Файл: Особенности сословно представительной монархии в России.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: История России
Тема: Особенности сословно представительной монархии в России
Выполнил(а):
Смолева Виктория Владимировна
38.03.03 Управление персоналом УПН 1421(2)
(направление, группа)
Омск 2023
Содержание:
-
Введение ………………………………………………………………...2 -
Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI-XVII вв ……………………………3 -
Переход к классовой репрезентативной монархии. Консолидация царской власти…………………………………………………………….6 -
Местное самоуправление и его реорганизация: введение самоуправления воеводств и земств. Воеводы, их функции……………………………….14 -
Заключение………………………………………………………………..15 -
Список литературы……………………………………………………….16
Введение.
В целом история российского государства строится на определенных основах, с которыми связаны изменения типов и форм государственно-правовой системы. Развитие государства и права является частью человеческой истории, которая тесно связана с историей национальной экономики, культуры и других сфер человеческой деятельности. Установление сословно-представительной монархии обострило борьбу между идеологами сильной царской власти и носителями идеи феодальной раздробленности, что нашло отражение в исторических документах, сохранившихся до наших дней XVII век можно считать новым периодом в истории России. Одним из самых важных вопросов в истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Уже современники считали Ивана Грозного загадочной и страшной фигурой. Секретарь Иван Тимофеев писал о нем, добавляя, что он "высочайший и славнейший из всех, прославленный от концов небес до концов их". Он - величайший и славнейший из всех, прославленный от края небес до края. И все земли царства его стали как бы обрубленными топором". Иван IV также предстает в истории науки как загадочная фигура. Для большинства историков это была "психологическая проблема", их интересовала личность Ивана Грозного и условия, в которых он был создан. Ранее некоторые историки поднимали вопрос о том, был ли Грозный психически нормальным. Однако в работах Соловьева и Платонова уже были предприняты попытки подойти к этому вопросу иначе. Они рассматривали деятельность Ивана IV как момент решающего противостояния между "началом государства" и старой империей, символом которой был этот грозный правитель. Я считаю выбранную мной тему очень интересной. В этот период жили многие интересные люди и происходили важные для России события.
Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI-XVII вв.
Существование сословно-представительной монархии в России охватывает период более 100 лет и насыщен важными событиями. Активная внешняя политика принесла России новые территории. Ему удалось победить старых врагов - Казань, Астрахань и Сибирское ханство. В результате нижнее и среднее Поволжье и Сибирь вошли в состав России. Началось освоение этих территорий. В середине XVII века произошло исторически значимое событие: в 1654 году по воле народа левобережная Украина была объединена с Россией. Усиление эксплуатации крестьян и крепостных привело к обострению классовой борьбы в стране (бунты, восстания, крестьянские войны под руководством И.И. Болотникова). Ливонская война и Опричнина вызвали большие разрушения в стране. Ситуация усугубляется иностранным вмешательством. После изгнания иностранных захватчиков начался новый экономический подъем. Однако пришлось преодолеть длительный период экономических трудностей: к 1740-м годам обрабатывалось лишь около 40% бывших возделываемых земель, что привело к голоду и обнищанию беднейших классов. К середине XVII века процесс крепостничества был завершен: в середине XVII века был сделан решающий шаг к легализации крепостного права, который выразился в отмене права передачи крепостных от лорда к лорду. Первоначально эта мера считалась временной. Специальным указом был установлен период резервирования, в течение которого крестьянам не разрешалось покидать свои земли. Позже в силу вступили ярмарочные годы: в 1597 году был издан указ о розыске беглых крестьян в течение пяти лет. Впоследствии в закон были внесены поправки, касающиеся срока розыска беглых