запрос. Иногда это время называется также временем реакции си стемы на запрос.
Максимальное число абонентов, которые одновременно могут обслуживаться системой.
Коэффициент замедления — отношение времени Гоа, получен ного при максимальном числе одновременно работающих абонен тов, ко времени Гоа, определенному для случая, когда запрос на обслуживание.поступил только от одного абонента.
Коэффициент эффективности программ операционной системы (т]), с помощью которого оцениваются затраты времени на работу самой операционной системы:
где Тц— время одного цикла обслуживания; это время, в течение которого каждой из обслуживаемых рабочих программ абонентов предоставляется один квант времени ткв;
Гос — время, затрачиваемое на работу программ операционной системы в течение Гц.
Определение конкретных значений указанных показателей с достаточной точностью связано с необходимостью моделирования процесса функционирования СРВ с учетом специфических для таких систем факторов.
Существенной особенностью СРВ является то, что абоненты составляют неотъемлемую часть системы, поэтому точная оценка качества ее функционирования должна проводиться с учетом их поведения. В СРВ абонент может рассматриваться как адаптив ная и изменяющаяся система. Понятие взаимодействия абонента с центральным процессором СРВ включает в себя вопросы связи, обработки и обмена информацией. В процессе такой активной
двусторонней связи происходит принятие решений |
(обычно на |
базе предварительно проведенных вычислений) и |
производятся |
некоторые направленные управляющие воздействия.
Можно выделить два аспекта в поведении абонента во время работы его в СРВ:
— абонент наперед программирует свои действия, т. е. он за ранее решает, что необходимо будет сделать в той или иной си туации;
—абонент действует после обдумывания и некоторой оценки,
врезультате которой выявляется наиболее приемлемый путь к достижению поставленной цели.
Оба эти аспекта могут иметь место в различном соотношении не только при решении различных задач в СРВ, но и при решении одной достаточно сложной задачи. Эффект взаимодействия чело века с машиной в значительной степени определяется квалифика цией абонентов, уровнем их подготовки, поэтому при полной и глубокой оценке качества функционирования СРВ каждый або
нент должен представляться своей математической моделью. Тогда объединенная модель абонентов — это сложная модель, со