Файл: 1, Какие информационнокоммуникационные технологии (икт) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания информатики Какие икт вы находите наименее приемлемыми Ответ аргументируйте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1, Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания информатики? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми? Ответ аргументируйте.

Перед общим образованием стоит вызов - внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС второго поколения ориентированы на достижение не только предметных результатов, но и на развитие личности обучающегося, формирование универсальных учебных действий. Помимо предметных к образовательным результатам добавляются личностные и метапредметные. При реализации ФГОС на уроках информатики очень важной становится практическая направленность образовательной деятельности.

Основа ФГОС второго поколения - системно-деятельностный подход, который способствует творческому развитию личности, формирует потребность саморазвития и непрерывного самообразования.

Основные принципы информационно-коммуникационного подхода:

- естественность

- социальность

- активность

- нелинейность учебного процесса

Эти принципы полностью отвечают требованиям новых стандартов. Средства ИКТ - это наиболее эффективные средства реализации проектного метода обучения. Они позволяют строить учебный процесс на основе самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, которая способствует достижению определенного уровня компетентности, и дает возможность совершенствовать свои знания в различных областях, и получать удовольствие от самообразования.

Информационные образовательные технологии отлично сочетаются и дополняют передовые педагогические технологии. Они позволяют существенно изменить формы и методы учебной работы

Различные информационно-коммуникационные технологии являются эффективными в практике преподавания информатики. Цифровая грамотность обучающихся связана с базовыми компетенциями ФГОС. Технологии медиаобразования способствуют развитию критического мышления и раскрытию творческого потенциала обучающихся. У них формируется коммуникативная компетенция, информационная грамотность. Медиатексты способствуют повышению мотивации ребёнка для него не только источником прикладных знаний, но и формируют определенную систему взглядов на мир. Поэтому одна из важнейших задач современного школьного образования формирование и развитие информационной культуры обучающегося.


В преподавании информатике важное направление – Создание презентаций, активных роликов, изучение основ видеосъемки и монтажа. Важна интерактивность и возможность поделиться своей работой, опытом с другими участниками.

Подростки любят работать над различными социальными проектами, а потом оформлять их в виде презентации, роликов, плакатов, буклетов и т.д. Для школьников 7-9 классов особое значение имеет творческая работа с текстами. Например представление текстового материала в различной форме:

- Табличной

- Графической

- В виде графов

- В виде диаграмм

- В виде различных иерархических структур

Это способствует развитию гибкости мышления, у них развивается аналитическое, логическое мышление, что, естественно, влияет на структуру знаний обучающихся.

Существует и используется на уроках информатики технология электронного обучения. Это и дистанционное обучение и различные сетевые взаимодействия как между учащимися, так и между учащимися и преподавателем. К разновидности электронного обучения можно отнести кейс-технологию. Это когда весь комплекс учебно-методических материалов передается обучающемуся для самостоятельного ознакомления.

Не всегда стоит увлекаться дистанционными технологиями обучения в условиях общеобразовательной школы. Его стоит использовать для углубленного изучения некоторых разделов информатики или когда ребенок не может посещать школу. Во время дистанционного обучения теряется полноценное общение ребенка с другими детьми, педагогами, а это важная часть образовательного процесса.

Большой эффект имеют интерактивные формы тестирования обучающихся. Такие тесты позволяют ребёнку выбрать индивидуальный темп тестирования, просмотреть подсказки, увидеть результат непосредственно сразу после прохождения тестирования и даже во время выполнения теста.

2, Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в преподавании информатики. Приведите примеры их реализации на практике.



Во время выбора методов и приемов обучения информатике необходимо учитывать различные факторы. К этим факторам относятся:

- обеспеченность образовательного процесса оборудованием и программными средствами

- обеспеченность техническими средствами обучения

- уровень готовности учащихся

- возрастные особенности

Преподавание информатики в связи с особенностями технического обеспечения (наличие автоматизированного рабочего места для каждого учащегося) позволяет перейти на более высокий уровень дифференциации обучения с учётом готовности обучающихся, их индивидуальных особенностей. Во время выборов методов обучения, преподаватель должен помнить об основных целях обучения информатике:

- формирование основ работы с информацией;

- формирование основ научного мировоззрения;

- овладение информационными и коммуникационными технологиями для применения в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

Различные интерактивные образовательные ресурсы представляют большие возможности для индивидуализации обучения. К ним относятся:

- Обучающие игры

- Тесты

- Интерактивные лаборатории и т.д.