крестьян, но эта система сохранялась до 1649 года. Соборный указ 1649 года окончательно узаконил закабаление крестьян. С этого момента начались поиски беглых крестьян. В этот период среди правящих классов возникли серьезные противоречия, шла ожесточенная борьба между монархом, его сторонниками и высшей боярской знатью, которая выступала против централизации государства. Борьба за укрепление централизованного государства привела к возникновению представительной монархии. После изгнания интервентов государство стало укрепляться не только экономически: начиная с избрания царем Земского собора в 1613 году, происходила постепенная консолидация Российского государства; к середине XVII века оно вновь окрепло и смогло проводить агрессивную внешнюю политику; к концу XIX века оно смогло стать крупной державой в Российском государстве; к концу XIX века оно смогло стать крупной державой в Российском государстве. Глава 2. Изменения в социальной структуре Боярская и маркизская знать и их политическое положение. Военное и служилое сословие, т.е. дворянство. Зависимое население. Окончательное закабаление крепостных: юридическая отмена Юрьевского дня и эпоха крепостного права. Ограничения крепостного права.Посадские люди (крестьяне). Экономическая основа общества в этот период оставалась прежней: феодальные отношения, но теперь уже в предварительной стадии. Опричнина была направлена в первую очередь против этой группы феодальной элиты. Многие бояре первого периода правления Ивана IV поддерживали меры по укреплению царской власти и централизованного государства. Бояре считали, что главным действующим лицом в жизни страны является боярская дума и что царь должен соглашаться с их мнением. Позже, особенно после введения Опричного террора, возникли конфликты между царем и боярами. Принцип переназначения на государственные должности на основании знатности, а не личных заслуг (местничество) сохранялся и в период сословного представительства в России. Самые важные должности в государстве находились в руках бывших аппаназских князей и бояр. Феодальное дворянство использовало местничество, чтобы помешать монарху принимать собственные кадровые решения без учета интересов бояр-феодалов. Правящий класс включал в себя духовенство, которое было великими феодалами. Церковь владела огромными участками земли. Многие крестьяне работали на землях монастырей и других церковных организаций. Монархи пытались ограничить церковную собственность на землю, но все эти попытки не увенчались успехом. Только Ивану IV удалось в какой-то степени контролировать рост церковной собственности. Крестьянство было разделено между неграми и частными землевладельцами. Поэтому в течение последних нескольких лет крестьяне массово бежали из мест своего проживания. В прошлом фермеры были прикованы к своей земле своими фермами. Поэтому в День Святого Георгия было мало возможностей переходить от лорда к лорду. Однако, когда крестьяне были разорены Ливонской войной и Опричниной, они начали покидать землю в поисках лучших условий. Одной из мер против оттока крестьян было их закабаление.
В то время еще действовало крепостное право. Юридический статус остался прежним. Однако в предшествующий период появилась новая категория иждивенцев: подневольные работники. Они были сформированы из вольноотпущенников (в основном безземельных крестьян). Чтобы стать подневольным работником, необходимо было принять Закон о подневольном труде, устанавливающий правовой статус подневольных работников. Чтобы стать крепостным, необходимо было выполнить определенные условия (например, достичь определенного возраста, освободиться от крепостной и гражданской службы). Города, ремесла и торговля продолжали развиваться в конце 16 и 17 веков. Число жителей, привязанных к посаду, значительно увеличилось. Главу пригорода представляли несколько сотен крупных купцов, гостей, салонов и суконных чиновников. Большинство жителей пригородов составляли мелкие торговцы и ремесленники, выполнявшие разнообразные обязанности. Кроме того, здесь были монастыри, светские феодальные хутора и целые слободы. Их владельцы несли бремя царя и были "белыми" людьми, белыми людьми. Крестьяне и крепостные, жившие