Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работ, открывается особый счет в банке с выдачей доверенности лицу, возглавляющему эти работы.

Финансирование в судостроении имеет ряд особенностей. Наи­ более важной из них является система промежуточных платежей заказчиков судостроительному предприятию по этапам постройки судов. В отличие от других отраслей промышленности, где расчеты за продукцию производятся после поставки ее заказчику полностью, в судостроении они ведутся в процессе самой постройки судов и за­ вершаются лишь после их сдачи. По головным судам расчеты осу­

ществляются

по проценту технической готовности, умноженному

на отпускную

цену, по серийным судам — по платежной таблице,

исходя из доли платежного этапа в отпускной цене. Окончательный сдаточный платеж обычно составляет 1096 от оптовой цены судна (за исключением расчетов по судам малого тоннажа и другой про­ дукции стоимостью до 50 т'ыс. руб., которые производятся полностью после сдачи продукции заказчику).

При такой системе расчетов финансовое положение судострои­ тельных предприятий зависит не только от своевременной сдачи судов, но и от сроков выполнения запланированных этапов по­ стройки. Расчеты по промежуточным этапам осуществляются путем выставления счетов в банке на основании двухсторонних актов.

Для безналичных расчетов применяются также расчеты чеками. Чеки бывают не акцептованные банком и акцептованные банком. Для расчета с поставщиком покупатель заполняет чек из полученной в банке чековой книжки и вручает его поставщику. Поставщик сдает этот чек в свой банк, который снимает деньги со счета плательщика и зачисляет на счет поставщика. Если на расчетном счете платель­ щика к моменту сдачи чека в банк денежные средства отсутствуют, то банк возвращает этот чек без исполнения или предоставляет кре­ дит плательщику на сумму чека. При расчетах акцептованными банком чеками задержки в перечислении средств не бывает, так как банк заранее акцептует, т. е. гарантирует их оплату.

-При установившихся хозяйственных связях, когда происходит постоянный отпуск товаров, расчеты производятся не за каждую отпущенную партию товара, а исходя из общего плана поставок. Такие расчеты могут производиться по • платежным поручениям, выписываемБім предприятием-покупателем либо предпрнятием-по- ставщиком, 1—2 раза в месяц. Расчеты периодически выверяются; при этом производятся необходимые уточнения. .

Взаимные безналичные расчеты между хозяйственными органи­ зациями могут проводиться через банк в виде зачета взаимных тре­ бований. Расчеты могут производиться не только между двумя пред­ приятиями — между поставщиком и получателем, но и по цепи — между рядом предприятий. В этом случае нет необходимости резер­ вировать средства на их расчетных счетах.

Для уточнения и выявления эффективности производимых взаим­ ных расчетов составляется шахматная ведомость, где по вертикали отражаются претензии поставщиков, а по горизонтали — поступ­ ления от покупателей.

322


Большое значение придается совершенствованию правовой ра­ боты. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23/ХІІ 1970 г. № 1025 указывается, что в условиях осуществле­ ния экономической реформы, расширения прав предприятий и мини­ стерств, повышения роли хозяйственных договоров и совершенство­ вания методов государственного и хозяйственного руководства зна­ чение правовой работы в народном хозяйстве неизмеримо возросло.

В Постановлении подчеркивается необходимость строгого соблю­ дения социалистической законности и договорных обязательств посредством укрепления юридических подразделений в центральном аппарате и на местах. В связи с этим следует остановиться на неко­ торых вопросах заключения хозяйственных договоров.

Договоры заключаются обычно на год или на срок изготовления и поставки продукции. При постоянных хозяйственных связях поставщики и заказчики могут продлить на следующий год действие договоров, заключенных в текущем году. Особенно важное значение имеют договоры в материально-техническом снабжении. Договоры заключаются в течение 60 дней после утверждения государственного плана материально-технического снабжения. Краткосрочные дого­ воры (на срок менее года) и договоры на разовые поставки заклю­ чаются в течение 20'дней после выявления потребности в поставках.

Заказы на сумму до 75'тыс. руб. заказчик делает в 10-дневный срок со дня получения извещения о выделении ему продукции.

Поставщики,'после получения нарядов на поставку продукции, обязаны в 10-дневный срок выслать заказчикам два экземпляра под­ писанного проекта договора с приложением спецификации. Заказ­ чик подписывает договор и один экземпляр его с приложением специ­ фикации возвращает поставщику не позднее 10 дней с момента полу­ чения.

