Файл: Темы и мотивы лирики свобода и одиночество. Нет, я не Байрон, я другой, Молитва, Парус, И скучно и грустно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



4. Стадия рефлексии.

(формирование знания - работа над текстами стихотворений, их анализ; размышление, рождение нового знания ; материализация).

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон».

-Во многих стихотворениях Лермонтова звучит тема одиночества и избранничества, обратимся к одному из них и попытаемся понять, как же сложился могучий талант поэта. Это трудно сделать, потому что у нас нет ни его дневников, ни большинства писем, но остались его стихотворения. Обращаемся к стихотворению «Нет, я не Байрон». Откройте текст.

-И послушаем его в художественном исполнении актера Михаила Козакова.

(прослушивание аудиозаписи)

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В моей душе как в океане

Надежд разбитых груз  лежит.

Кто  может, океан угрюмый,

Твои  изведать тайны? кто

Толпе  мои расскажет  думы?

Я — или  бог — или  никто!

- Прочитайте стихотворение еще раз про себя и постарайтесь уловить его настроение.

- Какое же настроение вы почувствовали? (грусть, обида, тоска, печаль)

- Кто лирический герой этого произведения? (юноша, молодой человек)

- Какие слова указывают на то, что это пишет мужчина? («я другой», «я начал раньше») 

- Почему решили, что это пишет молодой мужчина? («мой ум не много совершит»; совершит – форма будущего времени, поэтому создается ощущение, что у героя еще вся жизнь впереди)

- Но почему эти слова звучат так трагически? («Я раньше начал, кончу ране» слова звучат как пророчество собственной судьбы.) А написано-то стихотворение в 1832 году! Л. было всего 16 лет, чуть старше вас, а насколько оно проникнуто трагизмом, предзнаменованием своей судьбы, фатализмом!

- Что еще мы узнаем о лирическом герое, кроме пола и возраста? Что он говорит о себе? («Нет, я не Байрон, я другой»)

- Кто такой Байрон? (Великий английский поэт, вольнолюбивый романтик)

- Поэт использует в первой строке прием противопоставления (антитезы). Будто отвечает отрицательно на чей-то вопрос - «Нет, я не Байрон, я другой».

- Какой же он «другой»? Чем отличаются эти поэты? (Л. – «Еще неведомый избранник», «Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»). 

- Определим смысл строки «Как он, гонимый миром странник». Какие значения имеет слово «мир»? В каком значении оно употреблено здесь? 
(«мир» - народ: «пойти всем миром»)

- А какой странник был гоним всем миром? Всем народом? (религиозный подтекст, образ Иисуса Христа – гонимого всеми избранника). 

- Далее по тексту - «Мой ум не много совершит». Что имеется в виду под словом «ум»? (ум – творчество, опять звучит пророчество ранней смерти)

- «В душе моей, как в океане, Надежд разбитый груз лежит». Какие изобразительно-выразительные средства используются автором? (Сравнение, метафора)

- Получается, что «океан угрюмый» - это душа, внутренний мир поэта!?

- Лирический герой задает риторические вопросы самому себе.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

-А толпа здесь – это сам народ, читатели.

- Как же сам отвечает на вопрос? («Я – или бог – или никто!») Т.е. лишь тот, кто эти думы знает! Кроме Л. его думы знает только Всевышний.

- В последней строке очень важно понять и не ошибиться со смыслом.

- Назовите значение союза «или»? (разделительный). Т.е. его функция разделить понятия «я – или бог – или никто!»

-А тире в данном случае выделяет фразу, подчеркивает ее, делает вставным оборотом! Если убрать его из текста, то получится «я или никто!», т.е. фраза «или бог» подчеркивает, что только Богу дано знать истинные мысли всех людей, только он видит всю правду. Поэтому нельзя говорить о том, что молодой Лермонтов противопоставляет себя Богу. Это мнение ошибочно.

- Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (в утверждении поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы»)

Анализ стихотворения «Молитва»

- Многими исследователями был доказан истинный религиозный смысл стихотворений Лермонтова. Давайте попробуем его понять на примере стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»)

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником.

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен


Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

- В этом стихотворении мы видим явный религиозный подтекст. В чем он выражен? (название, обращение)

-Попытаемся в нем разобраться. Что можете сказать об особенности композиции этого стихотворения? (состоит из 2-х частей)

- О чем «молит» лирический герой в первых строках?

- За что же «всесильный» должен его покарать?

1) За то, что мрак земли могильный

     С ее страстями я люблю…

(Земная жизнь ему милее небесной, он в этом смело признается!)

2) За то, что редко в душу входит

   Живых речей твоих струя…          (Редко обращается с молитвой к Богу)

3) За то, что в заблужденье бродит

   Мой ум далеко от тебя…..  (ум далек от христианских мыслей) 

4) За то, что лава вдохновенья

   Клокочет на груди моей…  

- Что значит «лава вдохновенья»? (Это творчество! Муза!)

5) За то, что дикие волненья        

Мрачат стекло моих очей…

6) За то, что мир земной мне тесен,

    К тебе ж проникнуть я боюсь….  

-В чем признается?

