Файл: Задание Раскройте эволюцию взглядов на безопасность по историческим периодам Первобытное общество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание 1. Раскройте эволюцию взглядов на «безопасность» по историческим периодам:

  1. Первобытное общество(до 3000 г. до н. э.);
    Угрозы-природные условия, дикие животные. Люди борются за выживание и продолжение своего рода.

  2. Древний мир (3000 г. до н. э. – 476 г. н. э.);
    Появляются первые элементы целенаправленной деятельности в сфере обеспечения защиты от внешнего врага, обеспечивается безопасность и общественный порядок. Создаются разные племена.

  3. Средние века (476 г. – конец XV века);
    Связь внешнего мира и человека - с религиозной точки зрения, борьба с разбойниками, наведение порядка, введение воин. Развивается феодальный строй.

  4. Новое время (конец XV века – 1918 г.);
    Происходят разные географические открытия, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Америки Ф.Колумбом и др. За счёт этого, страны стремятся к расширению территории, использованию природных ресурсов с целью укрепления своей силы. Например, колониальные страны Великобритания, Португалия, Испания, Франция и т.д., которые расширили своё влияние в мире за счёт колоний в Африке, Азии и Америки.

  5. Новейшее время (с 1918 г.).
    Создаются новые условия развития человеческой цивилизации, складывается особая система международных отношений, борьба за мировое господство за реализацию своих национальных интересов политической идеологии, а также за полную доммнацию в мире. После 1-й мировой войны с карты исчезли все оставшиеся империи, смена идей, гос. строя и т.п. Вторая мировая война, последовавшая после него холодная война, гонка вооружения, а также другие локальные военные столкновения (Корейская война, война в Афганистане, война в Вьетнаме и т.п.)


Задание 2. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации:


Конституция дает общее смысловое понимание национальной безопасности и формулирует институциональную систему ее обеспечения. Ее нормы должны получить последовательную конкретизацию и развитие в отраслевом, а также специальном законодательстве, имеющем своим предметом правового регулирования национальную безопасность общества и государства. Следует назвать здесь международные акты, регулирующие участие России в обеспечении международной и региональной безопасности, Хартию Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; в рамках СНГ — Устав Организации Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и единого экономического пространства. Среди
нормативных актов следует назвать законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов, о безопасности, борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией доходов, полученных незаконным путем. На Конституции основаны и многочисленные стратегии и доктрины в сфере национальной безопасности. Именно из Конституции переносится понятийно-категориальный аппарат законодательства о безопасности.

С понятием «национальная безопасность» тесно связана категория «национальные интересы», под которыми следует понимать, в том числе, и конституционные ценности, и приоритеты развития страны. Нормативные акты, касающиеся обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации, основывают оценку интересов личности, общества и государства на конституционных положениях о территориальной целостности и суверенитете народа, о его государственном самоопределении и политическом самоуправлении; о достойном месте в мировом сообществе; процветании страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

Как указывают ведущие конституционалисты, сущностная характеристика конституции проявляется в том, что она (конституция) является юридически узаконенным балансом интересов всех социальных групп общества, мерой достигнутого в обществе и государстве баланса между властью и свободой. Поэтому Конституция является нормативно-правовой базой обеспечения безопасности личности, общества и государства. С одной стороны, многие статьи Конституции гарантируют безопасность личности, общества и государства, с другой — отдельные нормы разграничивают ситуации конфликтов между интересами безопасности личности, общества и государства.
Задание 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права как основа обеспечения национальной безопасности РФ:
1)соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
2)законность
3) системность и комплектность применения государственной власти по обеспечению мер национальной безопасности
4)приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.


5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.


Задание 4. Стратегические документы в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: ее место в системе документов стратегического планирования Российской Федерации.
Стратегия 2009 года - Первая стратегия национальной безопасности
В ней было отражено положение России в мире, существующие угрозы, национальные интересы и приоритеты обеспечения национальной безопасности после краткосрочного военного конфликта с Грузией. После этого события поменялись отношения публичной власти России с западными странами. Но Россия стремилась сохранить равноправные отношения и с США, и с Европой.

Было отмечено, что "формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил". А среди вызовов - "вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях и противоречия между основными участниками мировой политики"
Стратегия 2015 годаВторая стратегия национальной безопасности
Была принята после поддержки коллективным Западом и США Украины в 2014 г. Данное событие спровоцировало глубокий раскол в украинском обществе и вооруженный конфликт на Донбассе.

В СНБ-2015 отмечалось, что происходит усиление позиций России в мире, но появляются новые угрозы ее НБ, имеющие глобальный характер. Проведение РФ самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления"
Стратегия НБ – 2021
Отражает сложившейся новый мировой порядок, который характеризуется существенными разногласиями в международных делах между Россией, США и Западом. Появились новые угрозы, обусловленные разработкой новых возбудителей "ранее неизвестных инфекционных заболеваний", а также связанные с кибератаками и необходимостью обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Сейчас как никогда остро стоит вопрос, связанный с решением экологических проблем.

Стратегические документы:
Конституция Российской Федерации (извлечение - Статья 83)

Федеральный закон "О безопасности"

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

О внесении изменений в Основы государственной культурной политики


Задание 5. Творческое задание: составить таблицу: «Общепризнанные принципы и нормы международного права как основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»:

Важную роль в системе правового обеспечения международной безопасности страны играют международные правовые акты. Современный мир представляет собой не отдельно сосуществующие страны и народы, а совокупность тесно взаимосвязанных между собой разнообразными отношениями государств. Эти отношения, к сожалению, не всегда носят мирный характер. Стало очевидным, что национальная безопасность государств может быть обеспечена с помощью не только военных, но и политических, правовых и иных средств «несилового» характера.

Официальной позицией России на протяжении всей ее истории является неуклонное следование принципам международного права. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается в соответствии с международными обязательствами.

Ядром системы международного права являются основные принципыпредставляющие собой обобщенные правовые нормы, отражающие характерные черты, главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Основные черты принципов международного права — качество норм международного права, являющихся основой международно-правовой системы; универсальность норм международного права как обязанность их соблюдения всеми субъектами международного права; императивность норм международного права, обладающих высшей юридической силой и др.


Общепризнанные принципы и нормы международного права можно классифицировать на три группы:

1) принципы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

2) принципы, защищающие права человека, народов и наций;

3) принципы, обеспечивающие всеобщий мир и безопасность.

Так, принципы, обеспечивающие всеобщий мир и безопасность,

закрепляют запрещение применения силы или угрозы силой, объектом защиты которых являются общественные отношения, связанные с территориальной целостностью, политической независимостью и неприкосновенностью государств.

Рассмотрим основные принципы международного права.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях:

  • а) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII);

  • б) в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Согласно определению агрессии, утвержденному резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

Принцип мирного разрешения споров между государствами.В соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: «Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».

Государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению споров путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства и другими мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разрешения споров.