Файл: 1. 1 Понятие и определение права Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.1 Мораль и ее особенности

Мораль - социальный институт, одна из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Главное в морали - это представления о добре и зле.

Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. Сюда относятся такие категории как честь, достоинство, доброе имя, совесть. Представления о честном и бесчестном - еще один стержень морали.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты:

Внутренний аспект морали - выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Он лучше всего выражается понятием «категорического императива» Канта - ограничителя, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Внешний аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств – настоящий пацан познается в поступках.

5.2 Соотношение и взаимодействие права, морали и нравственности.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве си­нонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали состоит в том, что они:

  1. представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования;

  2. преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

  3. имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

  4. определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

  5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

  6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.


Различия права и морали:

1) Различие в способах установления и формирования;

Право создается или санкционируется государством, выражает не просто волю народа, но его государственную волю, является особым, государственным регулятором

Мораль вообще не возникает целенаправленно, а является спонтанным следствием социального развития людей. Для нее не требуется санкционирование государства, достаточно признание этих норм в конкретных социальных группах.

2) Различие по методам обеспечения

Право создается государством и им же обеспечивается, охраняется, защищается силой государственного принуждения и специально для этого созданным государственным аппаратом. Нормы права носят непререкаемый характер, обеспечивается принуждением.

Мораль опирается на силу общественного мнения, нарушение норм морали не влечёт санкций со стороны государства, но обеспечивается социальным принуждением – реакцией социальной группы

3) Различие по формам выражения:

Право выражается и закрепляется в специальных юридических актах государства – НПА, судебных решениях, которые сводятся в единую систему, кодифицируются и систематизируются законодателем.

Мораль не имеет четких форм выражения, возникает и существует в сознании людей, опосредованно выражается в литературе, этических кодексах, религиозных писаниях и т.п

4) Различие по характеру воздействия на сознание и поведение

Право оперирует понятиями прав и обязанностей, категориями правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В связи с этим, отличаются большей четкостью

Мораль оперирует категориями добра и зла, должного, благородного, чести и долга, совести. В связи с этим носит более абстрактный, менее детализированный характер.

5) Различие по характеру и порядку ответственности за нарушение

Право влечет особую, юридическую ответственность, возложение которой строго регламентировано законом и носит процессуальный характер. Юридическая ответственность представляет собой реакцию государства.

Мораль не имеет четких процедур возложения мер ответственности, нарушитель подвергается мерам морального порицания, общественного воздействия.

6) По уровню требований к поведению человека

у морали он значительно выше и осуждению подвергается любое антиобщественное поведение, тогда как в праве – лишь наиболее опасное или вредное.

7) По сфере действия у морали она, опять же, значительно шире и пронизывает все сферы взаимоотношений людей (например, любовь, дружбу), тогда как право регулирует лишь наиболее важные отношения

8) По «исторической судьбе» мораль имманентно присуща обществу как регулятор, тогда как право возникло на определенном этапе развития общества, а если верить марксистской теории, на определенном этапе еще и отомрёт.

Взаимодействие права и морали:

1)Мораль осуждает совершение правонарушений и, в особенности, преступлений. Всякое противоправное деяние, как правило, является противонравственным.

2)Наиболее важные моральные категории охраняются и защищаются правом – права и свободы человека и гражданина, библейские заповеди (не убий, не укради, не лжесвидетельствуй) и т.п.

3)Право и мораль при осуществлении своих функций помогают друг другу своими методами. Там, где право не может дать предписания – выступает регулятором нравственность, там, где авторитета морали недостаточно – в силу вступает принуждение государства.

4)В процессуальной сфере активно используются моральные категории, фактические обстоятельства многих дел оцениваются как с формально-юридических, так и с нравственных позиций (категории морального вреда, отягчающих/смягчающих обстоятельств, унижения чести и достоинства, вред деловой репутации и т.п.)

5)Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования

Противоречия права и морали

1)право по своей природе более консервативно, оно отстает от жизненных реалий, содержит пробелы и коллизии. Мораль же более динамична и резвее реагирует на изменение социальной реальности, в связи с чем нередки противоречия между действующим правовым регулированием и моральными предписаниями общества;

2)нередко явление антигуманных, неморальных законов, принимаемых для неких политических целей, и попирающих нормы морали (пенсионная реформа, холокост, репрессивное законодательство сталинских времен и т.п.);

3)
создаются ситуации, коллизии закона и морали. Отсутствие согласия и "взаимопонимания" между ними сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания;

4) право более цельно и едино, выражает единую государственную волю, а мораль выражает воззрения и оценки разных социальных групп, ибо всем не угодишь.


5.3 Воплощение справедливости в праве и морали

Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенства людей перед законом и судом и т. д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т. д.

Например, в ст. 6 ГК РФ говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК РФ).

5.4 Моральные основания правового регулирования

Мораль и право являются необходимыми, взаимосвязанными и взаимопроникающими системами регулирования общественной жизни, возникающие в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функциюрегулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие:

· общественное сознание (моральное и правовое);

· общественные отношения (нравственные и правовые);

· общественно значимую деятельность;

· нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность является свойством морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Законодательство не может декретировать нравственность.