Файл: Протокол 20 г. Рабочая программа социальнопедагогической направленности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

_______________________________________________________________

(наименование ОУ)
Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета

от «___»___________20___г. __________

Протокол №______________ «__»_____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Говорим и учимся»
Возраст обучающихся 6-7 лет

Срок реализации: 1год
Автор – составитель:

г.__________________ 2022


СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………. 3

2.Учебно-тематический план...……………………………………………… 5 3.Содержание……..……………………………………………………………. 6

4. Календарно-тематическое планирование………………………………7

5.Методическое обеспечение...…………………………………………….. 9

6. Литература…………………………………………………………………13


  1. Пояснительная записка

Целенаправленная образовательная деятельность в дошкольной организации подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным набором компетентностей. Таким образом, степень адаптированности ребенка в социуме во многом определяется его умением общаться и строить диалог с окружающими людьми. Процесс развития диалогической речи у детей сложен и достаточно долог. Начинается этот процесс на ранних ступенях развития и продолжается до выпуска детей в школу. Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи. Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога. Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми.


Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере. Между тем в настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию дошкольного образования востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Все развитие ребенка в дошкольном возрасте, в том числе и коммуникативное, проходит через игру. Потому как игра является самым органичным видом деятельности в данном возрасте. Эти два положения легли в основу разработки программы «Учимся и говорим».

В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение дошкольника создает особую моральную направленность личности ребенка. Следовательно, вопросы дошкольного воспитания — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности.

В настоящее время снизился уровень бытовой культуры, используются языковые средства для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие речь, насаждаемая телевизионной рекламой - все это создает предпосылки для снижения уровня речевой культуры. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов в формировании речи подрастающего поколения. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики.Для развития связной речи дошкольников необходимо реализовать следующие условия:

-поддержка мотивации общения;

-помощь в достижении цели — воздействие говорящего на партнера общения;

-создание возможностей и обеспечение средств для достижения цели;

- формирование умений оперировать способами достижения цели;

- формирование умения создавать «продукт» - диалог и монолог.

Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения.

Отличительной чертой данной программы является обучение детей диалогическому взаимодействию в разнообразных формах организации детей, использование интерактивных технологий взаимодействия друг с другом в ходе проведения образовательной деятельности.

Из этого следует, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.



Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей

на 1 год. Возрастная категория детей- с 6 до 7 лет.

Продолжительность занятий 30-35 минут.

Программа рассчитана на36 часов в течении одного года.

Форма обучения - очная.

ЦЕЛЬ: формирование навыков социальной коммуникации с использованием доступных речевых и неречевых средств;научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

ЗАДАЧИ:

—содействовать развитию умений понимания разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;

—учить детей вступлению в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;

—формировать у детей умения целесообразно и уместно употреблять интонацию, мимику, жесты;—развивать умения следовать приемам ведения диалога.

2.Учебно-тематическое планирование

Программа предусматривает вариативную часть, которая реализует региональный компонент и расширяет содержание образовательной области «Речевое развитие» через реализацию парциальной программы Парциальная программа дополнительного образования «Речевое развитие (Развитие речи)» и является нормативным документом, в котором представлены возможные достижения ребенка, подлежащие освоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы: содержание, формы, методы и приёмы в организации образовательного процесса, с целью определения планируемых результатов освоения программы, в виде целевых ориентиров, представленных в ФГОС ДО.

Данная программа разработана и реализуется (предложена к реализации) на базе ОУ с приоритетным осуществлением деятельности по речевому развитию детей «Говорим и учимся». Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.


В основу программы положен интегративный принцип, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа предусматривает вариативную часть , реализующую региональный компонент и расширяет содержание образовательной области «Речевое развитие» через реализацию парциальной программы дополнительного образования «Речевое развитие» и является нормативным документом, в котором представлены возможные достижения ребенка, подлежащие освоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы: содержание, формы, методы и приёмы в организации образовательного процесса, с целью определения планируемых результатов освоения программы, в виде целевых ориентиров, представленных в ФГОС ДО.