на "белых" фермах, были обязаны своим хозяевам, но не платили муниципальных налогов. В конце XVI и XVII веков возникли конфликты между лордами и черными крестьянами. Это правда, что белые землевладельцы привлекали чернокожих на свои земли. По принципу взаимной ответственности оставшиеся черные жители трущоб должны были платить налоги за тех, кто уехал. Более того, ремесленники, работавшие на белых на более выгодных условиях, составляли сильную конкуренцию черным ремесленникам: даже во время Московского восстания 1648 года звучали призывы к ликвидации белых трущоб. Это требование было реализовано актом Палаты советников в 1649 году, который привел к повсеместной отмене белой работы. Белые и их предприятия и ремесла должны были быть проданы черным или записаны в крепостные. Шагом к эмансипации крестьянства стал королевский указ 1550 года, который подтвердил положения о Дне Святого Георгия и одновременно увеличил старую монету, выплачиваемую крестьянством, до двух слотов. В целом, этот sudibici не играл большой роли в закабалении крестьянства, но он поддерживал тенденцию к, так сказать, "затягиванию". Основные юридические документы конца XVI века относительно хорошо сохранились до наших дней. Много предложений было сделано не только по высшим вопросам, но и по низшим: к числу наиболее важных законов XVI века, безусловно, относятся те, которые оказали значительное влияние на общее экономическое развитие России. Это был Указ о закабалении крестьян. Законодательство по крестьянским вопросам можно проследить с конца XVI века до Собольского указа от 9 марта 1607 года, но в этой цепи отсутствует один (возможно, самый важный) закон об отмене праздника Святого Георгия. Вопрос о количестве лет, проведенных в заключении, был тщательно изучен в советской историографии
Переход к классовой репрезентативной монархии. Консолидация царской власти
К середине XVI века облик государства кардинально изменился. На смену раннефеодальной монархии пришла сословно-представительная монархия. Предпосылкой возникновения сословно-представительной монархии стала относительная слабость монарха, который стремился к единоличному правлению, но был вынужден делить власть с боярской думой. В отличие от Боярской думы, царь чувствовал необходимость вовлечения аристократии и городских верхов в национальную политику. Иван IV, боровшийся с боярской знатью, не доверял боярскому парламенту и становился все более зависимым от "среднего дома", состоявшего, в частности, из приближенных к царю людей. Они были главным источником советов. В это время состав боярского парламента значительно изменился. Некоторые из его членов, знатные бояре, были казнены или сосланы. Вместо них в Думу вошли менее знатные представители царской родни, дворяне и чиновники. На роль думы также повлиял опричный террор. В то время было опасно выступать против царя и подчиненных ему пращников. В царствование Ивана IV самодержавие в России еще не существовало, но царь стремился к нему. Введением опричнины он преследовал не только экономическую цель - подорвать экономику бывших маркизатов и ликвидировать экономическое разделение в стране. Политическое значение опричнины заключалось в том, что, запугивая феодальную знать маркизата, Иван IV предпринял попытку государственного переворота с целью установления абсолютной монархии. В основном царю мешали малолетние члены Думы, которые хотели, чтобы он устранил их руководство и стал неограниченным монархом. После введения государственного строя опричнины произошел ряд изменений. Были созданы две системы власти и управления. На Земщине действовала Боярская палата депутатов, высший орган государственной власти, которая делила власть с царем. Опричнина принадлежала царю, который обладал практически неограниченной властью. Государственные органы имели специальные учреждения: Опричная палата, Опричный особый приказ, Опричное войско и Опричная народная казна. Орикуная Дума управляла Боярской Думой и сильно ограничивала ее права. Однако переворот провалился. Это привело к казни многих дворян, а также оппозиционных бояр. Террор Опричной не смог подавить оппозицию боярской знати. Духовенство сопротивлялось террору. В своей