Файл: Особенности релиигиозного сознания студентов российского исламского института.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во Франции очень всевозможны скандалы вокруг мягкого влияния мусульманского мира на внутреннюю и внешнюю политику страны. Самый значимый из последних - это подборка результатов журналистского расследования о финансовых вливаниях Катара в виде гуманитарных проектов как способа манипуляции внешней и внутренней политикой Франции [9]. Аналогичные, сильно медиатизированные, прецеденты нанесли значимый урон авторитету местных противоборствующих партий, при том, что голос неимеющих французское гражданство мусульман стал важной парламентской мощью. На этом фоне набирают популярность радикально правые настроения, транслятором которых является Э. Земур, чья книга «Французский суицид» стала бестселлером в стране и обеспечила ему приток сторонников [10].

Кого бы не выбрали в качестве главы государства французы в этом году, это событие будет иметь очень серьезные последствия для внутренней политики республики по отношению к некоренному населению и, как следствие, во многом определит взаимоотношения Франции с мусульманскими государствами.

И. В. Следзевский, профессор исторических наук, заведующий Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, профессор РГГУ, сопоставляя глобальные трансформации XXI в., приводит аргументы в пользу того, что «глобальное религиоведение и мировая политика становятся сопредельными и пересекающимися отраслями научного знания» [11, с. 32]. Более того, ученый рассуждает о возможном выделении новой предметной области в науке - международно-политическое богословие, «которое учитывало бы многообразные аспекты взаимодействия современности (модернизационных и глобальных транснациональных процессов и отношений), с одной стороны, и культурно-цивилизационной самобытности, уникального религиозно-исторического опыта народов, стран и регионов мира - с другой» [11, с. 33].

Как отметил И. В. Следзевский, мир поляризуется со все больше нарастающей конфронтацией, существующая система международных отношений находится в состоянии распада, и для сохранения мирового порядка острой необходимостью «становится деполяризация вызовов, которые начинают бросать друг другу Запад и мир ислама, перенесение питающих эти вызовы мировоззрений и моделей мироустройства в плоскость межцивилизационного - культурно-политического и межнационального диалога» [11, с. 37]. А созданная в свое время под эгидой ООН концепция «Мира без границ» (2002 г.), считает учёный, увы, не была освоена мировой общественностью. Это опять убеждает тот факт, что нравственная дихотомия мирового сообщества не может конкурировать с религиозной моделью.


1.2. Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия

Разные народы и государства, имеющие схожие по своему типу культуры, объединяются в определенные союзы, а другие, наоборот, распадаются на части. На основании анализа данных явлений можно сделать логический вывод, что с мировой политической сцены исчезают объединения с установкой на общую идеологию, в том числе и те, которые были сформированы и действовали вокруг сверхдержав. Им на смену приходят уже новые организации, которые достаточно мобильны и созданы на основе общей культуры и цивилизации. Как отмечает С. Хантингтон, есть определенные вызовы в контексте межцивилизационного взаимодействия, а именно происходит так называемое исламское возрождение - перехват и последующий транзит власти к новому исламскому поколению, которое более предано идеалам ислама, чем его предшественники.

Данное поколение занимается формированием представительств сетевых общественных исламистских организаций по типу крупных международных сообществ для того, чтобы показать всей мировой цивилизации, что ислам - это единственный правильный выбор для решения различных социальных и политических проблем в обществе с размытой идентичностью, а также формирования нового смысла жизни и веры на фоне быстро растущих процессов глобализации [2, с. 197-199].

Как заметил русский философ В.С. Соловьев, «люди факта живут, но не они творят жизнь. Твoрят жизнь люди веры» [3, с. 19]. Данные мысли применимы и к исламу. Термин «ислам» в переводе с арабского языка означает «покорность, предание себя Богу», что выражает определенную позицию преданности и любви согласно положениям Корана, священной книги мусульман. Фундаментальной основой ислама является вера в единого Бога - Аллаха - и подчинение его воле. Ислам - по своему смыслу и масштабу монотеистическая религия мирового уровня. Она зародилась еще в VII в. на территории, которую местные жители, арабы, называли Джазират аль-араб (что в переводе означает «полуостров арабов») или сокращенно Аль Джазира. Как отмечает известный российский востоковед Е.А. Резван, жизнедеятельность такой исторической личности, как пророк Мухаммед, а также ранняя история ислама в полной мере могут свидетельствовать о том факте, что эта религия обладает сильной энергией «особой веры», которая способна мобилизовать миллионы людей и объединить их действия для достижения общезначимой глобальной цели [4].


Наиболее уместным при рассмотрении исламской политической мысли автор считает использование термина «исламизм», который представлен не только в качестве идеологии, а в виде комплексного явления, которое включает в себя три элемента одной системы, а именно религиозную, идеологическую и политическую составляющие. При определенной организации и взаимодействии таких категорий, как религия и политика, формируется уже абсолютно новая идеология радикально-политического ислама. Ислам на сегoдняшний день прежде всего является центром консолидации уммы (в переводе с арабского означает «община» или «нация»), тем центром, который определяет самоидентификацию населения по защите своих политических институтов.

