Файл: Циклонная плавка. (Теоретические основы, технология и аппаратурное оформление).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
(одна форсунка с небольшим углом распыла) и расположении форсун ки у верхнего среза воздушного сопла большая часть топлива транс портируется периферийным потоком в верхнюю часть камеры, где происходит его газификация. Отсюда центральным вихрем продукты газификации выносятся к выходному соплу и, смешиваясь здесь с газами периферийного потока, содержащими свободный кислород, до-
Ось циклона fas ціжломі
Рис. 113. Распределение концентраций: избытка воздуха а (а) и полноты тепловыделения ср (б) в диаметральных сечениях циклонной камеры.
горают. Такая структура процесса (горение жидкого топлива на выхо де из диафрагмы) неприемлема из-за низкой полноты тепловыделения в верхней части камеры (рис. 113).
Наиболее равномерное питание верхней части циклонной камеры горючей смесью достигается рассредоточением ввода топлива по высо те воздушного сопла. В этом случае обеспечивается хорошее смесеобра зование и высокая полнота тепловыделения. При таком вводе топлива поля температур заметно сглаживаются, а на периферии циклонной камеры создается максимальный по сравнению с другими вариантами уровень температур, что обусловливает возможность надлежащей теп ловой обработки материала уже в верхней части циклонной камеры
(рис. 114).
Соответствующей корректировкой расхода вторичного воздуха со держание окиси углерода в плавильном пространстве может быть до ведено до величины, отвечающей требованиям технологии. Такой ввод
245
топлива использован в плавильных циклонах, работающих в режиме пироселекции, когда должны протекать восстановительные реакции.
Для процессов, нуждающихся в окислительном обжиге материа ла с последующим его расплавлением (например, переработка суль фидных медных концентратов), оптимальным следует считать рассре доточенный ввод жидкого топлива, подаваемого через две форсунки,
Рис. 114. Распределение концентраций: избытка воздуха и (а), полноты тепловыделения ср (б) и температур (в) в диаметральных сечениях цик лонной камеры.
расположенные у верхней и нижней кромок воздушного сопла. При этом в верхнюю форсунку подается меньшее количество топлива, чем
246
через нижнюю. В таком случае на периферии верхней части циклон ной камеры возникают зоны с повышенным содержанием кислорода, необходимого для осуществления десульфуризации, а на периферии нижней части циклона — слабовосстановительная атмосфера, исклю чающая образование окисленной меди, которая теряется со шлаком. Такой ввод топлива обеспечивает также благоприятные для термиче ской обработки материала поля температур в объеме и пристенной об ласти циклонной камеры и приемлемую полноту тепловыделения
(рис. 115).
Аналитическое исследование условий выгорания жидкого топли ва, проведенное на ЭВМ для различных вариантов циклонных камер, способов ввода топлива и начальных условий (размеры капель, ско рость, координаты места ввода), позволило выявить некоторые харак терные особенности процесса.
Так, например, установлено, что при аксиальном вводе жидкого топлива с увеличением диаметра циклона характер процесса прибли жается к факельному, и основное количество топлива направляется к выходу по центральной части циклона, практически минуя циркуля ционные зоны, имеющие место в этих устройствах. Таким образом, данные аналитического решения согласуются с рассмотренными выше экспериментами [168].
При тангенциальном вводе топлива увеличение диаметра цикло на не оказывает заметного влияния на распределение топлива в при стенной части камеры. Угрубляя распыл топлива, увеличивая скорость впрыскивания или приближая ввод его к стенке, в камерах большо го размера можно получить такой же уровень температур и распреде ление концентраций, что и в камерах малого диаметра.
В целом результаты расчетов качественно подтверждаются реаль ной картиной процесса, наблюдавшегося в стендовых и промышленных циклонных камерах.
