Файл: Шумакова Наталья Александровна Задание Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 
Задание 6.
Решите педагогическую ситуацию. В школе все классные руководители начального звена проводили уроки музыки самостоятельно, по причине отсутствия педагога с музыкальным образованием. Так было и с Ольгой Юрьевной М., свой 4 «б» она обучала на каждом уроке музыки с первого класса. В начале 3 четверти текущего года в школу пригласили молодого специалиста с музыкально-педагогическим образованием, у которого ещё нет опыта практической работы с детьми.

Начинающий учитель музыки обратился к Ольге Юрьевне М. с просьбой о помощи в подборе песенного репертуара для детей её класса, т. к. она хорошо знакома с особенностями развития их певческих навыков.

Согласно программе обучения, с детьми необходимо проводить работу над расширением верхнего певческого диапазона и чистотой интонирования восходящих оборотов, закреплять умение петь разными «штрихами» – «легато» и «стаккато», продолжать учить правильной артикуляции гласных и длительному плавному выдоху.

Вопросы:

1. Подберите по две песни, которые бы можно посоветовать начинающему учителю музыки включить в работу с детьми – две из них будут использоваться только для разучивания в классе, а другие две песни – для концертного исполнения в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы. Используйте источники Интернет-ресурсов.

2. Укажите автора и название каждой песни, аргументируя свой выбор.

Для выполнения данного задания рекомендуется заполнить таблицу.


№ п/п


Название песни/ ФИО автора


Цель исполнения песни


Аргументы выбора песни


1.


«Наша школьная страна» 
слова: Константин Ибряев
музыка: Юрий Чичков


выражение благодарности учителю и родной школе о годах, проведенных в начальных классах


В данной песне есть такие строки:

в новый класс, как в новый город

значит, вновь лететь и плыть нам

по бескрайней той стране

к неожиданным открытьям,

к выпускной своей весне!

- что показывает нам важность выпускного в жизни ребенка, песня является показателем завершенности жизненного этапа ребенка, также мелодия не требует особенных музыкальных навыков.


2.


Песня « до свидания, начальная школа»


 пробудить трепетные воспоминания о 4х годах в начальной школе.


 расстаются друзья,

остается в сердце нежность,

будем дружбу беречь,

до свиданья, до новых встреч!

данная песня прекрасна подходит под мотив прощального вечера, она пробуждает трогательные и трепетные чувства.


3.


 «Журавушка» музыка Е. Зарицкой

слова А. Вольского


формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков


Песня позволяет пробудить любовь к родине, напомнить о прекрасном времени года - осени.


4.


«Новогодняя»


формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции


Дети формируют понимание о Новом году, узнают традиции, понимают важность праздника.



 

Задание 7.

Решите ситуационную задачу. Из средней образовательной школы неожиданно уволился учитель музыки. Классному руководителю 2 «а» класса предстоит провести урок музыки.

Тема урока «Здравствуй, Родина моя».

Репертуар:

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»,

Г. Струве «Моя Россия»,

А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации».

На данном уроке ребята впервые познакомятся с симфонической картиной М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

Вопросы:

1. Прослушайте произведение М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

2. Составьте три кратких текста беседы с детьми, учитывая следующие особенности:

Вступительная беседа перед первым знакомством с произведением.

Беседа после прослушивания музыки.

Беседа после повторного слушания музыки на следующем уроке.



1.Вступительная беседа перед первым знакомством с произведением.

Это было летом в середине 20 столетия. Небольшой дачный посёлок Руза под Москвой.

Здесь в тишине, на природе расположились дачные домики, из которых доносятся звуки фортепиано. В одном из домиков по комнате между роялем и письменным столом, на котором лежит исписанная нотная бумага, в задумчивости ходит высокий человек. Он что-то напевает про себя, подходит к столу, записывает…

  1. Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (Ответы учащихся).