проповеди к народу архиепископ Филипп прямо потребовал отмены Опричнины. Император разобрался с ним и получил от церковного совета приказ казнить Филиппа. Тогда Иван IV превратил приговор в пожизненное заключение и заточил его в подземельях монастыря. Однако, поскольку все слои правящего класса - бояре, духовенство и дворяне - уже были недовольны этим ужасом, император почувствовал, что может потерять социальную поддержку, и был вынужден отменить опричнину. Значение опричнины не может быть четко определено. Конфискация земель в первые годы опричнины ослабила боярское дворянство, что в свою очередь усилило аристократию. В нижние советы избирались представители дворянства, чиновники и люди высшего земского сословия (купцы и крупные торговцы). В Земском Совете аристократы, чиновники и особенно купцы играли важную роль, и их участие было решающим в решении различных денежных проблем. Земский собор почти всегда созывался по инициативе царя. Созыв этого органа также происходил по инициативе соответствующих холдингов или групп. Заседания совета проводились жрецами или самим императором. В большинстве случаев встречи и обсуждения проводили представители сословий. Бояре и священники обычно сидели отдельно. Решения совета записывались в специальный протокол, который назывался "Протокол совета". Они были запечатаны королем, патриархами и высокопоставленными лицами. После изгнания иностранных захватчиков в первые годы царствования Михаила Романова страна переживала экономическую разруху и серьезные финансовые трудности. Царизм нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно богатого купеческого сословия. Начиная с двадцатых годов семнадцатого века, власть Рейха несколько укрепилась, и земские собрания стали менее частыми. У Земского собрания не было причин включать царя в свой консультативный совет. Они были верховным органом власти. Во-первых, государственные и политические таланты Ивана Грозного начали реформироваться в 50-м году XVI века. Важной особенностью политической истории российского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление российского централизованного государства. Общей чертой этих реформ является их антибоярский уклон. Правительство Ивана IV обнародовало эти реформы как меру по устранению влияния боярского правления и укреплению экономических и политических позиций его представителей и зависимых от него слоев населения - дворян, помещиков и пригородной верхушки. В данном случае есть основания говорить о том, что правительство Ивана IV имело общий план реформ, включавший широкий круг внутренних вопросов, меры в области землевладения, финансовые реформы и, наконец, церковные реформы. Отправной точкой реформ стало выступление Ивана IV 27 февраля 1549 года, когда он и "Освященный собор" (высшие представители церкви) провели Боярский совет. Речь носила программный характер, излагая основные принципы государственной политики, и была крайне негативной в своей оценке режима бояр. Предметом этой речи является вопрос о боярских детях и их интересах, и все три абзаца посвящены сначала оценке положения боярских детей в прошлом и при боярском правлении, затем требованию, чтобы "принуждение", "оскорбление" и "продажа" боярских детей не продолжались, и формулировке санкций, если они продолжатся. Исследование посвящено следующим двум вопросам. Боярский вопрос был истолкован совершенно противоположным образом. Бояре считаются главной причиной насилия, "оскорблений" и "продажи", которым подвергались боярские дети в прошлом и во время боярского правления.
Царь представил на рассмотрение Освященного Собора и "всех бояр" следующие вопросы ("Царские вопросы"):
-
О борьбе с местничеством, -
О пересмотре усадеб, помещичьих хозяйств и корменьев, -
В монастырских, княжеских и боярских владениях, -
О ликвидации куша, -
О ликвидации трактирщиков, -
По сборам за проезд через реку и проезд по мосту, -
На аванпостах вдоль границ, -
Об учреждении феодальных книг и о регулировании службы в феодальных владениях, -
О регулировании дела о разделе имущества, -
По приказу о предоставлении вдовам детей бояр, -
В порядке надзора за ногайскими послами и посетителями, -
Об общей переписи земель.
