Файл: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова фгбоу во мгту им. Г. И. Носова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования


«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

(ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»)

Практическая работа №1

Теоретические основы предметной области "Обществознание и естествознание" в начальной школе (основы ботаники, зоологии и землеведения)

Выполнил:

студент Тарасова А.Р.

группы дИПОНб-22-1

Проверил:

Преподаватель: Кондрашова Е.Н.

Регистрационный № _________

Обучение (очное или заочное) заочное Курс 1

Направление 44.03.01 Педагогическое образование /Начальное образование

Дата сдачи практической работы на кафедру «17» января 2023г.

РЕЦЕНЗИЯ

Самостоятельная работа выполнена в _______________ объеме в соответствии с заданием.

Замечания: _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ________________ Подпись преподавателя

Практическая работа 1

Задание практической работы:

1) прочитать материал лекций и раздел хрестоматии, соответствующий данной теме;

2) создать документ Word с названием «Практ.р. по темеПредмет и задачи курса Землеведение. ФамилияИО студента»;

3) в документ сначала скопировать тему, названия разделов и все задания, а потом из лекции или хрестоматии вставлять ответы к каждому заданию.

Разделы:

1.1  «Предмет и задачи общего землеведения»:

Задание: а) найдите в тексте лекции определение понятия «землеведение;


Общее землеведение (от рус. Земля и ведать) — основа географического образования, его фундамент в системе физико-географических наук. Первая учебная дисциплина (Введение в физическую географию, общая физическая география), изучаемая на географических специальностях вузов. Основной задачей учебного курса (предметом изучения) является изучение географической оболочки, законов и закономерностей в природе с целью оптимизации окружающей среды.

б) найдите в тексте лекции и перечислите функции общего землеведения;

В общем землеведении как фундаментальной науке особенно выделена важность таких направлений, как:

✓ гуманизация, т. е. поворот к человеку, всем сферам и циклам его деятельности; это новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния, поэтому география должна рассматривать связи «человек – хозяйство – территория – окружающая среда»;

✓ социологизация, т. е. повышение внимания к социальным аспектам развития;

✓ экологизация – направление, предполагающее рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни; экологическая культура человечества должна включать осознанную необходимость и потребность соизмерять деятельность общества и каждого человека с возможностями сохранения позитивных экологических качеств и свойств окружающей среды.

в) найдите в тексте лекции ступени познания, которые свойственны землеведению, как науке;

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии.} Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания: 1. сбор и накопление фактов; 2. приведение их в систему, создание. классификаций и теорий; 3. научный прогноз, практическое.

г) используя материал ХРЕСТОМАТИИ по данной теме и разделу, заполните табл. 1, вставляя в столбцы необходимый текст.

Таблица 1

История становления и развития землеведения



Имена исследователей

Годы жизни

Вклад в развитие земледелия

1

Аристотель

384–322 до н.э.

основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счет поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Аристотель одним из первых предположил, что форма Земли – шар

2

Эратосфен Киренский

(275–195 до н.э.)

принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану – 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км

3

Клавдий Птоломей

ок. 90–160 н.э.

Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй – подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) – с качеством. К. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, на которых нанесена градусная сетка и показано большое количество географических объектов, за что его заслуженно считают «отцом» картографии.

4

Бернхардус Варениус

(1622–1650)

публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира. Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями – землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география.

Отдельные области – предмет частной географии.

5

Александр фон Гумбольдт

(1769–1859).

скрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность – животный мир – климат – рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы. Ему принадлежит термин «жизнесфера», по своему содержанию аналогичный биосфере а также «сфера разума», получивший много позже название ноосфера.

6

Карл Риттер

(1779–1859)

ввел в науку термин «землеведение», стремился количественно оценить пространственные соотношения между различными географическими объектами. К. Риттер создал научную школу, в которую входили такие крупные географы, как Э. Реклю, Ф. Ратцель, Ф. Рихтгофен, Э. Ленц, внесшие значительный вклад в понимание географических особенностей отдельных частей Земли и обогатившие содержание теоретического землеведения и физической географии.

7

Э.Реклю

1830-1905

Самая известная и значимая работа Элизе Реклю называется "Земля и люди". Он издал 18 томов этого поистине эпохального труда. У исследователя ушло на это двадцать лет. Начав писать в 1873, он закончил только в 1893 году. Ежегодно выходил огромный том объемом около 900 страниц. В нем было множество чертежей, карт и рисунков, которые давали исчерпывающее представление о той или иной местности. -

8

М.В.Ломоносов

(1711–1765)

Он исследовал солнечную систему, открыл атмосферу на Венере, изучал электрические и оптические эффекты в атмосфере (молнии). В труде «О слоях земных» ученый подчеркнул важность исторического подхода в науке. Историзм пронизывает все его творчество, независимо от того, говорит ли он о происхождении чернозема или о тектонических движениях

9

В.В.Докучаев

(1846–1903)

на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки. В конце 19 ст. В.В. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении – закону мировой географической зональности, он считает зональность всеобщим законом природы, который распространяется на все компоненты природы (в том числе и неорганические), на равнины и горы, сушу и море.

10

П.И.Броунов

(1852–1927)

физическая география изучает современное устройство наружной земной оболочки, состоящей из четырех концентрических сферических оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Все эти сферы проникают одна в другую, обуславливая своим взаимодействием наружный облик Земли и все происходящие на ней явления.

11

А.А.Григорьев

(1883–1968)

выступает со статьей «Предмет и задачи физической географии», в которой говорится о том, что земная поверхность представляет собой качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку. Она характеризуется глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. Несколько лет спустя А.А. Григорьев (1937) обоснованию географической оболочки как предмета физической географии посвящает специальную монографию. В его же работах нашел обоснование и основной метод исследования ГО – балансовый метод, в первую очередь радиационный баланс, баланс тепла и влаги.

12

Л.С.Берг

(1876–1950

закладывались основы учения о ландшафте и географических зонах. В конце 40-х годов предпринимались попытки противопоставить учения А.А. Григорьева о физико-географической оболочке и физико-географическом процессе и Л.С. Берга о ландшафтах.

13

20 век





1.4. Географическая оболочка и ее закономерности

Задание: а) найдите в тексте лекции ПРИМЕР систем географической оболочки (механических, термодинамических, биокосных и триггерных);
Механические взаимодействия в планетарных физико-географических процессах, имеющих материальную основу, подчинены закону всемирного тяготения, согласно которому, две любые материальные частицы с массами М1 и М2 притягиваются по отношению друг к другу с силой Р, пропорциональной произведению масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния R между ними:
где G — коэффициент пропорциональности (гравитационная постоянная), равный 6,6725×10-11 Н×м2/кг2. Согласно этому закону, сила тяготения зависит только от положения частиц в данный момент времени, т.е. гравитационное взаимодействие распространяется мгновенно. Отсюда — выражение для силы тяжести:

Р= mg,

где g — ускорение свободно падающей точки, равное 9,7805 х т— масса материальной точки; φ — географическая широта; h — высота точки над уровнем моря.
В мире макротел, которыми являются небесные тела, закон всемирного тяготения играет основополагающую роль, определяя их взаимодействие и эволюцию.
б) найдите в тексте лекции ответ на вопрос: какое агрегатное состояние имеют природные тела географической оболочки?
В географической оболочке сочетаются три агрегатных состояния вещества – твёрдое, жидкое и газообразное. Их физические и химические характеристики различны и непостоянны.

Вещество географической оболочки делится на органическое, неорганическое и смешанное.