ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические подходы к интерпретации категории «качество жизни населения»
Методологические подходы к оценке качества жизни населения
Анализ качества жизни населения Российской Федерации
Система оценки качества жизни населения Российской Федерации как результата государственной политики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рейтинг регионов РФ по индексу качества жизни на основе разработанной методики оценки №1
нятости ответственны только за часть изменения общей степени удовлетворен- ности жизнью. Доказано, что персональные ценности, цели и перспективы, имеющие отношение к качеству жизни, включают: персональные нужды, внут- ренние состояния, материальные и постматериальные ценности, религиозные факторы, характеризующие членство в том или ином религиозном сообществе. Психологические подходы показали, что источник качества жизни – удовле- творенность личных потребностей.
Интегральный подход предполагает, что объективные и субъективные показатели необходимо рассматривать как равнозначные. При этом остается открытым вопрос о том, как вычислить интегральную оценку, то есть постро- ить индекс, который объединил бы в себе и объективную и субъективную оценки. Многие авторы придерживаются мнения о том, что из-за сложностей вычисления и математического обоснования такого индекса его не нужно стро- ить совсем, следует ограничиться только согласованием этих двух типов оце- нок. Например, Н.С. Маликов предлагает оценивать качество жизни на основе трехуровневой системы, которая будет включать в себя оценку ИРЧП по мето- дике ПРООН, оценку социального самочувствия и степень отклонения от соци- ально-экономического стандарта.
В свою очередь специалисты Научно-исследовательской лаборатории по проблемам качества жизни населения (г. Белгород) разработали подход к оцен- ке качества жизни, включающий 4 группы показателей: показатели, характери- зующие жизненные потребности людей; индикаторы, определяющие уровень реализации потребностей; показатели степени удовлетворенности людей и ин- дикаторы, позволяющие определить параметры меры [24].
Таким образом, оценка качества жизни должна осуществляться на основе следующих принципов:
а) всесторонней оценки. Конечным результатом исследования качества жизни должна стать оценка сложившейся ситуации во всех сферах жизнедея- тельности отдельного человека и общества в целом;
б) комплексности. Исследование качества жизни должно включать в себя изучение
как объективных условий и процессов жизнедеятельности, так и субъективного мнения людей;
в) универсальности. При оценке качества жизни любого объекта исследо- вания необходимо использовать универсальный набор объективных и субъек- тивных показателей;
г) учета специфики объекта исследования. Необходимо дифференциально подходить к изучению качества жизни каждого конкретного объекта исследо- вания, выделять специфические черты, характерные только для него.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
Анализ качества жизни населения Российской Федерации
-
Методики оценки качества жизни населения
Методология оценки уровня и качества жизни населения является важ- ным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:
-
устанавливать ориентиры социально-экономической политики го- сударства на перспективу; -
осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны; -
оценивать уровень бедности; -
проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жиз- ни населения.
Среди методик оценки качества жизни населения выделяют, в частности:
-
индекс развития человеческого потенциала; -
оценка индекса качества жизни населения, разработанная сотруд- никами географического факультета МГУ по заказу Министерства экономиче- ского развития и торговли Российской Федерации; -
методика британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist), основанная на комбинации статистических данных и результатов опросов общественного мнения из соответствующих стран; -
оценка индекса качества жизни на основе методики, разработанной аналитиками Института региональной информации и учеными Лаборатории математических методов политического анализа и прогнозирования МГУ им. М.В. Ломоносова; -
интегральный индекс качества жизни населения, разработанный учеными Южного федерального университета.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) дает самую общую
интегральную характеристику уровня благосостояния населения страны и ре- гионов. Он включает:
-
доход, измеряемый ВВП на душу населения с учетом различной поку- пательной способности в различных регионах; -
продолжительность жизни, измеряемую ожидаемой продолжительно- стью жизни при рождении; -
знания или уровень образования, измеряемые числом грамотных и длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.
Этот показатель целесообразно связать с уровнями устойчивого благосос- тояния, дохода, потребления, ресурсопользования, сохранения капитала. При- чем важны динамика этих показателей и знание того, когда они близки к преде- лу социально-экономической устойчивости.
Индекс развития человеческого потенциала, характеризующий главным образом социальные аспекты устойчивого развития стран и регионов, рассчи- тывается по формуле (6):
4 Xi Ximin
ИРЧП
i
i1
Ximax
-
Ximin
, (6)
где Ximinи Ximax– соответственно среднемировые максимальные и минимальные границы измерения i-го показателя;
Xi–значение i-го показателя для выбранной страны (региона);
i– вес i-го показателя.
Составляющие ИРЧП, их максимальные и минимальные значения, а так-
же весовые коэффициенты представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Структура индекса развития
человеческого потенциала
Составляющие индекса | Показатель | Максимальное значение (Ximax) | Минимальное значение (Ximin) | Вес ( i) |
Долголетие | Ожидаемая продолжи- тельность жизни при рождении (лет) | 85 | 25 | 1/3 |
Уровень обра- зования | Уровень грамотности взрослого населения (%) | 100 | 0 | 2/9 |
Совокупный валовой ко- эффициент поступивших в учебные заведения (%) | 100 | 0 | 1/9 | |
Уровень жизни | ВВП на душу населения (ППС в долл. США) | 40 000 | 100 | 1/3 |
Наибольшее (наименьшее) значение переменных приравнивается к 1 (к 0), каждый регион получает определенное значение на этой шкале.
При ИРЧП = 0,8 и выше регион относится к высокоразвитому; при 0,5 < ИРЧП < 0,799 – к среднеразвитому; при ИРЧП< 0,5 – к менее разви- тому.
Методика оценки индекса качества жизни населения, разработанная со- трудниками географического факультета МГУ по заказу Министерства эконо- мического развития и торговли Российской Федерации [27].
Индекс предназначен для интегральной оценки приоритетных компонен- тов качества жизни в субъектах Российской Федерации и мониторинга соци- ального развития регионов.
Приоритеты в оценках качества жизни выбирались с учетом наиболее острых проблем переходного периода. Если в советское время различия в большей мере определялись условиями жизни (доступностью и обеспеченно-