Файл: Протокол 20 г. Рабочая программа социальнопедагогической направленности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
_______________________________________________________________
(наименование ОУ)
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета
от «___»___________20___г. __________
Протокол №______________ «__»_____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Говорим и учимся»
Возраст обучающихся 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Автор – составитель:
г.__________________ 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………. 3
2.Учебно-тематический план...……………………………………………… 5 3.Содержание……..……………………………………………………………. 6
4. Календарно-тематическое планирование………………………………7
5.Методическое обеспечение...…………………………………………….. 9
6. Литература…………………………………………………………………13
-
Пояснительная записка
Целенаправленная образовательная деятельность в дошкольной организации подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным набором компетентностей. Таким образом, степень адаптированности ребенка в социуме во многом определяется его умением общаться и строить диалог с окружающими людьми. Процесс развития диалогической речи у детей сложен и достаточно долог. Начинается этот процесс на ранних ступенях развития и продолжается до выпуска детей в школу. Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи. Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога. Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми.
Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере. Между тем в настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию дошкольного образования востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Все развитие ребенка в дошкольном возрасте, в том числе и коммуникативное, проходит через игру. Потому как игра является самым органичным видом деятельности в данном возрасте. Эти два положения легли в основу разработки программы «Учимся и говорим».
В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение дошкольника создает особую моральную направленность личности ребенка. Следовательно, вопросы дошкольного воспитания — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности.
В настоящее время снизился уровень бытовой культуры, используются языковые средства для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие речь, насаждаемая телевизионной рекламой - все это создает предпосылки для снижения уровня речевой культуры. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов в формировании речи подрастающего поколения. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики.Для развития связной речи дошкольников необходимо реализовать следующие условия:
-поддержка мотивации общения;
-помощь в достижении цели — воздействие говорящего на партнера общения;
-создание возможностей и обеспечение средств для достижения цели;
- формирование умений оперировать способами достижения цели;
- формирование умения создавать «продукт» - диалог и монолог.
Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения.
Отличительной чертой данной программы является обучение детей диалогическому взаимодействию в разнообразных формах организации детей, использование интерактивных технологий взаимодействия друг с другом в ходе проведения образовательной деятельности.
Из этого следует, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей
на 1 год. Возрастная категория детей- с 6 до 7 лет.
Продолжительность занятий 30-35 минут.
Программа рассчитана на36 часов в течении одного года.
Форма обучения - очная.
ЦЕЛЬ: формирование навыков социальной коммуникации с использованием доступных речевых и неречевых средств;научить детей пользоваться диалогом как формой общения.
ЗАДАЧИ:
—содействовать развитию умений понимания разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;
—учить детей вступлению в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;
—формировать у детей умения целесообразно и уместно употреблять интонацию, мимику, жесты;—развивать умения следовать приемам ведения диалога.
2.Учебно-тематическое планирование
Программа предусматривает вариативную часть, которая реализует региональный компонент и расширяет содержание образовательной области «Речевое развитие» через реализацию парциальной программы Парциальная программа дополнительного образования «Речевое развитие (Развитие речи)» и является нормативным документом, в котором представлены возможные достижения ребенка, подлежащие освоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы: содержание, формы, методы и приёмы в организации образовательного процесса, с целью определения планируемых результатов освоения программы, в виде целевых ориентиров, представленных в ФГОС ДО.
Данная программа разработана и реализуется (предложена к реализации) на базе ОУ с приоритетным осуществлением деятельности по речевому развитию детей «Говорим и учимся». Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В основу программы положен интегративный принцип, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа предусматривает вариативную часть , реализующую региональный компонент и расширяет содержание образовательной области «Речевое развитие» через реализацию парциальной программы дополнительного образования «Речевое развитие» и является нормативным документом, в котором представлены возможные достижения ребенка, подлежащие освоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы: содержание, формы, методы и приёмы в организации образовательного процесса, с целью определения планируемых результатов освоения программы, в виде целевых ориентиров, представленных в ФГОС ДО.
