Файл: Темы и мотивы лирики свобода и одиночество. Нет, я не Байрон, я другой, Молитва, Парус, И скучно и грустно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта

Предмет

Литература  

Класс



Тема урока

Темы и мотивы лирики: свобода и одиночество. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно» 

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 создать условие для формирования знаний детей об основных фактах биографии Лермонтова;

обеспечить усвоение учащимися умения различать основные темы и мотивы лирики поэта, понимать своеобразие художественного мира поэта;

научить учащихся выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры А.Пушкина и М.Лермонтова;

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия. 

 готовить к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Ход урока:

1.Этап актуализации
имеющихся знаний.

Определение темы и целей урока. (На проекторе Слайд 1 из учительской презентации)

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы проанализируем стихотворения, в которых звучат мотивы вольности и одиночества.

Беседа о жизни и творчестве  М.Ю.Лермонтова.

а) Слово учителя:

- Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классе, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.

Давайте вспомним основные этапы жизни и творчества Лермонтова, а для этого ознакомимся с презентацией, подготовленной к уроку Савельевым Сергеем.

2.Этап мотивации.

1) пробуждение интереса учащихся к получению новой информации.

а) Слово учителя.

В 16 лет Лермонтов пишет:

         Мне нужно действовать,

         Мне нужно действовать,

         Я каждый день

         Бессмертным сделать бы желал…

А в 24 из сердца вырывается признание:

         Печально я гляжу на наше поколенье!

         Его грядущее – иль пусто, иль темно,

         Меж тем под бременем познанья и сомненья,

         В бездействии состарится оно…

А между этими строками – вся жизнь Лермонтова, вся жизнь людей его поколения. Они были обречены на бездействие, ибо рано поняли, что вряд ли удастся применить в жизни те могучие силы, переполняющие душу.

Пятнадцатилетний юноша с горечью спрашивает:

         К чему глубокие познанья, жажда славы,

         Талант и пылкая любовь свободы,

         Когда мы их употребить не можем?

Откуда такое разочарование в жизни? Что так отравило не только Лермонтова, но и всё его поколение?

Обратимся к истории.
б) Рассказ заранее подготовленного учащегося об эпохе Лермонтова (индивидуальное домашнее задание - Шестаков Я.)
1826 год…13 июля. На кронверке Петропавловской крепости повешены Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол – пять руководителей восстания декабристов. И тогда же потянулись в Сибирь  колонны закованных ссыльных, цвет дворянской молодежи. Лермонтову и его сверстникам было по 11-12 лет. Родители благодарили бога, что их дети были так малы, что не доросли до политики. Но они не предполагали, что их детей ждет не менее горькая судьба. Не так уж трудно догадаться, какого действия жаждали сверстники Лермонтова, каким бездействием они тяготились.


         Можем строчки нанизывать

         Посложнее, попроще.

         Но никто нас не вызовет

         На Сенатскую площадь…

Черная тень пяти виселиц легла на всю судьбу Лермонтова и его поколения… Отсюда  ему и суждено было выразить своей поэзией целую эпоху…

Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной» без практического приложения знаний, поэтому оно и не оставит векам «гением начатого труда».

«В начале поприща мы вянем без борьбы».

А жизнь без борьбы для поэта не жизнь. Однако порокам поколения все-таки противопоставляется некий идеал, и он, конечно же, авторский.

Отсюда ВЫВОД: самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.

Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. )

3.Стадия осмысления - получение новой информации

1) Слово учителя о личности Лермонтова, работа по вопросам:
Исследователь В.А. Захаров пишет: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".

Возможно, "трудный" характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями. С раннего детства Елизавета Алексеевна растила внука в полной свободе. Он получал всё, что хотел, не будучи никогда и ни в чём стеснён или ограничиваем. Он абсолютно не был способен подчиняться, угождать и, тем более, угодничать.


-А почему судьба Л. была трагичной?

(За стихотворение, посвящённое гибели Пушкина, Лермонтов отлучён от двора и отправлен в феврале 1837г. в действующую армию на Кавказ. Год хлопот Е.А. Арсеньевой о прощении внука перед царской семьёй увенчался успехом: поэта вернули в лейб-гвардии Гусарский полк, ко двору в мае 1838г. До февраля 1840г Лермонтов жил в Царском селе и часто проводил время в столице.

За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге  и 15 июля 1841 года в Пятигорске. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением

Итак: 1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)

В общем, поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна. Запишите тему сегодняшнего урока: «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». Послушаем сообщениена тему «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». Ваша задача – записать основные мысли этого сообщения.
2)Индивидуальное сообщение учащегося на тему «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова» (Бондарева Д.).
Тема вольности и одиночества в мире - одна из центральных тем романтизма. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — Михаила Юрьевича Лермонтова.

           По мнению Лермонтова, поэт — это избранник судьбы. А его избранничество — это не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству, в отношениях с людьми он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. К сожалению, это судьба талантливых поэтов всего мира, и Лермонтов – не исключение. Поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, в которых звучат мотивы одиночества, изгнанничества, расставания с Родиной («Парус», «Нет, я не Байрон», «Тучи» и другие)


           Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою...” и другие). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной.

            В стихотворениях позднего периода чувствуется ужасная усталость, безысходность, пугающий пессимизм, разочарованность в жизни.

Современное Лермонтову общество не сумело распознать настоящего гения и сделало его гордым и одиноким странником. Сейчас творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, не перестает восхищать потомков. Михаил  Юрьевич, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.   

  К данному уроку я подготовила презентацию, на слайдах которой выделила основные моменты своего доклада.

3) Презентация ученицы по теме « Одиночество в лирике Лермонтова»

4) Запись в тетрадь: (учитель открывает Слайд 6)

5) Работа с цитатой М.М.Дунаева, автора книги «Православие и русская литература» (Учитель открывает слайды 7-8)

«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», – эти строки написаны Лермонтовым в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устремленности к Творцу, но чаще всего парадоксальное смешение того и другого… Противозначные полюса создают мощно напряженное пространство. Это полярное напряжение не успокаивает душу, но способно лишь сильнее взорвать боль, страдание, муку, терзание страстей. Любимые слова Лермонтова: страдание, страсть, мука».

Задание: выскажите свое мнение по цитате М.М.Дунаева.

Вывод: учащиеся приходят к пониманию противоречивости внутреннего мира лирического героя М.Ю.Лермонтова.