Они позволяют выстроить для отдельного обучающегося индивидуальную образовательную программу, учитывающую его потребности, интересы, уровень готовности к усвоению материала.

Использование компьютера во время обучения, позволяет улучшить уровень наглядности и практической направленности учебного занятия. Использование сетевых ресурсов повышает возможности:

- выполнения различных образовательных и исследовательских проектов.

- увеличения объёма

- разнообразия видов самостоятельной работы учащихся

Это все способствует развитию навыков самообучения и саморегуляции.

Также благодаря этому можно использовать такие виды работы, как разработка и представление презентаций, видеороликов, интерактивных плакатов, схем и т.д. Применение компьютера позволяет более взвешено подойти к планированию времени учебного занятия, разнообразить формы работы для лучшей концентрации внимания учащихся. Объяснительно-иллюстративный метод при преподавании информатики переходит на новый уровень, появляется возможность сочетания вышеуказанного метода обучения с деятельностными методиками. Более широкое применение получает метод выработки новых знаний.


Широко в последнее время начали использовать приёмы дистанционного обучения, например для дифференциации домашних заданий, построения индивидуальных образовательных ресурсов.

Информационные технологии всё больше и больше входят в нашу жизнь. Поэтому потребность учащихся в информации, связанной с практическим применением информационных технологий только возрастает. Каждый педагог должен использовать индивидуальные интересы и знания учащихся и организовать взаимную работу в коллективе для обмена знаниями, что открывает возможности и для применения коллективных методов обучения.

3, Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие обучение информатике.

Во время обучения информатике участвуют те же психические познавательные процессы, что и при обучении другим предметам:

- внимание

- память

- мышление

- воображение

Но в связи с тем, что при преподавании информатике подразумевается более высокое включение средств технического обучения, то и протекание этих процессов происходит иначе.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Внимание – особый психический процесс, который не имеет своего психического продукта, а проявляется только при взаимодействии с другими психическими процессами. Внимание и такие качества внимания, как концентрация, устойчивость, переключение – особенно важны именно в процессе получения новых знаний. Во время преподавания информатики включение в образовательный процесс интерактивных средств наглядности, практическая направленность предмета изучения, разнообразие форм организации деятельности позволяет одновременно с повышением уровня мотивации учащегося усилить и вышеуказанные качества внимания, а также подключать одновременно различные виды внимания (интеллектуальное, двигательное, зрительное, слуховое). Но нельзя забывать, перенасыщенность визуальными, интерактивными объектами, затянутость таких процессов, может привести к переутомлению и снижению таких качеств как концентрация, объём внимания.

Память - обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Память – один из важнейших психических процессов, способствующий закреплению изучаемого материала и позволяющий использовать полученные знания в дальнейшем. Одна из серьёзных проблем современной педагогики является перенасыщенность памяти детей большим количеством информации. Появился термин «клиповая память» характеризующий отрывочность визуальных образов, запоминаемых детьми, часто без понимания смысла информации. Во время образовательного процесса необходимо организовать деятельность при получении ребёнком новой информации таким образом, чтобы процесс запоминания сопровождался не просто копированием получаемой информации, а глубоким её осмыслением и применением в деятельности. Необходимо задействовать все виды памяти, наглядно – образную, двигательную, эмоциональную, логическую.


Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений, наиболее важный из познавательных психических процессов. Одной из основных задач развивающего обучения является развитие способности обучаемого именно к мыслительной деятельности. Мышление позволяет выстроить связи между изучаемыми объектами. Содержание программы предмета информатика позволяет применять при организации образовательного процесса все без исключения логические операции от анализа до абстракции. Большое разнообразие задач, реализуемых при преподавании информатики, позволяет организовать разностороннюю работу над развитием индивидуальных качеств мышления ребёнка. Высокий уровень индивидуализации обучения позволяет при организации образовательного процесса учитывать индивидуальный тип мышления ребёнка.

Воображение – способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств. Одной из важнейших функций воображения является функция предвосхищения будущего, которая близка функции формирования будущего плана действий, т.е. функции целеполагания, предвосхищения, комбинирования и планирования. При преподавании информатики эти функции задействованы, а следовательно и развиваются, например, при решении задач на составление алгоритмов, при планировании разработки какого – либо программного продукта (презентации, видеоклипа, буклета и т.д.).

4, Охарактеризуйте основные положения методики преподавания информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС. Приведите примеры их реализации.

Теория и методика обучения информатике (методика преподавания информатики) – педагогическая наука, занимается исследованием и разработкой программного, технического, учебно‐методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении современных информационно‐коммуникационных технологий.