№ | ТЕМА | Кол-во часов (базовая) | Часть, формируемая участниками ОО | ИТОГО |
1 | Виды речи | 4 | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Старшая группа. –М.: Мозаика-Синтез, 2014. А.И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. А.И. Максаков Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Н.В. Лободина «Комплексные занятия в старшей группе» - Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 О.С Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» -М: ООО «ТЦ Сфера», 2003 Н.В. Нищева «Развивающие сказки»- С-П «Детство-Пресс», 2004 В.Н. Макарова и др.«Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников» Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 432 с. О.Н. Сомкова «Образовательная область «Коммуникация» Методический комплект программы «Детство» Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» Компьютер; Интернет сайты «Социальная сеть», «Маам», «Все для воспитателя»; Картины; Игрушки; Муляжи; Хрестоматия для детей старшей группы Технические средства образования: Компьютер; Экран; Мультимедийные системы; Наглядные пособия: плакаты | 4 |
2 | Монолог | 4 | 4 | |
3 | Диалог | 24 | 24 | |
4 | Письменная речь и ее особенности | 4 | 4 |
-
Содержание
Предполагаемая программа предусматривает, что по окончании курса дошкольники будут уметь понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;
—вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;
—уметь целесообразно и уместно употреблять интонацию, мимику, жесты;
—следуют приемам ведения диалога.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Месяц, неделя | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятия | Примечание | |
Раздел I.Виды речи | ||||||
1 | Сентябрь, 1 неделя | «Устная речь и ее особенности» | 1 | Беседа | | |
| 2 неделя | «Что такое монолог?» | 1 | Рассуждение | | |
| 3 неделя | «Что такое диалог?» | 1 | Рассуждение | | |
Раздел II.Монолог | ||||||
| 4 неделя | «Если бы мы не могли говорить?» | 1 | Фантазия | | |
2 | Октябрь 1 неделя | «Молчание тоже ответ» | 1 | Сомнение | | |
| 2 неделя | «Говорим молча» | 1 | Театр | | |
Раздел III.Диалог | ||||||
| 3 неделя | «Давай поговорим» | 1 | Беседа | | |
| 4 неделя | «Вопрос - ответ» | 1 | Рассуждение | | |
3 | Ноябрь 1 неделя | «Спроси меня и я отвечу» | 1 | Беседа | | |
| 2 неделя | «Сообщение-реакция на сообщение» | 1 | Рассуждение | | |
| 3 неделя | «Скажи и будешь ты услышан» | 1 | Беседа | | |
| 4 неделя | «Побуждение - реакция на побуждение» | 1 | Рассуждение | | |
4 | Декабрь 1 неделя | «Просить с удовольствием» | 1 | Беседа | | |
| 2 неделя | «Просьба» | | Рассуждение | | |
| 3 неделя | «Благодарить от души» | 1 | Беседа | | |
| 4 неделя | «Благодарность» | 1 | Рассуждение | | |
5 | Январь 1 неделя | «Предложить, чтобы согласились» | 1 | Беседа | | |
| 2 неделя | «Предложение» | 1 | Рассуждение | | |
| 3 неделя | «Извиниться, чтобы простили» | 1 | Беседа | | |
| 4 неделя | Извинение | 1 | Рассуждение | | |
6 | Февраль 1 неделя | «Пригласить, чтобы пришли» | 1 | Беседа | | |
| 2 неделя | Приглашение | 1 | Рассуждение | | |
| 3 неделя | «Советовать, чтобы прислушались» | 1 | Беседа | | |
| 4 неделя | «Совет» | 1 | Рассуждение | | |
7 | Март 1 неделя | «Хотим общаться» | 1 | Беседа | | |
| 2 неделя | «Общение» | 1 | Рассуждение» | | |
| 3 неделя | «Театральные посиделки» | 1 | Театр | | |
IV раздел. «Письменная речь и ее особенности» | ||||||
8 | Апрель 1 неделя | «Писать или нет?» | 1 | Беседа | | |
| 2 неделя | «Расскажи, что написано» | 1 | Рассуждение | | |
| 3неделя | «Я пишу тебе письмо» | 1 | Театр | | |
Vраздел. «Мониторинг» | ||||||
| 4 неделя | «Умеем общаться» | 1 | КВН | | |
9 | Май 1 неделя | «Путешествие в сказку» | 1 | Фантазия | | |
| 2 неделя | «Напиши и я отвечу» | 1 | Соревнования | | |
| 3 неделя | Мониторинг | 1 | Рассуждение | | |
| 4 неделя | Мониторинг | 1 | Рассуждение | |