При заключении договора на поставку продукции заказчик обя­ зан выслать вместе с подписанным договором справку за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или организации о том, что на приобретение данной продукции выделены соответ­ ствующие ассигнования. Если заказчик не представит такой справки, договор считается не заключенным.

Если при подписании договора у заказчика возникнут возра­ жения по его условиям, то он все равно обязан этот договор подпи­ сать, но составить протокол разногласий и направить его в 2 экзем­ плярах вместе с договором поставщику. Наличие разногласий оговаривается в договоре. Поставщик после получения протокола разногласий обязан в 10-дневный срок рассмотреть его, включить в договор все принятые предложения покупателя, а спорные вопросы передать в такой же срок на рассмотрение арбитража, уведомив об этом заказчика.

Односторонний отказ от выполнения договора п одностороннее изменение его условий запрещается. Расторжение договора или изменение его условий может быть произведено по соглашению сторон, если это не противоречит утвержденному плану. При недо­ стижении сторонами соглашения о расторжении договора или изме­

21»

323


нении его условий спор между ними рассматривается в арбитраже. Договоры или отдельные условия их, противоречащие закону, постановлениям Совета Министров СССР и советов министров союз­

ных республик и утвержденным планам недействительны.

§ 80 Повышение ответственности за недопоставки

ипоставку бракованной продукции

Внастоящее время установлена материальная ответственность предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств, за просрочку поставки или недопоставку продукции. За продукцию производственно-технического назначения при просрочке до 10 дней

установлена неустойка в

размере 3%,

а при

просрочке свыше

10 дней — дополнительная

неустойка в

размере

5% от стоимости

непоставленной в срок продукции по отдельным наименованиям ассортимента; при этом за просрочку поставки или за недопоставку оборудования для пусковых строек в районы Крайнего Севера или предприятиям с сезонным характером производства неустойка взыскивается в полуторном размере.

По товарам народного потребления за просрочку до 10 дней — неустойка в размере 2%, а при просрочке свыше 10 дней — допол­ нительная неустойка в размере 3% от стоимости не поставленных в срок товаров по отдельным наименованиям ассортимента.

Поставщик уплачивает неустойку и в том случае, если произве­ дет без согласия покупателя поставку продукции, не предусмотрен­ ной договором или оставленной на ответственное хранение. По про­ дукции производственно-технического назначения эта неустойка со­ ставит 3%, по товарам народного потребления — 2%, а по скоропор­ тящейся продукции — 5% от ее стоимости.

При обнаружении в поставленной продукции производственных дефектов покупатель вправе потребовать устранения их средствами изготовителя или устранить своими средствами за счет поставщика. В этом случае покупатель взыскивает с изготовителя штраф: по про­ дукции производственно-технического назначения — в размере 5%, а по товарам народного потребления — 2%. Если изготовитель (поставщик) не устранит дефекты в установленный срок, он уплачи­ вает покупателю штраф в размере 20% от стоимости этой продукции.

В случае поставки некомплектной продукции получатель вправе: а) потребовать доукомплектования продукции или замены не­ комплектной продукции комплектной в кратчайший технически

возможный срок, устанавливаемый по соглашению сторон; б) впредь до укомплектования или замены некомплектной про­

дукции комплектной отказаться от оплаты ее, а если продукция уже оплачена..— потребовать возврата уплаченных сумм;

в) взыскать с изготовителя (поставщика) штраф в размере 20% от стоимости некомплектной продукции или недостающих частей.

При постановке продукции более низкого качества. (сорта), чем указано в документе, удостоверяющем качество, покупатель имеет право:

324


а) отказаться от оплаты и принятия продукции пли принять ее с оплатой по цене прейскуранта;

б) взыскать с изготовителя штраф в размере двойной уценки продукции-, но не более 20% от ее стоимости до уценки.*

В случае оплаты продукции, не соответствующей по качеству или комплектности ГОСТам, техническим условиям, покупатель вправе в течение 10 дней после составления акта предъявить в банк платежное требование на списание в безакцептном порядке со счета поставщика излишне уплаченных сумм.