Для более детального научного исследования исламизма в контексте межцивилизационного взаимодействия необходимо определиться с понятийным аппаратом, а также его дефинициями. Как заметил отечественный ученый В.В. Наумкин, исследование научных вопросов, связанных с современным исламом, а также различными общественно-политическими движениями и их идеологиями, усложняется в связи с нерешенностью вопроса, который касается именно дефиниций данной проблематики исследования [6]

Исламизм по своему представлению и смыслу является политическим явлением, прежде всего идеологией исламистского движения, а также еще и массовым политическим феноменом в некоторых мусульманских государствах, цель которых - формирование нового общественнополитического развития на основе догм первоначального ислама. Феномен «исламизм» формирует установку прежде всего на так называемые законы шариата, старые коранические традиции, последователи которых утверждают, что только на основании этого возможно истинное развитие и сосуществование исламских обществ современного толка [7, с. 63].

В авторской трактовке политолога И.Л. Морозова политический ислам характеризуется как достаточно разнообразное сочетание многочисленных политических стратегий, которые объединяет движущая идеологическая сила [8, с. 288]. На основании этого и происходит установление определенного влияния, направленного на разработку и реализацию будущих проектов, которые ориентированы на поддержку строгих коранических традиций, возращение к исконно прописанным заветам ислама. Как заметил российский ученый-востоковед Р.Г. Ланда, именно использование ислама в достижении определенных политических целей есть некая стадия социополитического развития исламских стран, которая последовала вслед за религиозно-политической идеологией панисламизма XIX в., а также национализмом XX в. [9]. В то же время, как отмечает исследователь В.В. Наумкин, определение исламизма используется и в так называемой «теории социального движения» [10]. Это социологическая концепция, которая применялась для обозначения различных исламских движений и формирования исламских школьных сообществ, которые ставят целью решение определенных политических задач,
опираясь на положения доктрин, устанавливающих достаточно близкую связь между религией и политикой.

Выводы к главе 1.

Рассмотрение ислама, позволило сделать выводы , что он представляет собой определенную идеологию на политической основе, стратегия развития которой направлена на изменение действующего светского политического режима, а также реформирование общества и государственных институтов власти для последующей установки строгих традиций раннего ислама, определенных норм жизнедеятельности всего общества и каждого отдельного индивида в соответствии с положениями священной книги Коран и необходимостью соблюдения строгих законов шариата для каждого мусульманина. Исламский фундаментализм является составной частью политического ислама, т. к. предусматривает реализацию борьбы за политическую власть для достижения определенных целей именно в политической области. По своей форме он может быть различного вида, как умеренного, так и религиозноэкстремистского направления.




Глава 2. Исламизм и фундаментализм: сущность и перспективы развития

2.1. Истоки исламского фундаментализма

Как среди отечественных, так и среди зарубежных исследователей бытуют несколько точек зрения и на истоки исламского фундаментализма. Так, сторонники идеи о том, что исламизация - побочный продукт процессов возрождения ислама, отмечают закономерность и даже естественность реакций традиционного общества, возникающих на фоне этого возрождения в ответ на давление процессов глобализации.

Другие же исследователи подчеркивают: за политическими проявлениями ислама, особенно в виде крайних, радикальных его форм, стоит борьба различных политических групп за социально-экономические интересы. В качестве предпосылок «энергии протеста» ими используется неравенство мусульманских стран в международных отношениях, а также нерешенность острых социальных и экономических проблем. При этом, обладая мощной социальной харизмой, ислам способен перевести любой подобный протест в религиозную плоскость, а отсутствие в авторитарных мусульманских государствах светских правовых механизмов способно обеспечить исламизму роль единственно возможной в таких условиях оппозиции [9].

Действие харизмы может как нарастать, так и иссякать. Так, начавшееся в XX в. и продолжившееся на стыке XX и XXI веков иссякание харизмы («былая готовность к “жертвоприношению интеллекта” в пользу веры, т. е. в пользу людей, обладающих харизмой, сменяется принесением былой веры в жертву интеллекту, рациональности, расчету»] [4] сегодня в лице исламского вероучения несет потенциал нарастания. Какими же атрибутивными чертами наделяет харизма своего носителя? На наш взгляд, это: 1] четкое/конкретно сформулированное осознание собственных целей вкупе с открытостью самовыражения; 2] ярко выраженная способность воздействовать не только на группу, но и на массы; 3] колоссальный заряд энергии, распространяющийся вовне. Думается, что актуальная правомерность использования термина «харизма» в социально-политическом контексте задается комплексным воздействием нескольких групп причин: западноевропейское христианство (в частности, в лице протестантизма] - это «духовная семья с нечеткими границами» [16, с. 133]. В нашей же интерпретации ислам - это «духовная семья с четкими границами», с учетом того, что в России ислам имеет «автохтонный» характер [11, с. 248];