Исследование полей скорости и давления в неизотермических условиях позволило установить различие в структуре потоков и оце нить количественные поправки, которые необходимо вносить при пе реходе от холодных продувок к реально работающим циклонам. Под твержден вывод Л. Л. Калишевского [100] о том, что относительная тангенциальная скорость в реальных условиях превышает таковую для холодной камеры в соответствии с соотношением
где ег и £*— коэффициенты сохранения скорости при горении и в изотермических условиях;
247
С ечение (ѵ С ечениет С ечен иеі
Рис. 115. Распределение концентраций: избытка воздуха а (а), полноты тепловыделения ф (б) и температур (б) в диаметральных сечениях цик лонной камеры.
Тг и Tx— температура потока при горении и в условиях холодных продувок, °К.
Качественная аэродинамическая картина потока в обоих случаях практически одинакова. Позднее было выявлено [171, 173], что наи более сильно на выгорание жидкого топлива влияет равномерность его распределения в воздушном потоке и предварительное испарение топлива до его поступления в циклон.
Эти факторы изучались при размещении топливных форсунок в воздухопроводе, подводящем воздух в циклон. Распыл топлива одной форсункой или группой центробежных форсунок против потока воздуха во всех случаях сопровождается снижением химического не дожога и характеризуется более равномерным распределением полей концентраций, чем при подаче топлива вдоль потока.
Другой эффективный способ повышения полноты тепловыделе ния •— рассредоточенное распределение топлива по сечению воздуш ного потока, входящего в камеру. В этом случае сжигание жидкого топлива происходит аналогично турбулентному горению практически гомогенного факела. Таким образом, наиболее рациональным вводом жидкого топлива в циклонную камеру является ввод тангенциальный: изменяя место и направление подачи топлива по отношению к вто ричному воздуху, регулируя расход топлива по форсункам можно по лучить нужные для технологического процесса поля температур и концентраций.
Аксиальный ввод жидкого топлива для технологических цикло нов неприемлем, так как капли топлива испаряются и сгорают в объе ме, не достигая стенок циклона, в результате чего в периферийной об ласти наблюдается низший уровень температур.
Для технологической циклонной камеры принципиально пригод ны (и фактически используются) любые виды топлива — твердое, жид кое и газообразное. В ряде случаев оказывается, однако, желательным применение твердого топлива. Это может быть продиктовано усло виями топливоснабжения предприятия, экономическими соображе ниями, а для некоторых процессов — и требованиями технологии. Так, при переработке окисленного полиметаллического сырья цветной ме таллургии для осуществления плавки с возгонкой летучих компонен тов добавка твердого восстановителя (с целью создания локальной восстановительной зоны при общей слабо окислительной атмосфере) является необходимым элементом технологии. Не вызывает сомнения, что в таком случае использование твердого наиболее целесообразно, поскольку оно обеспечивает одновременное выполнение энергетиче ской задачи (генерации тепла) и организацию заданного технологи
ческого режима.
Возможность эффективного использования твердого пылеугольно
249
го топлива в циклонных технологических аппаратах подтверждена в ряде работ как при восстановительных, так и окислительных процес сах [63, 68, 91]. С учетом особенностей горения твердого топлива, в частности с более затяжными подготовительными стадиями, а также отмеченной выше спецификой смесеобразования в циклонной камере его сжигание не может быть организовано аналогично сжиганию газа или мазута, т. е. до начала технологического процесса. Следовательно, при организации процесса необходимо учитывать весь комплекс явле ний, связанных с совмещением горения твердого топлива и переработки дисперсного технологического материала. Здесь, очевидно, существен ную роль играют и вопросы балластирования потока топлива негорю чими элементами шихты и изменение состава газовой фазы за счет химического взаимодействия с ней различных элементов перерабаты ваемого материала. Многообразие технологических процессов и соот ветственно условий их протекания практически исключает возмож ность каких-либо общих решений: горение твердого топлива должно рассматриваться с учетом условий, определяемых конкретным процес сом и аппаратом.
Как было показано, процесс горения дисперсного твердого топли ва в циклонной камере осуществляется фактически в две взаимосвя занные и взаимообусловленные стадии: горение топлива в объеме и горение в пристенной области и на пленке расплава. Роль каждой из стадий в общем процессе горения меняется в зависимости от ряда фак торов (гранулометрического состава и качества топлива, геометриче ских и режимных параметров камеры), однако наличие обеих — не пременное условие процесса.