Кроме того, поставщики или изготовители отвечают за немарки­ рованную пли ненадлежащую маркировку отправленной продукции или отправку продукции без тары или в ненадлежащей таре, за за­ держку распоряжения об использовании продукции, принятой поку­ пателем на ответственное хранение и т. п. В свою очередь получатель (покупатель) несет ответственность за уклонение от оплаты продукции, невыставление аккредитива, невыдачу чека, несдачу в банк платеж­ ного поручения, уплачивая поставщику штраф в размере 5% от суммы, от оплаты которой он уклонился. Покупатель также упла­ чивает поставщику штраф за несвоевременное представление раз­ нарядки, за просрочку заключения договора или необоснованное уклонение от его заключения, за непредставление или несвоевремен­ ное представление спецификации с технической характеристикой. Высокий штраф установлен за просрочку представления или недо­ поставку товаров на экспорт.

Постановлением Совета Министров СССР предусматривается повышение материальной ответственности (штрафов) за неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров, а также за неиспользо­ вание поданных вагонов и контейнеров грузоотправителем. Обра­ щается внимание на повышение взаимной ответственности транспорт­ ных организаций и грузоотправителей за невыполнение плана

перевозок воздушным н автомобильным

транспортом,

морскими

и речными пароходствами, за просрочку

доставки

груза

п причи­

ненного ущерба вследствие утраты или недостачи

грузов.

 

Наконец, введена ответственность проектных и конструкторских организаций за качество своих работ. Эти организации обязуются

также безвозмездно

исправлять допущенные дефекты, выявленные

в процессе освоения

изделий, с уплатой штрафов и неустоек.

Контрольные вопросы

•1. Содержание финансовой работы на предприятиях судостроительной про­ мышленности.

2.Источники образования средств предприятия.

3.Финансирование судостроительной промышленности.

4.Форма безналичных расчетов.

5.Принципы организации краткосрочного кредитования промышленности.

6.Порядок выдачи краткосрочного кредита.

7.Порядок финансирования капитальных вложений.

8.Содержание финансового плана в судостроении.

9.Повышение ответственности предприятий за недопоставку или поставку бракованной продукции.

325


ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень типов гражданских судов1, намечаемых к постройке

 

I

 

в

1971—1975

гг.

 

Т а б л и ц а

 

Морские грузовыеТип

суда

Мощ ­

Расчетная

Осад-

Тип судна

Дедвейт, т

машинном

ность,

скорость на

к а

в

испытании,

грузу,

 

 

уста попки

л. с.

уз

м

 

Универсальное суд­

15 000

но для перевозки гене­

 

ральных грузов

15 000 *

То же

 

»

 

13 800

»

 

2 700

Контейнеровоз

8 000

Ледокольно-трапс-

9 150

портное судно

8 000

Универсальное суд­

но для перевозки гене­

 

рального груза и леса

1500

То же

для пакет­

Лесовоз

12 500

ных перевозок

6 300

То же

 

»

 

3 700

 

2 300

Углерудовоз

50 000

»

 

23 000

Супертанкер

12 000

—-150 000

Танкер

 

48 600

»

 

.20 000

»

 

15 000

 

4 200

Судно «Ро-Ро»

23 000

» на

»

4 700

Железнодорожный

'

паром

300 чел.

 

ПТУ

30 000

24-25

9,5

ПТУ

13 000

17,5—18,5

9,8

две

10 000

18—19

9,1

•две

две

 

2 000

13—14

5,5

 

 

9 600

18-19

7,7

Дизельд в е -

 

7 500

15—16

8,8

электроход

 

4 900

15,5—16,5

7,7

две

 

1200

12,5-13

4,5

две

 

две

 

7 500

16—17

9,0

две

 

4 000

15—16

6,9

две

 

2 400

14—15

6,0

ПТУ

 

1500

13—13,5

5,0

 

19 000

16—17

10,5

две

 

9 600

15,6—16,5

9,5

две

 

ПТУ

 

4 000

11—11,5

7,2

30 000

17

17,0

ПТУ

 

19 000

17

11,5

две

'

9 600

16—17

9,4

две

9 000

16—17

8,8

две

 

две

 

2 900

14—15

6,1

две

 

21 500

20—21

9,5

 

 

7 500

16,5—17,5

7,7

* Такого же размера проектируется контейнеровоз.

1 См.: К о р я к и н С. Ф. Экономика морского транспорта. М., «Транспорт», 1971.

326