлетворения»), лидерства, стратегического планирования,