Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

Основные характеристики газотурбинного двигателя «Тайн»

 

 

 

Тг = 288 К

7\

= 309 к

Х а р а к т е р и с т и к а

М а к с и м а л ь ­

М и н и м а л ь ­

Максималь ­

Д л и т е л ь н ы й

 

 

 

 

 

 

ный р е ж и м

ный р е ж и м

ный р е ж и м

р е ж и м

Мощность,

кет

3300

2640

2840

2270

Удельный

расход топли­

 

 

 

 

ва, кг/(квт-ч)

0,308

0,333

0,330

0,354

Расход

газа, кг/с

20,0

18,3

19,1

17,4

Начальная

температура,

969

К

 

 

 

 

 

 

Степень повышения дав­

11,5

ления

кг

 

860

860

860

860

Масса,

 

Длина,

м

 

2,870

2,870

2,870

2,870

Ширина, м

1,068

1,068

1,068

1,068

Высота,

м

 

1,220

1,220

1,220

1,220

Турбина высокого давления

и турбина среднего давления работают

на компрессоры, а турбина

низкого давления — через редуктор на

винт. Ресурс двигателя предполагается довести до 10 000 ч. Основные характеристики судового ГТД «Тайн» приведены в табл. 4.

В связи с высокой температурой газа на входе в турбину (1242 К) сопловые и рабочие лопатки выполнены с воздушной системой охла­ ждения. Рабочие лопатки изготовлены методом горячей штамповки из сплава нимоник. Внутри каждой лопатки имеются три радиаль­ ных канала для прохода охлаждающего воздуха. Охлаждающий воз­ дух у корня лопатки входит в первый охлаждающий канал и, сделав тройную петлю, поступает в радиальный зазор. Расход воздуха на охлаждение составляет 0,8% общего расхода.

На стендовых испытаниях в течение 1000 ч имитировались морские условия эксплуатации, что позволило оценить работоспособность высокотемпературного ГТД в качестве судового. Испытания пока­ зали, что двигатель работает устойчиво и отложение солей в каналах

охлаждения

отсутствует. Основные данные перспективных высоко-

 

 

 

 

Таблица 5

 

 

Основные характеристики двигателей PLT-27 и LTC-4V-1

 

 

Х а р а к т е р и с т и к а

P L T - 2 7

L T C - 4 V - 1

Мощность,

кет

1470

3700

Удельный

расход топлива, кг/(квт-ч)

0,266

0,248

Масса,

кг

 

125

256

Длина,

м

 

0,89

1,060

Ширина, м

0,430

0,560


температурных ГТД малой мощности, используемых на судах с ди­ намическими принципами поддержания, которые в 1970 г. находи­ лись уже в стадии доводки, представлены в табл. 5.

Американская фирма Форд построила для катеров ВМФ двига­ тель мощностью 440 кет (600 л. с.) с начальной температурой газа 1218 К- Фирма Оренда построила высокотемпературный двигатель для десантных судов мощностью 440 кет (600 л. с.) с начальной

температурой газа 1219 К- Оба двигателя

работают по сложной схеме

(с регенератором). Удельный расход

топлива составил 0,258 —

0,280 кг1(квт-ч) [0,190—0,206 кг1{л. с-ч)}.

Опыт иностранного газотурбостроения показывает, что все основ­ ные фирмы, поставляющие судовые газотурбинные установки, уде­ ляют большое внимание повышению начальной температуры газа перед турбиной. Начальная температура газа в настоящее время пока не превышает 1273 К, но имеются попытки создать ГТД с тем­ пературой 1373 К (LM-2500).

§2. Эффективность повышения начальной температуры газа

Наглядное представление о влиянии темпера­ туры газа при входе в турбину на полезную работу и к. п. д. уста­ новки дает изображение цикла на диаграмме Т—s (рис. 5). Если ра­

бота сжатия

остается

постоянной,

 

при любой начальной

температуре

 

газа

Т3,

то

полезная

работа (пло­

 

щадь

цикла)

увеличивается

с по­

 

вышением начальной температуры

 

газа Т3, увеличивается и

коли­

 

чество

подводимого

тепла;

поэто­

 

му к. п. д. установки зависит от

 

соотношения

увеличения

полезной

 

работы

и подводимого

тепла.

 

Для

принятого

отношения да­

 

влений

вначале быстрее растет по­

 

лезная

работа,

чем

количество

 

подводимого

тепла;

к. п. д. цикла

 

также растет. При достижении оп­

 

ределенной

температуры

газа Т3

 

(определенного

для данного

отно­

 

шения давлений) начинает быстрее

 

расти

 

количество

 

подведенного

 

тепла и к. п. д. цикла уменьшается.

Рис. 5. Полезная работа цикла ГТД

Точно так же для каждой началь­

на диаграмме Т—s.

ной

температуры газа есть

опти­

 

мальные отношения давлений, при которых достигается либо мак­ симальная полезная работа, либо максимальный к. п. д. цикла.

Повышение начальной температуры газа в цикле, конечно, отри­ цательно влияет на ресурс установки и ее надежность. Однако при


соответствующих мероприятиях (организация эффективного охла­ ждения деталей турбин) можно значительно уменьшить это влияние. Что же касается экономических затрат на производство турбин ВГТУ, то многое зависит от систем и способов охлаждения. Как правило, повышение температуры газа перед турбиной увеличивает ее по­ строечную стоимость. Но при эксплуатации за счет сниженных удель­ ных расходов топлива это увеличение очень быстро окупается.

Влияние начальной температуры газа на основные показатели ГТУ

можно выразить

с помощью следующих величин.