Подтверждением могут служить многочисленные эксперименталь ные данные, полученные в стендовых и промышленных циклонных топках [13, 64, 82, 143]. Наличие пристеночного горения твердого топ лива обнаружено и в исследованиях на технологических циклонных камерах. Так, в стендовых опытах по циклонной плавке измельченных сульфидных материалов [40, 63, 64] отмечено, что через какое-то время после разогрева циклона жидким топливом прекращался рост температуры стенки и тепловой режим циклонной камеры стабилизи ровался. Однако сразу же после подачи материала (шихты), содержа щего горючие составляющие (сульфиды), температура стенки заметно возрастала. Это объясняется тем, что при разогреве циклона тонко распыленное жидкое топливо быстро испаряется, вследствие чего влияние центробежных сил на него оказывается ничтожным и частицы сгорают в объеме, не достигая стенки. С подачей же шихты в резуль тате ее сепарации центробежной силой на стенку циклона начинается горение сульфидов на стенке, что и приводит к возрастанию темпера туры в периферийной области.
250
Наиболее отчетливо роль пристеночного горения выявлена при ис следовании восстановительных технологических процессов. На основе представленной схемы горения было предложено осуществлять пла вильные возгоночные процессы путем присадки в шихту грубо размо лотого твердого восстановителя или отопления камеры твердым топли вом угрубленного помола. Предполагалось, что повышенная сепарация углерода на стенку создаст восстановительную среду в пристенной зо не циклона, а также обеспечит возможность восстановления соедине ний (например, окислов цинка) твердым углеродом в пленке расплава, покрывающего стенку. Последующие опыты по переработке различных материалов с использованием такой технологии полностью подтверди ли ожидания [67] : процесс восстановления металлов происходил весь ма интенсивно, что характеризовалось высоким извлечением металлов в возгоны и при хорошо отрегулированном процессе не сопровожда лось повышением недожога топлива.
Аналогичный метод ведения восстановительных плавок приме нялся в работах МЭИ, в которых он был существенно развит и получил название «химического перекоса» [91, 174, 175]. Опытами установле но значительное повышение содержания восстановительных компонен тов (СО и Нг), а также концентрации твердого углерода в газовой среде пристенной зоны. Отмечалась хорошая регулируемость восстанови тельной среды и отсутствие химического недожога топлива на выходе из камеры.
Таким образом, при сжигании твердого топлива в технологической циклоной камере необходимо учитывать, что, во-первых, в камере про ходит совмещенный процесс горения углеродистого топлива и реаги рования технологического материала, течение которого определяется конкретными свойствами перерабатываемого сырья; во-вторых, опре деленная часть коксовых частиц сгорает на стенке (в пристенной зоне) камеры и может оказывать влияние на течение технологического про
цесса в пленке расплава, |
покрывающего стенку. |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
1. |
За л о г и н Н. Г., Ш у х е р С. М. Очистка дымовых газов. М.-Л., 1948. |
|
2. |
К о у з о в П. А. Очистка воздуха от пыли в циклонах. Л., 1938. |
|
3. |
С м у X н и и П. Н., К о у з о в П. А. Центробежные пылеотделители-цикло- |
|
вы. М.-Л., 1935. |
|
|
4. |
К а ц н е л ь с о н Б . Д. Некоторые вопросы аэродинамики циклонной топоч |
|
ной камеры. Тр. совещания по прикладной газовой динамике. Алма-Ата, 1959. |
||
5. |
Л я X о в с к и й Д. Н. |
Исследование аэродинамики циклонной камеры. |
В сб.: «Вопросы аэродинамики и теплоотдачи в котельно-топочных процессах». М.,
1958.
6. Л я X о в с к и й Д. Н. Некоторые результаты предварительных опытов по
исследованию циклонной топки. «Котлотурбостроение», 1951, № 6.
251