Файл: Задание Раскройте эволюцию взглядов на безопасность по историческим периодам Первобытное общество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип уважения прав человека. Этот принцип нашел отражение в следующих международных актах: Уставе ООН; Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.; международных пактах о правах человека от 16 декабря 1966 г. (о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах); Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.; Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и др.

Основные положения принципа уважения прав человека:

— признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

— каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН;

— каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

  • — государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека;

  • — государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты и др.

Принцип суверенного равенства государств. Этот принцип означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международной системы, т.е. их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, исполнительную и судебную власть без всякого вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. понятие суверенного равенства подразумевает следующие аспекты:

  • — государства юридически равны;

  • — каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

  • — каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

  • — территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

  • — каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;

  • — каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.


Принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Этот принцип нашел отражение в Уставе ООН, Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и других актах. Под вмешательством понимаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств. Этот принцип был обозначен самостоятельным принципом в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Территориальная целостность означает недопустимость незаконного расчленения государства, отделения от него частей, оккупация и т.п. Территориальная неприкосновенность представляет собой понятие, охватывающее не только случаи вторжения, но и другие виды посягательств (вооруженное нападение без цели захвата территории, транзит транспортных средств без разрешения территориального суверена и т.д.).

Принцип нерушимости границ государства.Данный принцип впервые был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Он означает признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; отказ от каких- либо территориальных претензий на данный момент или в будущем; отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип равноправия и самоопределения народов. В п. 2 ст. 1 Устава ООН отмечается, что цели развития дружественных отношений осуществляются «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Содержание этого принципа было впервые комплексно раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 г.: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».


Принцип сотрудничества государств. Этот принцип сформулирован в Декларации о принципах международного права 1970 г. Он подразумевает сотрудничество государств друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем по следующим основным направлениям: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Существенными признаками принципа являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств и юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных деяний участника договора, имеющих противоправный характер.

В интересах обеспечения международной безопасности действуют международные правовые акты, регулирующие правовые режимы космоса, морских и океанических пространств, воздушного пространства (например, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 12 ноября 1974 г., Женевская конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 г. и др.).

Задание 6. Законодательные акты и указы Президента Российской Федерации как правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации:



  1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

  2. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"

  3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"

  4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»

  5. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"

  6. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности"

  7. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

  8. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"

  9. Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»

  10. Указ Президента РФ от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации»


Задание 7. Интеллектуальное задание: подготовить доклад: «Научные и методологические основы формирования общей теории национальной безопасности»:

Общая теория национальной безопасности – это междисциплинарное научное направление, исследующее состояние защищенности национальных интересов, интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Становление общей теории национальной безопасности

История развития государственности тесно связана с историей обеспечения национальной безопасности, в том числе с обеспечением безопасности личности, социальной группы, общества и государства в целом. Категория безопасности возникла фактически с появлением человеческого общества, однако в древние времена категория безопасности рассматривалась как отсутствие опасности для человека или группы людей. Проблема безопасности активно исследовалась философами Древнего мира. Так, в частности, в учении Платона, в котором общество отождествлялось с государством, особое внимание уделялось такой социальной группе как войны, поскольку они обеспечивали безопасность общества и государства, охраняя его от внешних врагов и внутренних угроз.

Аналогичная трактовка категории безопасности связывается и с XII в., тогда в английском словаре эта категория трактовалась как спокойное состояние личности, характеризующее его защищенность от всякой опасности. В учениях Т. Гоббса, Г. Гроция и др. формировались основы концепции национальной безопасности в современном ее понимании. В своей работе «Левиафан» Т. Гобсс описывал становление безопасности как социального явления, единство и обусловленность категории безопасности личности, общества и государства. Так, в качестве главной причины формирования и существования общества Гобсс видел природный страх человека перед смертью. Именно этот страх толкает людей к миру, обеспечивает стремление к достижению необходимых для жизненного удобства вещей. Таким образом, для преодоления страха перед смертью необходимо выработать рациональные правила взаимодействия людей. Население подчиняется суверену для того, чтобы гарантировать себе безопасность, самосохранение и достойную жизнь.

В последующим Ж. Ж. Руссо в общую теорию развития социума ввел категорию народного суверенитета, предполагающую не только независимое развитие народа, но и обеспечение безопасности личности и общества посредством контроля народа над деятельностью органов публичного управления.


В отечественной теории ввиду того, что обеспечение безопасности было исключительно прерогативой государства, теоретическое осмысление вопрос принципов обеспечения национальной безопасности в период с XIV по XX вв. не получил. Так, до XIX в. власть монархов в России фактически не ограничивалась законом, поэтому теоретическое осмысление вопросов безопасности касалось преимущественно военной безопасности. Первые попытки научного осмысления вопросов безопасности в отечественной науке связаны с именами Н. М. Карамзина, Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, которые в своих трудах рассматривали отдельные стороны действительности, определяющие безопасность общества и государства.

В период Советского государства вопросы национальной безопасности преимущественно исследовались как вопросы обеспечения безопасности государства от внешних угроз. При этом внутри государства активно реализовывалась политика по противодействию противоположным партийной позиции идеологическим взглядам.

В 1980-х гг. категория национальной безопасности не использовалась, а исследовалась безопасность государства как политическая безопасность и международная безопасность, как состояние защищенности от внешних угроз.

Принципы общей теории национальной безопасности в современной России

Теория национальной безопасности современной России начинает формироваться с 1990-х гг. В указанный период слом общественно-политического устройства страны характеризуется сложностью общественных отношений и становлением концепции национальной безопасности страны, в том числе и безопасности личности, общества и государства. Поворот к интересам правового статуса личности, обеспечению ее безопасности, а также обеспечению безопасности общества во многом обусловлен принятием новой конституции, которая провозгласила, что личность, ее права и свободы выступают высшей ценностью российского государства, а признание, соблюдение и защита прав и свобод выступает обязанностью государства. Еще до принятия Основного закона страны в законе о безопасности в 1992 г. была закреплена категория безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, социума и государства от внутренних и внешних угроз. Во многом становление общей теории национальной безопасности в рассматриваемый период было связано с задачами сохранения единства и территориальной целостности российского государства после распада Советского Союза.