Файл: Общественно государственная подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЩЕСТВЕННО- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития Российской Федерации
В последние два года Россия и весь мир столкнулись с чрезвычайно тяжелыми последствиями новой опасной коронавирусной инфекции COVID-19. Ее пандемия нанесла удар по благосостоянию людей, обострила проблемы социального неравенства, бедности, привела к снижению доходов граждан, росту цен и т. д.
Вместе с тем, состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения, культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Основными факторами, определяющими ее положение и роль в мире, становятся: высокое качество человеческого капитала; способность обеспечить технологическое лидерство; эффективность государственного управления; перевод экономики на новую технологическую основу.
Правительство Российской Федерации стремится добиться прогрессивного развития отечественной экономики, чтобы Россия по своей совокупной мощи встала в один ряд с ведущими экономиками мира, а по среднедушевым показателям реальных доходов населения и потребления приблизилась к уровню наиболее высокоразвитых стран.
К сожалению, США и их союзники не прекращают упорные попытки путем введения различных санкций затормозить экономическое развитие России.
В этих условиях актуальность и важность обеспечения экономической безопасности России заметно усиливаются. Эта задача решается, прежде всего, путем выявления и устранения тех вызовов и угроз, которые негативно влияют на отечественную экономику.
К основным угрозам и вызовам экономической безопасности Российской Федерации относятся:
Стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
Использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
Деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам России;

Подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
Недостаточно эффективное государственное управление;
Высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
Сохранение значительной доли теневой экономики;
Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
Усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации и т. д.
Степень вреда перечисленных выше угроз и вызовов национальным интересам нашей страны будет зависеть от усиления или ослабления экономической мощи и позиций России в мире.
Для перехода Российской Федерации на новый уровень экономического развития и повышения качества жизни граждан принимаются комплексные меры. В том числе, они направлены на преодоление негативных демографических тенденций и решение системных проблем в области здравоохранения, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню доходов, на улучшение состояние окружающей среды и т. д.
Предполагается, что развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования ускорят перестройку российской экономики. Следует понимать, что если в ближайшей перспективе в России будут выстроены системы здравоохранения, образования и общественной безопасности, не уступающие лучшим мировым аналогам, то наша страна получит надежную платформу для стабильного социального развития.
Ту же самую цель преследует трансформация социально-политических отношений и внутренней политики.
Во-первых, принцип рациональной экономической свободы, на основе которой формируется смешанная экономика, обеспечивающая необходимое количество рабочих мест и достаточное производство товаров и услуг для общества.
Во-вторых, трудовые отношения в обществе выстраиваются на принципах социального партнерства государства, наемного труда и работодателей.
В-третьих, принцип обязательного государственного регулирования рыночных отношений, достижения оптимальных для общества, природы и человека уровней и соотношений производства и потребления.
В-четвертых, государство во всех своих действиях руководствуется принципом социальной справедливости, выражающемся, в частности, в перераспределении доходов посредством налоговой политики.

В-пятых, соблюдается принцип демократического коллективного управления производством и социальной сферой общества, обеспечивающий оптимально возможную степень социальной солидарности.
Соблюдение и наполнение этих принципов реальной деятельностью сводит отчуждение между обществом и государством до минимума.
Так, в сфере политики стратегия социальной солидарности означает проведение политики в интересах большинства членов общества.
В сфере экономики стратегия социальной солидарности направлена на переход от рыночно-потребительской экономики к смешанной экономике социальной, экономической и экологической достаточности и устойчивости.
В социальной сфере стратегия социальной солидарности призвана гарантировать каждому гражданину социальный минимум: получения работы, материальной поддержки в старости, жилья, образования, медицинского обслуживания.
В духовно-нравственной сфере стратегия социальной солидарности означает отход от конфронтационных идеологий и модели массового потребления товаров и услуг к этике устойчивого развития на основе традиционных гуманистических ценностей, коллективизма, взаимопомощи.
В сфере экологии стратегия социальной солидарности означает отказ от политики покорения и господства над природой и поворот к ее сохранению и защите.
На текущий день в российском обществе и государстве обрели четкость контуры путей, ведущих к социально-политической интеграции общества:
— отказ от неолиберальной идеологии реформирования и переход к научно-обоснованной верифицируемой стратегии и политике социально интегрированного устойчивого развития;
— принятие Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике;
— быстрейшая реализация поправок к Конституции Российской Федерации, что позволит стране развиваться на путях социального правового государства и гражданского общества;
— ревизия старых и создание новых государственно-регулируемых и национально-ориентированных кредитно-финансовой и налоговой систем, обеспечивающих накопление и увеличение отечественных и иностранных инвестиций в экономику России;