7) И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь…

-А кому же молится поэт? (Л. «молится», т.е.обращается в «песнопеньях» к возлюбленной, к природе, к родине, но все эти адресаты любви – творения всевышнего, значит любовь к ним – это воплощение любви к богу)

-О чем просит поэт во 2 части стихотворения?

- Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор…

- Что же такое «чудный пламень»? (это дар творчества, которое терзает и мучает, не дает покоя. Л.осознает, что дар творчества данный от бога, помогает ему видеть в мире несовершенство, писать об этом, и это его губит, терзает душу, которая рвется «на тесный путь спасения». Лирический герой просит освободить его от творчества, от дара поэта, лишить вдохновения, т.к.душа желает вернутся к богу.  Строка «Угаси сей чудный пламень» контрастирует просьбой пушкинского поэта-пророка. Лермонтов уже отказывается от дара, хочет быть обыкновенным смертным человеком)

- От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Анализ стихотворения «Парус» (1832 год):

- Какое настроение вы почувствовали? (
Чувство романтика оказывается вечно раздвоенным, оно не может быть внутренне разрешено, потому что романтик всегда разочарован в чём-то устоявшемся, будь то покой или буря. Романтика удовлетворило бы только состояние покоя-бури. Но так как на земле такого состояния нет, то романтик обречён на одиночество, на вечное метание между покоем и бурей, на вечный мятеж то против покоя, то против бури, и поэтому он не знает счастия ни в покое. ни в буре.)

- Благодаря какому приёму Лермонтов рисует перед читателем вместо реальной картины воображённый пейзаж? (Он использует приём контраста, сталкивая разные по времени состояния природы- бурю и покой. Образ моря- пространственной безбрежности- контрастен одинокому парусу, затерянному в нём. Парус «ищет» и «кинул»,он помещён между « страной далёкой» и « краем родным»,при этом не принадлежит ни тому, ни другому. Далее пространственный контраст распространяется не в ширь, а в глубь. Парус помещён между небом и морем, и этот контраст также проведён последовательно закреплён в антитезах ( «под ним»-«над ним»)

-Что символизирует противоречие между морем и парусом? (По лермонтовскому представлению, счастье достигается только в результате действия, но «парус» «счастия не ищет/ И не от счастия бежит!» Противоречие между морем и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в её океан. Фактически «парус» всецело зависит от игры морской стихии.)

- Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (Вслед за отрицанием земного появляется мотив гордого одиночества: один, одинокий, одиночество – это проходит через всю его жизнь. Каждый романтик, в том числе и Лермонтов, жаждал лучшей жизни, которую понимал как гармоничную, лишенную разлада между природой и обществом, между природой и человеком, между человеком и обществом и в душе человека. Такая жизнь представлялась ему истинно прекрасной. Воплощением высоких идеалов было для романтика Царствие Небесное, Рай, в котором обитает Бог.)

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» (1840 год):

-Анализ чувств в этом стихотворении опущен, даны только начальный момент и конечный результат. Само размышление осталось за пределами текста. Какие главные эмоции, наполняющие душу каждого человека, затрагиваются в этом стихотворении? (Желания, любовь и страсть, дружба, жажда славы и другие)


-Какие стилистические приёмы использует автор в этом стихотворении? ( риторические вопросы и восклицания)Приведите примеры из текста.

аждое четверостишие заканчивается обращением к себе, результат раздумья над отдельными чувствами завершается обобщённым выводом о своей и общей жизни,причём лирическое «Я» охвачено целиком- и изнутри,и извне. Приведите примеры из текста.( «А годы проходят- все лучшие годы!» ; «В себя ли заглянешь- там прошлого нет и следа:/ И радость, и муки, и всё там ничтожно…» ; «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - / Такая пустая и глупая штука…»)

- Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (И здесь присутствует оппозиция «прошлое- настоящее», но теперь настоящее поглощает прошлое, оправдывая стойкую эмоциональную атмосферу(«скучно и грустно») и начальную мысль о бесприютном одиночестве в мире, где нет ни одной родной души и где царит такая же пустота, как и в собственной душе.)
5.  Подведение итогов урока.

Учитель открывает Слайд 9, учащиеся дают анализ прошедшему уроку
(Анализ урока:
1.Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?
2.С какими новыми терминами познакомились?
3.Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?
4.Что удалось повторить, закрепить?
5.Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
6.На сколько каждый из вас поработал?)
-Итак, мы проанализировали 4 стихотворения Лермонтова, скажите, как же в них раскрываются мотивы вольности и одиночества? (Вольность здесь моральная, поэт должен быть свободен от мнения света, а вот одиночество реальное - Л.был одинок, тем он и привлекал и привлекает до сих пор читателей)

Подводя итог сегодняшнему уроку и обобщая всё сказанное, давайте попробуем составить синквейн:
1. Существительное
2. Два прилагательных
3. Три глагола 4. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки. 5. Существительное, выступающее как итог, вывод. (самостоятельная работа учащихся, чтение и обсуждение полученных текстов)

Слово учителя:

-Закончить сегодняшний урок я хотела бы следующими словами: «Не бойся врагов: самое большее, что они могут сделать – это убить.

Не бойся друзей: самое большее, что они могут сделать – это предать.

Бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия на земле происходят войны».