Файл: Особенности сословно представительной монархии в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значительные реформы произошли и в церковной жизни: в 1551 году состоялся церковный собор под названием "Стоглавый", решения которого записаны в книге, состоящей из 100 глав. Основными целями церковной реформы были унификация церковных обрядов и создание единого пантеона русских святых. Это было необходимо для устранения различий в исполнении церковных обрядов и почитании святых, накопившихся за период феодальной раздробленности. Он также был призван поднять престиж церкви, который упал из-за моральной деградации духовенства (клерикализм, разврат и пьянство). Кроме того, правительство Ивана IV предложило упразднить монастырские территории, но это предложение не было принято из-за оппозиции большинства осифрян в Соборе. Тем не менее, удалось ограничить земельные владения монастыря, упразднив княжеские и боярские уделы, которые Иван IV пожаловал монастырю в детстве, начиная с 1533 года. Монастырям было запрещено покупать землю без разрешения царя, а потомки феодалов не имели права передавать свои земли церкви "за упокой души" без ведома царя. Таким образом, правительство взяло под контроль земельные владения монастырей. Наконец, церковная реформа была завершена компромиссом между окостеневшим большинством духовенства и несторианским правительством. Земельная реформа Самым важным вопросом для правительства был земельный вопрос. Об особой важности земельного вопроса в планах реформ правительства Ивана IV говорит тот факт, что пять из двенадцати параграфов "Царского вопроса" посвящены земельному вопросу. План правительства заключался в проведении генеральной проверки земель, принадлежащих солдатам. Это было связано с тем, что во время боярского правления произошли значительные изменения в землевладении, когда большое количество земли сосредоточилось в руках одних, а другие потеряли столь же большое количество земли, по сравнению с временами до Васили III. Идея заключалась в том, чтобы сделать землю, увеличенную в эпоху котлов, "избыточной", а "дефицитные" земли отдать "дефицитным". Одним из важнейших направлений политики режима Ивана IV стал царский указ от 11 мая 1551 года. Важность этого королевского указа заключается в том, что в нем сформулированы основные принципы политики в отношении двух основных категорий феодального землевладения: монастырского и королевского. Указ устанавливает ряд мер в отношении монастырского землевладения. Монастырям (и представителям церковной собственности) запрещалось приобретать земли "без доклада" императору." Поместья архиепископов, епископов и монахов должны были доходить до сведения царя великого князя и не покупаться никем без доклада, а поместья князей, бояр и неухоженные поместья не продаваться без доклада". Если кто-либо покупает или продает без ведома предков, деньги теряются покупателем Это утверждение приведено с конкретной целью устранения последствий монастырской экспансии на путях и способах увеличения земельной собственности, использовавшихся монастырями в период боярского правления. Все земли, приобретенные монастырями во время правления Боярда, предусматривали "нахождение земель и утитонов, восходящих к древности"; эдикт от 11 мая 1551 года упоминает, помимо монастырских земель, еще одну: земли княжеских владений". Так, в отношении княжеских имений и имений таких городов, как Твери, а также в отношении владения монастырскими землями, это означало возврат к "старым временам" и возврат к политике владения княжескими имениями, существовавшей до боярского разделения в 30-40-х годах XVI века. Уникальность указа заключалась в том, что он распространял ограничения на родовое землевладение только на определенные территории трех царских домов и Российского государства. Таким образом, решение от 11 мая, положившее начало политике правительства Ивана IV по ликвидации вотчин как экономической основы власти господ, нанесло первый удар по господам, которые до этого момента были самой мощной группой независимых феодалов. Проявлением той же политики стало положение, направленное против всех феодалов Твери и других областей, перечисленных в указе от 11 мая. Все эти поселения были территориями бывших независимых феодальных государственных образований, вошедших в состав центрального русского государства в конце XV - начале XVI веков. Установление контроля центрального правительства над родовыми земельными владениями этих территорий выражало политику борьбы за подчинение бывших феодальных помещиков Апаназского княжества власти Центрального государства России. Военные реформы Уложение 1556 года не только завершило развитие правовых основ земельной собственности, но и завершило начавшийся во второй половине XV века процесс реорганизации армии Русского государства, а именно создание новых военных кадров взамен старых военных кадров периода феодальной ломки. Уложение 1556 года установило порядок прохождения военной службы, и каждый феодал (род или помещик) был обязан нанять определенное количество воинов на конях и готовых к бою с определенного количества земли (150 дециатин). Даймё, отправившие больше солдат, чем обычно, получили денежную компенсацию, а те, кто отправил меньше, чем обычно, были оштрафованы. Такие приказы увеличивали число солдат и не позволяли боярам уклоняться от военной службы. Регулярные военные инспекции служили той же цели. У тех, кто не посещал службы и проверки, отбирались вещи и предметы. Принятие Порядка прохождения военной службы способствовало повышению боеспособности российской армии, что было важно для активных зарубежных операций. Помимо военной службы, они также занимались торговлей, ремеслами и садоводством. Для управления ими были созданы ведомства стрельцов; в конце XVII века была создана система судебных приказов (Московский, Владимирский, Казанский и др.), которые выполняли функции Верховного суда; во второй половине XVI века в связи с быстрым развитием крепостного права возникла необходимость получения по должности полномочий от государственной казны.