— обязательное использование социальных критериев и учет социальных последствий при принятии управленческих решений;
— опора в экономической стратегии на государственный сектор передовых, базовых и наукоемких отраслей промышленности;

— использование мирового и отечественного опыта системно-планового реформирования социально-экономических отношений для строительства социально эффективной многоукладной экономики;
— приоритет развития наукоемких отраслей промышленности над финансовым и посредническим капиталом;
— провозглашение государством монополии внешней торговли по тем товарным позициям экспорта и импорта, где эта мера принесет быстрый социально положительный результат;
— провозглашение новой региональной экономической политики, в основе которой лежали бы объективные потребности населения территорий и страны в целом, а не корпоративные групповые и субъективные интересы;
— создание эффективных материальных и моральных стимулов для большинства граждан России путем вовлечения их в процессы активного управления и распоряжения собственностью.
Последние годы убедительно свидетельствуют, что сплоченность российского общества усиливается, укрепляется гражданское самосознание, у граждан растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, что отражается на росте их социальной активности, усилении сопричастности к решению актуальных проблем общественной жизни.
Растет престиж Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекательность военной службы, что во многом обусловлено улучшением ее социально-бытового уклада и поступлением в войска (силы) современного оружия и вооружений.
Основные направления военно-технического развития Российской Федерации во многом обусловлены потребностью обеспечения военной безопасности государства, необходимостью противодействия угрозам, возникающим в военно-технической сфере.
Основные угрозы в военно-технической сфере:
Реализация США в рамках проводимой военно-технической политики программы долгосрочного планирования исследований и разработок в области оборонных прорывных технологий.
Появление новых видов и средств вооруженной борьбы (включая создание высокотехнологичных средств «глобального удара»).
Развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия большой дальности (ВТО БД).
Милитаризация околоземного космического пространства.
Реализация планов США по созданию и развертыванию глобальной системы ПРО.
Полная интеграция всех имеющихся у США сил и средств вооруженной борьбы и объединение систем управления, связи и разведки в единую информационно-управляющую систему.
Наличие и создание новых высокоэффективных средств поражения.

Противостоять обозначенным выше угрозам в военно-технической сфере может только инновационная армия, оснащенная передовыми системами вооружения. Поэтому совершенствование и качественное укрепление Вооруженных Сил Российской Федерации идет постоянно.
Российские Вооруженные Силы, обладая современным стратегическим ядерным оружием, а также вооружениями, не знающими аналогов в мире, способны дать полновесный технологический ответ на концепцию «быстрого глобального удара», принятую в США и НАТО.
В целом, курс военно-технического развития России в 2021-2025 годах во многом предопределен Государственной программой вооружения на 2018–2027 годы, а также основными направлениями развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Так, ключевым вектором развития авиации в ближайшей перспективе наряду с закупкой самолетов нового поколения будет модернизация уже состоящих на вооружении. Успешно ведется модернизация стратегической авиации. На Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова возрожден выпуск сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 в модификации Ту-160М2.
Параллельно продолжаются работы по созданию нового перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который предполагается сделать дозвуковым.
Для ВМФ создаются новые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые придут на смену подлодкам проекта «Борей». Также необходимо обновление кораблей крейсерского класса, обновление противолодочной авиации и других видов самолетов и вертолетов. Продолжается строительство большой серии однотипных фрегатов и корветов, вооруженных гиперзвуковыми «Цирконами» и высокоточными «Калибрами».
Учитывая возросшую активность ВМС США и НАТО в Черном море, процесс укрепления Черноморского флота новыми кораблями и морской авиацией становится более чем актуальным.
Перед Сухопутными войсками стоит задача перехода на бронетехнику — танки, БМП и БТР — нового поколения (танки «Армата», гусеничные БМП «Курганец» и колесные «Бумеранг»), созданную на основе на порядки более защищенных боевых платформ.
Таким образом, в России сделаны серьезные заделы в военно-технической области, которые могут быть воплощены в жизнь сегодня, завтра или в ближайшей перспективе.
Все существующие и концептуальные наработки в этой сфере опираются на постулат о том, что задача сдерживания военно-политических угроз национальной безопасности и посягательств на экономические и политические интересы России остается приоритетной для Вооруженных Сил Российской Федерации.