Значительные реформы произошли и в церковной жизни: в 1551 году состоялся церковный собор под названием "Стоглавый", решения которого записаны в книге, состоящей из 100 глав. Основными целями церковной реформы были унификация церковных обрядов и создание единого пантеона русских святых. Это было необходимо для устранения различий в исполнении церковных обрядов и почитании святых, накопившихся за период феодальной раздробленности. Он также был призван поднять престиж церкви, который упал из-за моральной деградации духовенства (клерикализм, разврат и пьянство). Кроме того, правительство Ивана IV предложило упразднить монастырские территории, но это предложение не было принято из-за оппозиции большинства осифрян в Соборе. Тем не менее, удалось ограничить земельные владения монастыря, упразднив княжеские и боярские уделы, которые Иван IV пожаловал монастырю в детстве, начиная с 1533 года. Монастырям было запрещено покупать землю без разрешения царя, а потомки феодалов не имели права передавать свои земли церкви "за упокой души" без ведома царя. Таким образом, правительство взяло под контроль земельные владения монастырей. Наконец, церковная реформа была завершена компромиссом между окостеневшим большинством духовенства и несторианским правительством. Земельная реформа Самым важным вопросом для правительства был земельный вопрос. Об особой важности земельного вопроса в планах реформ правительства Ивана IV говорит тот факт, что пять из двенадцати параграфов "Царского вопроса" посвящены земельному вопросу. План правительства заключался в проведении генеральной проверки земель, принадлежащих солдатам. Это было связано с тем, что во время боярского правления произошли значительные изменения в землевладении, когда большое количество земли сосредоточилось в руках одних, а другие потеряли столь же большое количество земли, по сравнению с временами до Васили III. Идея заключалась в том, чтобы сделать землю, увеличенную в эпоху котлов, "избыточной", а "дефицитные" земли отдать "дефицитным". Одним из важнейших направлений политики режима Ивана IV стал царский указ от 11 мая 1551 года. Важность этого королевского указа заключается в том, что в нем сформулированы основные принципы политики в отношении двух основных категорий феодального землевладения: монастырского и королевского. Указ устанавливает ряд мер в отношении монастырского землевладения. Монастырям (и представителям церковной собственности) запрещалось приобретать земли "без доклада" императору." Поместья архиепископов, епископов и монахов должны были доходить до сведения царя великого князя и не покупаться никем без доклада, а поместья князей, бояр и неухоженные поместья не продаваться без доклада". Если кто-либо покупает или продает без ведома предков, деньги теряются покупателем Это утверждение приведено с конкретной целью устранения последствий монастырской экспансии на путях и способах увеличения земельной собственности, использовавшихся монастырями в период боярского правления. Все земли, приобретенные монастырями во время правления Боярда, предусматривали "нахождение земель и утитонов, восходящих к древности"; эдикт от 11 мая 1551 года упоминает, помимо монастырских земель, еще одну: земли княжеских владений". Так, в отношении княжеских имений и имений таких городов, как Твери, а также в отношении владения монастырскими землями, это означало возврат к "старым временам" и возврат к политике владения княжескими имениями, существовавшей до боярского разделения в 30-40-х годах XVI века. Уникальность указа заключалась в том, что он распространял ограничения на родовое землевладение только на определенные территории трех царских домов и Российского государства. Таким образом, решение от 11 мая, положившее начало политике правительства Ивана IV по ликвидации вотчин как экономической основы власти господ, нанесло первый удар по господам, которые до этого момента были самой мощной группой независимых феодалов. Проявлением той же политики стало положение, направленное против всех феодалов Твери и других областей, перечисленных в указе от 11 мая. Все эти поселения были территориями бывших независимых феодальных государственных образований, вошедших в состав центрального русского государства в конце XV - начале XVI веков. Установление контроля центрального правительства над родовыми земельными владениями этих территорий выражало политику борьбы за подчинение бывших феодальных помещиков Апаназского княжества власти Центрального государства России. Военные реформы Уложение 1556 года не только завершило развитие правовых основ земельной собственности, но и завершило начавшийся во второй половине XV века процесс реорганизации армии Русского государства, а именно создание новых военных кадров взамен старых военных кадров периода феодальной ломки. Уложение 1556 года установило порядок прохождения военной службы, и каждый феодал (род или помещик) был обязан нанять определенное количество воинов на конях и готовых к бою с определенного количества земли (150 дециатин). Даймё, отправившие больше солдат, чем обычно, получили денежную компенсацию, а те, кто отправил меньше, чем обычно, были оштрафованы. Такие приказы увеличивали число солдат и не позволяли боярам уклоняться от военной службы. Регулярные военные инспекции служили той же цели. У тех, кто не посещал службы и проверки, отбирались вещи и предметы. Принятие Порядка прохождения военной службы способствовало повышению боеспособности российской армии, что было важно для активных зарубежных операций. Помимо военной службы, они также занимались торговлей, ремеслами и садоводством. Для управления ими были созданы ведомства стрельцов; в конце XVII века была создана система судебных приказов (Московский, Владимирский, Казанский и др.), которые выполняли функции Верховного суда; во второй половине XVI века в связи с быстрым развитием крепостного права возникла необходимость получения по должности полномочий от государственной казны.