Местное самоуправление и его реорганизация: введение самоуправления воеводств и земств. Воеводы, их функции


В конце XIX века реформа местного самоуправления отражала чаяния аристократии и пригородных высших классов. Система местного и земского самоуправления заменила систему самообеспечения. Дети боярские и дворяне избирали главу органа управления - государственного старейшину, должность которого признавалась разбойником-священником (земским). Также был издан указ, определяющий права и обязанности старейшин Губни. Исполнительный орган состоял из губернаторов-легионеров, избираемых от посадских и нигерийских крестьянских верхов. Каждый губернаторский орган имел специальную канцелярию - генерал-губернаторский цебальник, а также секретаря в секретариате. Губники расследовали и вели дела об убийствах, грабежах и кражах, а также осуществляли надзор за тюрьмами. Одновременно с созданием Губного учреждения началась земская реформа. Земская организация в основном отвечала за сбор налогов и решение гражданских и мелких уголовных дел. Власти в Губне и земствах отвечали за административные и судебные функции. Суды еще не были отделены от администрации. Крестьянская война под руководством Воротникова и годы иностранной интервенции убедили царский режим, что он не может полностью полагаться на государственные и земские органы власти на местном уровне. Эти органы продолжали действовать, но была создана еще одна должность - боярина, который назначался приказом, состоящим из бояр и дворян, и утверждался царем и боярским общественным советом. Он был подчинен Бойводи и должен был служить городам и графам, находящимся под его юрисдикцией. В крупных городах было назначено несколько губернаторов, но только один считался самым важным. Они получали зарплату из казны, поскольку принцип правления был упразднен. Одной из основных обязанностей генерал-губернатора было управление финансами. Затем они вели учет площадей и доходности всех сельскохозяйственных земель. Государственные налоги собирались непосредственно выборными старостами и воеводами, но они находились под контролем воевод. Ключевая роль воевод заключалась в продвижении военных офицеров из дворян и детей дворян. Согласно "Разлядному приказу", воевода отправлял воинов в переселенные местности. Он также командовал лучниками и пулеметчиками и следил за состоянием укреплений.



Заключение

Период с середины XVI до середины XVII века характеризовался значительным расширением Русского государства, особенно на востоке. Централизованные меры со стороны государства привели к укреплению государства. Этот период ознаменовался изменениями в социальной структуре. Борьба, которая велась между феодальной аристократией и массами феодального класса, все больше укрепляла позиции аристократии. Развитие эксплуататорских классов характеризуется окончательным закабалением крестьянства и все большим сближением статуса крестьян и крепостных. Когда феодализм вступил в период зрелости, изменилась и форма правления, превратившись в монархию с сословным представительством. Власть монарха усилилась, что проявилось в виде новых титулов. Тем не менее, это не означало, что у императора не было специальных органов для выражения воли различных сословий. Самым важным из них было Земское собрание. Роль боярской думы постепенно уменьшалась. Она была переписана в новую форму местного самоуправления. На смену боярским и земским организациям должны были прийти местные органы власти, представлявшие политические и экономические интересы бояр и привлекавшие к управлению аристократию и пригородные верхи в целом.

Список литературы


  1. Зимин А.А. Опричнина из Ивана Грозного. ? М., 1963.

  2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. ? М., 1961.

  3. Исаев. История государства и права в России. ? М., 1998.

  4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. ? Л., 1974.

  5. Чистякова О.И., Мартишевич И.Д. История государства и права СССР. М, 1984.