ТЕМА

Кол-во часов (базовая)

Часть, формируемая участниками ОО

ИТОГО

1

Виды речи

4

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Старшая группа. –М.: Мозаика-Синтез, 2014.

А.И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

А.И. Максаков Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Н.В. Лободина «Комплексные занятия в старшей группе» - Волгоград: Издательство «Учитель», 2011

О.С Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» -М: ООО «ТЦ Сфера», 2003

Н.В. Нищева «Развивающие сказки»- С-П «Детство-Пресс», 2004

В.Н. Макарова и др.«Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников»

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 432 с.

О.Н. Сомкова «Образовательная область «Коммуникация» Методический комплект программы «Детство»

Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»

Компьютер;

Интернет сайты «Социальная сеть», «Маам», «Все для воспитателя»;

Картины;

Игрушки;

Муляжи;

Хрестоматия для детей старшей группы

Технические средства образования:

Компьютер;

Экран;

Мультимедийные системы;

Наглядные пособия: плакаты

4

2

Монолог

4

4

3

Диалог

24

24

4

Письменная речь и ее особенности

4

4




  1. Содержание

Предполагаемая программа предусматривает, что по окончании курса дошкольники будут уметь понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;

—вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;

—уметь целесообразно и уместно употреблять интонацию, мимику, жесты;

—следуют приемам ведения диалога.
4. Календарно-тематическое планирование




п\п

Месяц,

неделя

Название раздела,

темы

Количество часов

Форма

организации

занятия

Примечание

Раздел I.Виды речи

1

Сентябрь,

1 неделя

«Устная речь и ее особенности»

1

Беседа







2 неделя

«Что такое монолог?»

1

Рассуждение







3 неделя

«Что такое диалог?»

1

Рассуждение




Раздел II.Монолог




4 неделя

«Если бы мы не могли говорить?»

1

Фантазия




2

Октябрь

1 неделя

«Молчание тоже ответ»

1

Сомнение







2 неделя

«Говорим молча»

1

Театр




Раздел III.Диалог




3 неделя

«Давай поговорим»

1

Беседа







4 неделя

«Вопрос - ответ»

1

Рассуждение




3

Ноябрь

1 неделя

«Спроси меня и я отвечу»

1

Беседа







2 неделя

«Сообщение-реакция на сообщение»

1

Рассуждение







3 неделя

«Скажи и будешь ты услышан»

1

Беседа







4 неделя

«Побуждение - реакция на побуждение»

1

Рассуждение




4

Декабрь

1 неделя

«Просить с удовольствием»

1

Беседа







2 неделя

«Просьба»




Рассуждение







3 неделя

«Благодарить от души»

1

Беседа







4 неделя

«Благодарность»

1

Рассуждение




5

Январь

1 неделя

«Предложить, чтобы согласились»

1

Беседа







2 неделя

«Предложение»

1

Рассуждение







3 неделя

«Извиниться, чтобы простили»

1

Беседа







4 неделя

Извинение

1

Рассуждение




6

Февраль

1 неделя

«Пригласить, чтобы пришли»

1

Беседа







2 неделя

Приглашение

1

Рассуждение







3 неделя

«Советовать, чтобы прислушались»

1

Беседа







4 неделя

«Совет»

1

Рассуждение




7

Март

1 неделя

«Хотим общаться»

1

Беседа







2 неделя

«Общение»

1

Рассуждение»







3 неделя


«Театральные посиделки»

1

Театр




IV раздел. «Письменная речь и ее особенности»

8

Апрель

1 неделя

«Писать или нет?»

1

Беседа







2 неделя

«Расскажи, что написано»

1

Рассуждение







3неделя

«Я пишу тебе письмо»

1

Театр




Vраздел. «Мониторинг»




4 неделя

«Умеем общаться»

1

КВН




9

Май

1 неделя

«Путешествие в сказку»

1

Фантазия







2 неделя

«Напиши и я отвечу»

1

Соревнования







3 неделя

Мониторинг

1

Рассуждение







4 неделя

Мониторинг

1

Рассуждение