Файл: Литература Изучение дисциплины следует начинать Основная литература.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кривая спроса
Кривая отражающая зависимость величины спроса от цены товара
(при этом все остальные факторы не изменяются)
Между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (QD) при прочих равных условиях существует обратная зависимость
- закон спроса

Закон спроса
Подтверждается эмпирическими данными. В его
основе лежит несколько факторов.
- Психология покупателей
(люди предпочитают покупать товар по низкой цене)
- Закон убывающей предельной полезности
(каждая новая единица товара приносит потребителю все меньшее удовлетворение)
- Эффект дохода
(при постоянном доходе снижение цены увеличивает покупательскую способность)
- Эффект замещения
(высокие цены заставляют покупателя заменять данный потребляемый товар другими).

Факторы противодействующие
закону спроса
Эффект повального увлечения (желание каждого быть не хуже других)
Действие данного фактора проявляется в том, что с увеличением рыночного спроса (и цены)
индивидуальный спрос также повышается.
Эффект снобизма (желание выделиться из толпы) Уменьшение спроса индивидуума на товар оттого, что его покупают другие.

Факторы противодействующие
закону спроса
Эффект Веблена
(престижное потребление).
Мотивом покупки товара является его цена: покупка дорогих товаров является престижной

Теория предложения
Предложение S (Supply) – это количество товаров, которое производители желают и способны произвести по разным ценам в данный период времени
• Желание производителей продавать свой товар

Величина (объем) предложения
(QS)
Q s - объем (Quantity) предложения (supply)
определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи в данный период времени при данной цене

Условия, влияющие на выбор
продавца
Цена данного товара (p)
Технические возможности производителя(К)
Цены используемых ресурсов (Pres)
Цены на другие товары (p
с
1…………
p
c
m
)
Число продавцов (N)
Налоги и субсидии (Tax)
Ожидания производителей (E)

Способы выражения зависимости
предложения и цены товара
•Табличный
•Функциональный
•Графический

Таблица предложения
Цена
товара
10000 20000 30000 40000 50000
Предлагаемое
количество
350 450 600 800 1050


Функция предложения
В перечне факторов особое место занимает цена товара
.
Допустим все остальные факторы неизменны.
Тогда объем предложения будет зависеть только от цены и функция предложения примет следующий вид:
Q
s
= f (P) Qs = a + b * P
(для линейной функции, где а – свободный член, b – угловой коэффициент)

Графическое изображение
предложения
S 2
P
Q
P
1
Q
1
S 1
S 3

Закон предложения
Чем выше спрос на товар и чем дороже его можно продать
, тем большее количество товара будут готовы предложить на продажу производители и продавцы.
Такая зависимость носит устойчивый характер и называется законом предложения.
Существует прямо пропорциональная
зависимость между ценой товара и его
количеством

3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
88

Равновесие на рынке
Рыночное равновесие
— ситуация на рынке, когда
планы продавцов и покупателей совпадают и
устанавливается цена,
[называемая равновесной
ценой (РE)]
, удовлетворяющая обоих
участников
Таким образом равновесие достигается при:
равенстве объема спроса и объема предложения

Механизм спроса и предложения
P
Q
0
P
e
Q
e
E
S
D
Перепроизводство
Дефицит
D
1
S
1
Е1
Е2

Потребительский излишек
- разница между ценой, которую потребитель готов заплатить, и той, которую он действительно платит при покупке.
Излишек продавца
– это разница между установившейся равновесной ценой и ценой, по которой продавец был готов продать свой товар

Причины нарушения рыночного
равновесия
Факторы влияющие на спрос и предложение
Монополизм
(государства на эмиссию денег, фирм в области ценообразования, профсоюзов в области установления ставок зарплаты)
Деятельность государства
-фиксирование цен либо выше, либо ниже рыночного равновесия;
-налогообложение производства или продаж;
-субсидирование производства или продаж различных товаров;
-непосредственное управление производством.


Максимальная цена
Цена потолка, социально низкая цена, цена,
которая устанавливается ниже цены
равновесия
Пример: ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Максимальная (верхняя) цена
P
Q
S
D
E
Q
e
P
e
P
в
A
Q
d
Q
s
S
1
P
d
E
ч

Q
ч
B

Нижний предел цен
Минимальная цена , цена пола – цена,
которая устанавливается выше цены
равновесия
Пример: запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости; завышение цен на продукцию СП.

Нижний предел цен
P
Q
S
D
E
P
e
Q
e
P
н
Q
d
Q
s
A

4. Эластичность спроса и
предложения

Эластичность
Эластичность
– степень реакции
(чувствительность) одной величины на изменение другой
Коэффициент эластичности
– относительное
изменение одного показателя при изменении
другого на 1%
E = ∆ X (%) / ∆Y (%)

ЭЛАСТИЧНОСТЬ
эластичность СПРОСА
эластичность
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность спроса
Отражает чувствительность потребителя к
изменени различных факторов
- Эластичность спроса от цены
- Эластичность спроса по доходу
- Перекрестная эластичность

Измерение эластичности
Для измерения эластичности используют два способа:
- Исчисление коэффициента
эластичности в точке (1)
- Исчисление коэффициента дуговой
эластичности (2)

Эластичность спроса от цены
Показывает какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного увеличения цены
1. Исчисление коэффициента эластичности в точке (1)

