Файл: 1, Какие информационнокоммуникационные технологии (икт) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания информатики Какие икт вы находите наименее приемлемыми Ответ аргументируйте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выбор методик и технологий обучения информатике определяется целями обучения. Наиболее распространены в практике следующие технологии (а также различные комбинации указанных технологий):
- Технологии на основе личностной ориентации - пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.
- Технологии традиционного обучения - представляет собой авторитарную педагогику требований, ученье полагается слабо связанным с внутренней жизнью ученика, с его запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности;
- Технологии развивающего обучения - ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой
- Педагогические технологии на основе интенсификации деятельности учащихся - активная форма организации обучения учащихся, с использованием определенных ресурсов, с минимальными временными затратами и максимальным объемом информации
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательной деятельности (перспективно-опережающее обучение, дифференцированное обучение, технология индивидуализации обучения, групповое и коллективное обучение, компьютерные технологии обучения и т.д.);
При выборе форм организации обучения информатике используется чаще всего классно-урочная система, но прослеживается тенденция и к включению в образовательный процесс дистанционных форм обучения. В первую очередь для реализации дополнительного образования, образования по программам углублённого изучения предмета и при невозможности присутствия во время образовательного процесса.
Выбор форм обучения обусловлен наличием различных условий и довольно широк, применяются как фронтальные, так и коллективные, индивидуальные формы обучения. Например, при наличии компьютера на уроке, можно использовать немедленное воспроизведение учащимся деятельности, демонстрируемой учителем, а также учитель имеет возможность отслеживать деятельность и результаты учеников непосредственно во время урока. Наличие сети, позволяет ученикам самим находить ответ на интересующий их вопрос. Информатика кроме привычных форм обучения сформировала новую форму ученик – компьютер, поэтому одна из важнейших задач учителя сформировать у учащихся навык самостоятельной познавательной деятельности. Роль учителя выражается в оказании помощи в выборе учебных материалов, выборе маршрута обучения. Например, в старших классах можно предоставить учащимся самостоятельный выбор изучаемого языка программирования, в зависимости от их интересов и потребностей.
5, Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
В наше время теория обучения и воспитания опирается, в основном, на традиционную дидактику обучения, развивая основные принципы дидактики применительно к существующим условиям. Традиционная дидактическая концепция базируется на приоритетной роли, функциях и авторитете педагога в организации образовательного процесса. Таким образом основными принципами и в настоящее время остаются:
- системность
- наглядность
- научность
- самостоятельность
- эффективность
- доступность
- преемственность
- деятельность и др.
В то же время развитие информационного пространства, появление новых технологий не только в технике, но и в теории управления, изменение целей и задач образовательного процесса, заставляет постоянно искать новые подходы к выбору методов и технологий обучения. На первое место выходят деятельностные, проектные технологии, происходит возврат к использованию индивидуальных образовательных маршрутов, и в то же время широко используются коллективные методы обучения (например реализация совместных проектов). Основные принципы дидактики получают новую, расширенную трактовку. Например при реализации принципа наглядности появилась возможность взаимодействия обучаемого с визуальными объектами (использование интерактивной доски, моделирование на компьютере, построение 3D-моделей и т.д.), появились новые возможности привлечения детей к созданию и разработке визуальных объектов (презентаций, плакатов и др.). Принцип самостоятельности реализуется при разработке индивидуальных образовательных маршрутов, в различных формах дистанционного обучения.
Применяемые методы обучения в современной школе более ориентированы на деятельностный подход. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Также среди различных методов широко распространены программированное обучение, проектная деятельность. Больше внимания стало уделяться привлечению детей к деятельности по целеполаганию и постановке задач обучения конкретной теме. Лекции стали носить более деятельностный характер. Появилась возможность сформировать вопрос в электронной форме и задать его преподавателю во время лекции не прерывая её, таким образом преподаватель может по окончании лекции ответить на проблемные вопросы. Шире стали использоваться методики самостоятельного получения знаний, особенно технологии проблемного обучения. Метод решения творческих задач широко реализуется при использовании проектных технологий как в образовательной, так и в воспитательной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что существующие до настоящего времени методики и технологии обучения с изменением информационного пространства, изменением динамики передачи информации, получили новые возможности для реализации.
Если говорить о воспитании, нельзя забывать, что воспитание является общественным явлением, развитие коммуникативных навыков и способностей к коммуникации является одной из основных задач современного образования. Выбор методов и форм обучения, а также выбор содержания образовательных программ, должен ориентироваться в первую очередь на развитие личности обучающегося, развитие навыков, необходимых ему для дальнейшего, самостоятельного развития и самообразования.