ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б)организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
в)помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;
г)осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.
Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.
Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ.
Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации в своей основе является одинаковым, получающим, однако, свою конкретизацию применительно к их отдельным группам, отражающую различия в объеме их прав и обязанностей, обусловленные возрастом, состоянием здоровья, фактической реализацией их субъективных прав и другими факторами. Чаще всего эти различия предусматриваются текущим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, иногда отражающими наступление фактических обстоятельств.
С учетом этого в специальной литературе по административному праву выделяют различные виды административно-правового положения граждан РФ. Представляется более соответствующим логике действующего законодательства выделение общего, специального, индивидуального административно-правового положения граждан РФ.
Общее — равное для всех граждан РФ,специальное — характерное для определенных групп граждан РФ, наделенных дополнительно специальными правами и обязанностями (пенсионеры, инвалиды, студенты государственных вузов и т.д.),индивидуальное — присущее лишь данному конкретному гражданину, персонально наделенному теми или иными правами в данном конкретном случае, административно-правовое положение. Разумеется, что специальное и индивидуальное правовое положение гражданина могут совмещаться с общим, а индивидуальное может также дополнять и специальное правовое положение. Специальное и индивидуальное правовое положение приобретается нередко на основании специальных правовых норм и в порядке реализации субъективного права или обязанности (в случае оформления выхода на пенсию и т. д.), на основании иных юридических факторов, например, достижения возраста, необходимого для призыва в Вооруженные Силы РФ).
Структура административно-правового положения гражданина РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г) организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также исполнение ими возложенных на них нормами административного права обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего,объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливаются и изменяются при помощи норм административного права.
В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».
Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:
а) с системой исполнительной власти;
б) с системой местного самоуправления;
в) с государственными предприятиями, учреждениями и организациями;
г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и их представителями, правда, в достаточно ограниченных случаях. Например, при участии в осуществлении общественного контроля.
Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста.
Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется.
2. Административно-правовое регулирование реализации прав и обязанностей граждан. Права и обязанности, реализуемые в рамках: регистрационных, лицензионных, контрольно-надзорных, административно-деликтных отношений.
Ответ:
Регистрационные отношения.
Административно-правовое регулирование реализации прав и обязанностей граждан в сфере регистрационных отношений осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- 210-ФЗ), Распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. № 2113-р «О перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления 2113-р», Приказами соответствующих органов государственной власти, утверждающих административные регламенты в сфере государственной регистрации, в ведении которого находится государственная услуга.
Административные регламенты оказания государственной услуги по совершению регистрационных действий принимаются в соответствие с требованиями указанных законодательными актов и определяют права и обязанности граждан при получении такой услуги.
Прежде всего, граждане имеют право на получение информации и консультирование по вопросам предоставления государственной услуги в сфере регистрации, проводимой государственным органов в соответствие с административным регламентом, а также на качественное и доступное получение такой услуги.
При этом на заявителя возлагается обязанность по предоставлению определеннымх регламентом сведений и документов. В случае, если некоторые документы находятся в распоряжении органов государственной власти, заявитель (в данном случае гражданин) вправе предоставить их по собственной инициативе, но не обязан. Такие документы запрашиваются государственным органом по каналам межведомственного информационного взаимодействия на основании Федерального закона № 210-ФЗ, за исключением документов согласно ч.6 ст7 указанного закона, если иное не предусмотрено непосредственно административными регламентами, принимаемыми в соответствии с требованиями законодательных актов.
Граждане при запросе о предоставлении государственной услуги обязаны предоставлять достоверные сведения. При этом вправе подать запрос в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствие со ст.21 Федерального закона № 210-ФЗ.
Права и обязанности граждан, связанные непосредственно с предметом регистрационных отношений помимо административных регламентов определяются напрямую требованиями Федеральным законом в соответствующей сфере, а именно Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными.
Указанные законодательные акты обязывают заявителя соблюдать срок для обращения в государственные органы для совершения регистрационного действия.
Лицензионные отношения.
Правовое регулирование лицензионных отношений с учетом прав и обязанностей граждан вытекает из Федеральных законов, регулирующих деятельность в определенной сфере деятельности, для осуществления которой необходимо получение лицензии. Выдача лицензий, в свою очередь, подпадает под оказание государственных услуг в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- 210-ФЗ), Распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. № 2113-р «О перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления
».
Процедура и порядок выдачи лицензии в рамках предоставления государственной услуги определяется административным регламентом. При этом заявитель обладает те ми же правами и обязанностями, которые изложены выше для оказания государственной услуги. Кроме того, гражданин (индивидуальный предприниматель) и его деятельность, подлежащая разрешению (лицензированию) обязан соответствовать требованиям, предьявляемым к соискателю лицензии нормами федерального законодательства в сфере здравоохранения, обращения с лекарственными препаратами (лицензирование фармацевтической деятельности», о недрах (выдача лицензии (разрешения) на пользование участком недр) и иные.
Контрольно-надзорные отношения.
В случае, если гражданин осуществляет свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, права и обязанности в данной сфере отношений в целом определяются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .
При проведении проверок в отношении указанных лиц, индивидуальный предприниматель вправе присутствовать при проведении проверки, а также знакомиться с документами и информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, с результатами проверки, обжаловать результаты проверок, требовать возмещение вреда, причиненного проведенным контролем.
Обязанности такого лица заключаются в том, чтобы представить документы по требованию контролирующего органа в соответствие с правовым актом о проведении проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса в соответствие с ч.5 ст.11 вышеуказанного федерального закона, а также присутствовать при организации и проведении мероприятий по выполнению обязательных требований.
В случае, если субъектом проверки органом государственного контроля (надзора) является гражданин (физическое лицо) права и обязанности при проведении контрольных мероприятий в отношении него определяются законодательными нормами, определяющим порядок проведения контрольных мероприятий, в том числе Положениями о соответствующем виде контроля, принятом на федеральном уровне, законами субъектов РФ.
При этом обязанность граждан по соблюдению обязательных требований в определенных сферах, например в сфере земельного законодательства в области использования земельных участков, законодательства о недрах в области использования участков недр, требований в иных сферах подпадают под предмет государственного или муниципального контроля.