 

Коэффициент

полезного

действия

где

L e — полезная работа

цикла;

 

Q — подведенное тепло в цикле.

 

Отношение работ — отношение полезной работы цикла ко всей

работе в цикле:

 

 

где

L T — вся работа, произведенная турбиной в цикле;

 

L K — работа

компрессора.

Эта величина характеризует степень совершенства турбин и ком­ прессоров.

Удельный расход воздуха — расход на единицу полезной мощ­ ности, производимой ГТУ:

Эта величина косвенно характеризует компактность машины, ее

габарит и массу, определяет размеры

проточной

части турбомашин

и других элементов ГТУ.

 

 

Коэффициент относительности ресурса — отношение ресурса ГТУ

существующей

и принятой за эталон к

ресурсу

такой же ГТУ, но

с повышенной

температурой:

 

 

где тс

— ресурс

существующей ГТУ,

принятой

за эталон;

т в

— ресурс

высокотемпературной

ГТУ.

 

Этот коэффициент характеризует возможное снижение ресурса дви­ гателя за счет повышения температуры газа перед турбиной.

Коэффициент относительной стоимости — отношение стоимости высокотемпературной ГТУ к стоимости ГТУ, принятой за эталон:

где 5С

— стоимость

существующей ГТУ,

принятой за эталон;

5В

— стоимость

высокотемпературной

ГТУ.


Этот коэффициент характеризует изменение стоимости постройки и эксплуатации за срок службы вследствие увеличения начальной температуры газа.

Показатель маневренности установки можно оценить по отдель­ ным элементам (времени запуска, развитию полных оборотов, при­ нятию нагрузки и т. д.). При увеличении начальной температуры газа уменьшаются габариты турбин, а следовательно, и массы рото­ ров, что приводит к повышению маневренности ГТУ.

Количественная оценка надежности установки при увеличении начальной температуры газа является вопросом сложным и в на­ стоящее время проблемным. Однако можно дать качественную оценку надежности работы высокотемпературной ГТУ по сравнению с су­ ществующей ГТУ, принятой за эталон.

Введение охлаждения основных деталей турбин двояко влияет на надежность установки: повышает надежность работы проточной части (и всей ГТУ) за счет обеспечения более низкой температуры отдельных ее деталей, и снижает надежность за счет введения допол­ нительных рабочих узлов (системы охлаждения).

Зависимость к. п. д. установки, отношения работ и удельного

расхода воздуха от начальной температуры

газа

Т3

можно предста­

вить в следующем виде:

 

 

 

 

(1 + ПЧггСртз - і

11 і

рк

1 -2

( е т - I)

 

°'

 

 

D = -

7\

ГДЄ Л / т . Л / к

m

Ті

11

(l + P ) - ^ - - M e ' » - 0 - 1

 

к. г

 

 

а =

1

срк 1-2 С6"1 — О

 

 

 

 

(1 +

Р')Ч*тС,рТ 3-і у

 

 

 

860

 

(1 + Р ' ) 1 Ц т С .рт 3-і

LpK 1-2

0

 

 

ЛI к

 

к. п. д. турбины и компрессора; средние теплоемкости газа и воздуха в турбине и ком­ прессоре; отношение давлений;

показатель адиабаты; отношение температур;

начальная температура газа в турбине; начальная температура воздуха в компрессоре.

На рис. 6—10 представлены зависимости основных показателей ГТУ от начальной температуры газа и отношения давлений для про­ стейшего цикла. Коэффициенты полезного действия турбин приняты равными 90%, компрессоров 88%. Гидродинамические потери при­ няты по прототипам существующих судовых ГТУ.

Из рис. 6 видно, что к. п. д. с увеличением начальной температуры газа растет, и тем сильнее, чем больше'отношение давлений в цикле.


Эффект от увеличения начальной температуры газа с ростом темпера­ туры уменьшается. Так, для отношения давлений, равного 16, при изменении температуры от 873 до 973 К к. п. д. возрастает более чем на 10%, а при изменении от 1373 до 1473 К — только на 1,5%.

Аналогичное явление мы наблюдаем и на рис. 7, где показана зависимость полезной работы ГТУ от начальной температуры газа. С ростом начальной температуры газа увеличивается полезная ра­ бота. Влияние увеличения начальной температуры газа на полез­ ную работу цикла сказывается сильнее в области больших отноше­ ний давлений. С повышением температуры уменьшается относитель­ ная величина роста полезной работы.

0,75

Рис. 6. Изменение коэффициента полез-

Рис. 7. Изменение коэффициента от-

ного действия

цикла ГТУ

в зависимости

ношения работ ГТУ в зависимости от

от начальной

температуры

газа.

начальной

температуры

газа в цикле.

Удельный расход воздуха с повышением

начальной

температуры

газа падает (рис. 8). Наиболее интенсивно это происходит в области температур до 1073 К-

Зависимость коэффициента относительности ресурса от темпера­ туры представлена на рис. 9. За эталон принята ГТУ с начальной температурой газа 1073 К, изготовленная из существующих марок жаропрочных металлов (№ 1). Общий характер кривых свидетель­

ствует

о том, что с

увеличением начальной

температуры

газа

в цикле

коэффициент

относительности ресурса

растет. Этот

рост

обусловливается уменьшением ресурса высокотемпературной ГТУ

относительно эталона.

Применение

более

жаропрочного металла

(№ 2) или систем охлаждения

(№

1 и №

2) снижает коэффициент

относительности ресурса

ГТУ

(увеличивает

ресурс).

Рисунок 10 показывает зависимость коэффициента относительной стоимости ГТУ от начальной температуры газа. За эталон также при­ нята ГТУ с начальной температурой газа 1073 К-