Файл: Музейная экспозиция Основные понятия. Основное содержание научной концепции экспозиции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Музейная экспозиция


  1. Основные понятия. Основное содержание научной концепции экспозиции

Музейная экспозиция: определение понятия. Экспозиционная деятельность как информационная система, ее трехчастное строение: проектирование, экспозиция, коммуникация (восприятие). Проектирование как исходный этап создания экспозиции, понятийный аппарат проектной деятельности. Экспозиция как сложная система. Внешнее строение экспозиции (визуально воспринимаемая система). Морфология экспозиционного пространства, оборудование, экспозиционные материалы. Понятия «экспонат» и «экспозиционный комплекс». Структура содержания экспозиции (тема, идея, последовательность тем, подтем, экспозиционных комплексов). Экспозиция как текст. Функциональная структура экспозиции.

Экспозиция как форма музейной коммуникации. Основные положения теории социальной коммуникации и формирование понятия музейной коммуникации в контексте проблемы взаимодействия музея и общества. Понятийный аппарат музейной коммуникации. Значение работ Д. Камерона (Канада) для понимания сущности и развития современных концепций музейной коммуникации. Основные модели музейной коммуникации и тенденции в реализации коммуникативной функции музейной экспозиции. Экспозиция как знаковая система, как текст и вид искусства. Объекты и субъекты экспозиционной деятельности (музейный предмет, посетитель, экспозиционер, художник, экскурсовод) в системе музейной коммуникации.

Экспозиционные материалы. Понятие «экспозиционные материалы» как терминологическая проблема музеологии. Экспозиционные материалы как система. Видовая характеристика основных групп экспозиционных материалов. Объекты показа, имеющие значение подлинника, первоисточника знаний о природе и обществе (музейные предметы, предметы музейного значения, нематериальные (неосязаемые) объекты наследия). Предметы/объекты специально изготовленные для экспозиционного использования. Воспроизведения музейных предметов: определение понятия, классификация, роль и значение в системе экспозиции. Научно-вспомогательные материалы, тексты в экспозиции, произведения экспозиционного искусства.


  1. Принципы построения музейной экспозиции

Принцип научности сохраняет свою определяющую роль при построении большинства музейных экспозиций. Он выражается уже в предварительной научной обработке каждого музейного предмета,
помещаемого в экспозицию, в научном исследовании темы, воплощенном в концепции экспозиции. Однако, приняв постулат Н.Ф.Федорова о том, что музей – не судилище, музееведы и музейные работники выдвинули на первый план принцип научной объективности. Он не исключает выражения в экспозиции авторской позиции, но требует от экспозиционера честности и непредвзятости при интерпретации происходивших и происходящих в природе и обществе процессов. Наиболее ярко этот принцип воплощается в многочисленных сегодня проблемных «экспозициях-диспутах», где вопрос ставится, но остается открытым, благодаря чему открывается простор для мысли посетителя.

Второй из общепризнанных принципов – принцип предметности, т.е. опоры на подлинные музейные предметы. Иногда может показаться, что он утрачивает в теории и практике современного музейного дела свой всеобъемлющий и обязательный характер: существуют многочисленные экспозиции, построенные как коллажи, инсталляции, натюрморты без участия музейных предметов или с минимальным использованием последних. Уход из экспозиции музейного предмета, подлинника может привести к потере музейной специфики, размыванию самого понятия «музей». Принцип предметности продолжает оставаться одним из основополагающих принципов построения музейной экспозиции, так как непосредственно связан с ее музейной спецификой.

Третий принцип построения экспозиции – коммуникативность. Построение экспозиции должно быть ориентировано на восприятие разными группами посетителей. Это означает не усредненность, не расчет на некоего мифического «среднего» реципиента. Многослойность экспозиции, построение ее таким образом, чтобы в ней смог найти для себя интересное и важное как ненадолго зашедший в музей «любопытствующий», так и специалист, серьезно занимающийся проблемой, – наиболее перспективный путь.


  1. Типы музейных экспозиций

В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок:

  1. Тематические выставки, в основе которых лежит определенный сюжет;

  2. Фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями;

  3. Отчетные выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов — так называемые выставки новых поступлений.





  1. Тематико-структурный и тематико-экспозиционный план: общее и частное

Тематический план экспозиции — документ, который составляется одновременно с подбором экспозицион­ного материала и определяет содержание и тематичес­кую структуру проектируемой экспозиции.
На третьем этапе научного проектирования разра­батывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указани­ем основных атрибутивных данных; сведения о харак­тере экспозиционных материалов (подлинник, вос­произведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для созда­ния научных реконструкций, разработки научно-вспо­могательных материалов, подробно указываются по­желания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспече­нию сохранности экспонатов.
Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Раскладки — это итог совместной творческой ра­боты научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современ­ные компьютерные технологии позволяют строить мо­дель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.
Разработка тематико-экспозиционного плана в боль­шинстве случаев является завершающим этапом научно­го проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описа­нием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из ки­нематографической практики — сценарий. В основе сценария лежит стрем­ление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции. В сценарии объединяются доку­менты научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия лите­ратурной форме. Особое внимание уделяется средст­вам усиления эмоционального воздействия на посети­телей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалис­тов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий воз­можной формой изложения или детализации экспо­зиционного замысла, которую целесообразно приме­нять при проектировании экспозиций многоплано­вых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.


Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессиона­лизм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных ма­териалов. В противном случае, как показывает накоп­ленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражне­ний, имеющих весьма отдаленное отношение к кон­кретному музею.


  1. Особенности организации выставочной работы

Обозначим основные виды проблем в выставочно-ярмарочной деятельности, которые остаются нерешенными в настоящее время. Во-первых, существующая ныне в России нормативная правовая база регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности далеко не в полном объеме. Законодательство о выставках требует разработки дополнительных нормативных правовых актов. В частности, как следует из Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации (Санкт-Петербург, 2001; одобрена на заседании Правительства Российской Федерации, протокол № 12 от 29 марта 2001 г.) отечественное законодательство о выставочно-ярмарочной деятельности нуждается в следующих нормативно-правовых актах:[2]

А) об упорядочении деятельности в области организации и проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации;

Б) об общих правилах проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации;

В) об упорядочении процедур присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составления календаря выставок, имеющих официальный статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок.

Из следующих проблем, стоящих перед российской выставочно-ярмарочной деятельностью, следует назвать, во-вторых, отсутствие скоординированного подхода к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, а также общей идеологии формируемых на них экспозиций (в первую очередь – национальных и региональных).

В-третьих, нужно упомянуть о неспособности имеющихся методик экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности в полной мере определить ее влияние на экономику России в целом. В том числе, в стране не ведется обобщенная статистика по выставочным организациям, что
делает затруднительным выполнение полноценного, всестороннего анализа текущего состояния данной сферы деятельности в целях составления прогноза ее развития (как долгосрочного, так и краткосрочного).

В-четвертых, отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики Российской Федерации.

Далее следует назвать наблюдаемую в ряде случаев ведомственную разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, а также недостаточное развитие материально-технической базы для выставочно-ярмарочной деятельности (включая и тот момент, что материально-техническая база выставочной деятельности не в полной мере соответствует международным требованиям).