  1. Верно, это замечательный композитор, прекрасный, добрый, умный, талантливый человек, Модест Петрович Мусоргский. Он родился в конце поза прошлого столетия в Псковской губернии в семье интеллигентных людей. Любовь к музыке Модест Петрович унаследовал от своей матери. Став композитором, М. Мусоргсккий написал много произведений. В них он воспевал мир на земле, родину.

  2. Поскольку «Рассвет на Москве-реке» является оркестровым вступлением к опере «Хованщина», то, вне всякого сомнения, что истории создания этих произведений тесно взаимосвязаны.

  3. В 1870 году, ещё не закончив работу над музыкальной драмой «Борис Годунов», Мусоргский, питавший особый интерес к прошлому родной страны, по совету Владимира Васильевича Стасова – музыкального критика и идейного вдохновителя «Могучей кучки», обратил внимание на драматические события, имевшие место на Руси во второй половине семнадцатого века. Композитора привлёк раздираемый противоречиями переломный период, произошедший после кончины царя Фёдора III Алексеевича. Он был отмечен церковным расколом, а также стрелецким бунтом, который возглавлял князь Иван Хованский. Это неспокойное время в истории России впоследствии было названо «Хованщиной». В начале осени 1872 года композитор приступил к созданию своего нового детища. Либретто оперы, которое впоследствии было признано весьма талантливым, Модест Петрович писал сам. Литературных первоисточников на данную тему не было, поэтому композитор с усердием изучал летописи семнадцатого века, а также последующие исторические исследования учёных о данном тяжёлом периоде в судьбе России. Сочиняя «Хованщину», Модест Петрович непрерывно в письмах к Владимиру Васильевичу Стасову и графу Арсению Голенищеву-Кутузову обсуждал процесс создания произведения. Из этой переписки, явившейся источником познания об этапах работы над бесценным шедевром, мы узнаём, что вступительная композиция к опере, названная Мусоргским «Рассвет на Москве-реке», была начата в 1873 году, а закончена в начале сентября 1874 года. Об этом так же свидетельствует дата, поставленная композитором на одной из страниц клавира.

  4. А сейчас мы с вами послушаем эту песню, название которой М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

  5. Задание перед слушанием:

  6. Слушая песню, подумайте, что помогло композитору так быстро подобрать мелодию.


2. БЕСЕДА ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Педагог. Ребята, мы уже говорили с вами о том, что в любом музыкальном произведении выражены чувства, переживания, настроения человека. Скажите, какое настроение у этого музыкального произведения? Дети. Оно разное.
С одной стороны, порывистое, тревожное, взволнованное, смятенное, беспокойное, возбужденное, резкое, стремительное, неудержимое, бурное, бушующее, шквалистое, раздирающее, яростное, гневное, злое, отчаянное, напряженное, драматическое.
С другой стороны, светлое, трепетное, трогательное, волнующее, нежное, ласковое, мягкое, легкое, мечтательное, радостное, пылкое, страстное, восторженное, героическое, жизнеутверждающее. Это не просто пейзаж. Эта тема является воплощением духовной красоты русского народа (обобщённый образ:  Руси и русского народа).
С каким цветом ассоциируется наступление утренней зари? Музыка стихает, а краски будут приглушённее, ярче, светлее, нежнее?

3.Беседа после повторного слушания музыки на следующем уроке
Сегодня на уроке, я предлагаю вам освежить вашу музыкальную память, прослушав «Рассвет на Москве-реке». Опера называется «Хованщина», по фамилии князя Хованского, который возглавил войско стрельцов, поднявшее бунт против царя, и Петр I этого не потерпел, он казнил бунтовщиков. Теперь вы поняли, почему музыка звучит и светло, и тревожно, т.к. время это было очень непростое.
Модест Петрович всегда переживал за свой народ, свою страну, за Россию.
А сейчас прослушаем краткую биографию М.П.Мусоргского в моей презентации , увидите музей Мусоргского, картину художника Сурикова «Стрелецкая казнь», которая отражает эти исторические события, старые семейные фотографии Мусоргских. И нарисуем рисунок изображающей события в произведение «Рассвет на Москве-реке».








Пермь - 2023