1.
Еd
P
= % ∆ Q / % ∆ P (4 : 2) или (2:4)
(характеризует относительное изменение величины спроса при бесконечно малом изменении цены)
Относительное изменение величины спроса
- ∆ Q (%) = (∆ Q / Q) × 100%
Относительное изменение цены
-
∆ P (%) = (∆ P / P) × 100%
2. E dp =(∆Q/Q) : (∆P/P) или = (∆Q/∆P)×(P/Q) Или = Q´(P) × P / Q
В зависимости от того какой из двух уровней цены и объема продукции принимается при определении второго сомножителя возможны два варианта формулы для расчета эластичности, приводящие к разным результатам:
E dp =(∆Q/∆P)×(P0/Q0)
P0, P1 – цены продукции в начальной и конечной точках
E dp = ( ∆Q/∆P)×(P1/Q1)
Q0, Q1 – количество продукции в начальной и конечной точках


2.Коэффициент дуговой эластичности
(эластичность спроса на отрезке) – во избежание
неопределенности
Ер = (∆ Q /∆P) х [(P1 + P2) / (Q1 + Q2)]
P и Q согласно правилу серединной точки имеют средние значения
P=(P
1
+ P
2
) / 2 и Q=(Q
1
+ Q
2
) / 2

Виды спроса в зависимости от
эластичности по цене
• Еd
P
> 1 – спрос относительно эластичен (предметы роскоши)
• Ed p
< 1 - спрос относительно неэластичен (продукты питания)
• Еd
P
= 1 - единичная эластичность (транспортные услуги)
• Еd
P
= 0 – спрос совершенно неэластичен ( спрос на инсулин)

Еd
P
=  - спрос совершенно эластичен ( если цена фиксирована, например государством, то спрос меняется вне зависимости от цены

Эластичность спроса от цены
P
Q
1
Е
P
> 1
E
p
< 1
Е
P
= 0
Е
P
= 

Эластичность спроса от цены
Абсолютная эластичность (существование только одной цены
)
P
Q
Е
P
= 

Эластичность спроса от цены
Абсолютная неэластичность (изменение цены не отражается на величине спроса
)
P
Q
D

Факторы, влияющие на
эластичность
- Товары-заменители (чем больше товаров-заменителей,
тем выше ценовая эластичность)
- Фактор времени (в краткосрочном периоде – спрос менее эластичен, чем в долгосрочном)
- Значимость товара (на товары первой необходимости менее эластичен, чем на предметы роскоши)
(удельный вес товара в бюджете потребителя, размер дохода, качество товара, запас товара,ожидания потребителя)

Перекрестная эластичность
Отражает процентное изменение спроса на товар А при однопроцентном изменении цены на товар В.
Используется для определения взаимозаменяемых и
взаимодополняемых товаров.
Е
P
ав
=
b
a
P
Q



Перекрестная эластичность
Е
P
ав
> 0 - товары взаимозаменяемые
(масло, маргарин)
Е
P
ав
< 0 - товары взаимодополняемые (обувь, гуталин
)

Е
P
ав
= 0 (независимые блага)
Два блага являются независимыми, если спрос на них
относительно независим друг от друга -
изменение цены на один товар не имеет никакого влияния на величину спроса на другой.
Например, при увеличении цен в ресторанах, не ожидается, что это приводит к изменению спроса на
художественную литературу.

Эластичность спроса по доходу
E
dI
= ∆Q
d
: ∆ I
I - доход (Income) потребителя
Q d - объем (Quantity) спроса (demand)


Эластичность спроса по доходу
E
dI
> 0 - товар полноценный - нормальный - высшей категории
(рост дохода увеличивает его закупки)
E
dI
< 0 - товар неполноценный- инфериорный
(низшей категории)
Особой категорией неполноценных благ являются товары Гиффена
(товары, потребление которых увеличивается при повышении цены и уменьшается при снижении цены: чай, хлеб, рис, макароны)

Эластичность спроса по доходу
E
d
= 0 - товар нейтральный
(это блага, потребление одного из которых никак не влияет на цену
другого. Например, автомобиль и видеомагнитофон, крем для бритья
и фен)
E
d
> 1,
(рост объема закупок превышает рост дохода данного потребителя: товары длительного пользования, предмет
роскоши)
• 0 < E
d
<1 –
товары первой необходимости
• E
d
= 1 –
товары повседневного спроса (обувь, одежда)

Эластичность предложения
Показывает изменение объема предложения под влиянием изменения цен.
E
sp
= ∆Q : ∆ p

Факторы
Эластичность предложения зависит
также:
а) от способности товара к длительному
хранению;
б) от возможности расширения
производства товаров;
в) от фактора времени.
117

Эластичность предложения
P
Q
S 1
S2
А
В
р1
С
D
p2
F
K

Эластичность предложения
Абсолютная (совершенная ) эластичность
(существование только одной цены; предложение чувствительно к изменению цены; предложение может изменяться во времени при неизменности цены и стоимости ресурсов). Пример –
высококонкурентные рынки с многочисленными покупателями.
P
Q
Е
s
P
= 

Эластичность предложения
Совершенно неэластичное предложение
(изменение цены не отражается на величине предложения)
Пример – предложение картины известного художника; предложение товаров, не подлежащих хранению)
P
Q

Эластичность спроса от цены и
совокупная выручка
E
d p
> 1
Р
TR P TR
E
d p
< 1 P TR P TR
E
d p
= 1 TR = const

Эластичность спроса от цены и
совокупная выручка
p
Q
PQ
Q
0 0
1
Epd  1
Epd < 1
1>