Файл: Отчет по производственной (по профилю специальности) практике Специальность 40. 02. 02 Правоохранительная деятельность.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
-
Органов внутренних дел Российской Федерации. -
Органов федеральной службы безопасности. -
Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. -
Таможенных органов Российской Федерации. -
Службы внешней разведки Российской Федерации. -
Федеральной службы исполнения наказаний.
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
-
Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
-
Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. -
Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. -
Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. -
Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
-
Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. -
Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам. -
Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. -
Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. -
Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. -
Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
2.2. Взаимодействие органов ОРД и органов предварительного расследования
Взаимодействие следователя с органами ОРД — это, прежде всего, деятельность следователя, дознавателя и органов ОРД в расследовании преступления, согласованная по месту, времени и иным участникам следственных действий, предусматривающая применение как процессуальных, так и не процессуальных средств для расследования преступления. Таким образом, взаимодействие представляет собой согласованную деятельность следователя, дознавателя, органов ОРД, направленная на расследование и раскрытие наиболее сложных преступлений, при которых проведение следственных действий не позволяет всецело установить обстоятельства преступления, выражающаяся в единстве действий и правильном распределении задач.
По любому уголовному делу следователь имеет право передавать органу ОРД приказы и инструкции о проведении розыскных и следственных мероприятий, требовать оказания содействия следственному органу, при этом орган ОРД несет ответственность за выполнение этих требований.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» следователь «может инициировать проведение и участвовать в проведении некоторых оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих установить наличие в действиях определенного лица элементов состава преступления, а также сформировать доказательственную базу по уголовному делу и привлечь к уголовной ответственности виновное лицо. Значение указанного Федерального закона состоит в том, что он законодательно закрепляет основные принципы оперативно-розыскной деятельности, которые должен принимать во внимание и следователь».
Основной целью взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоит признавать борьбу с преступностью, в том числе посредством расследования и раскрытия уже совершенных преступлений.
Правовая основа взаимодействия представляет собой совокупность законодательных и подзаконных нормативных актов. К их числу следует отнести: Конституцию РФ; международные договоры РФ по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; законодательство по ОРД; межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы взаимодействия.
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целом представляет собой сотрудничество указанных участников уголовного судопроизводства для повышения эффективности мероприятий по расследованию и раскрытию преступлений. Взаимодействие следователя с ранее названными органами на практике имеет обязательное значение в тех случаях, когда:
-
данные о совершении преступления были получены следователем непосредственно от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; -
данные о личности преступника у следователя на первоначальном и / или последующем этапе расследования отсутствуют, в связи с чем, необходимо осуществление розыска субъекта; -
предполагаемый преступник либо иные лица предпринимают активные попытки воспрепятствовать расследованию преступления.
К наиболее важным и необходимым свойствам взаимодействия можно отнести следующее:
-
единство объекта воздействия (преступность); -
единство цели и общность задач в раскрытии и расследовании преступлений; -
практическая потребность во взаимодействии; -
взаимная заинтересованность в достижении целей; -
согласованность или совместность действий; -
самостоятельность субъектов в выборе сил и средств; -
оказание взаимной помощи и содействия; -
взаимное информирование о ходе и результатах взаимодействия; -
совместная ответственность за установленные правила и результаты взаимодействия.
Задачами взаимодействия являются:
-
защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Ее решение обеспечивается своевременным предотвращением и пресечением преступлений, быстрым и полным раскрытием и расследованием противоправных деяний, возмещением ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам преступными действиями виновных; -
обеспечение согласованного выполнения следственных действий, оперативно-розыскных, организационных мероприятий при поступлении сообщений о преступлении в целях изобличения и привлечения к ответственности в возможно короткие сроки лиц, причастных к его совершению; -
эффективное осуществление мероприятий по розыску скрывшихся подозреваемых, обвиняемых.
Имеет свои правовые обязанности и взаимодействие следователя и органов, осуществляющих ОРД, на основе выполнения последними отдельного поручения о производстве следственных действий.
Процессуальный закон предусматривает несколько правовых ситуаций дачи поручения следователем:
– поручение органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ);
– поручение органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152 УПК РФ);
– после направления дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
Особого внимания заслуживает правовое регулирование взаимодействия, осуществляемого в форме следственной и следственно-оперативной группы (СОГ).
В процессуальной норме (ч. 2 ст. 163 УПК РФ) указано: "К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность". Однако законодатель не устанавливает их полномочия и не регламентирует их отношения со следователями – членами следственной группы.
Согласно этой же нормы "руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей..." Как видим, оперативный работник просто "выпадает" из регулирования его правоотношений как участника этой группы и из-под влияния руководителя группы.
Исходи из предназначения и смысла нормы, сложившейся практики ее применения, очевидно, что оперативные работники занимаются активной ОРД, согласовывая с руководителем общие направления работы по выполнению задач, определенных в согласованном плане следственных действий и ОРМ.
Необходимо отметить, что, несмотря на процессуальное название "следственная группа", на практике ее часто именуют "следственно-оперативной группой".
Заключение
За время прохождения практики в ОУР ОП Тракторозаводской УМВД России по Челябинской области под руководством своего руководителя ознакомились с оперативно-розыскной деятельностью, с оперативно-розыскными мероприятиями, их правовым регулированием, а также взаимодействие органов осуществляющих ОРД и органов, осуществляющих предварительное расследование. Также за время прохождения практики мы закрепили теоретические знания практическими навыками, овладели профессиональным опытом, умениями и навыками.
Программа практики была выполнена в полном объеме. За время прохождения практики я закрепил полученные мною теоретические знания, применял их в практической деятельности.
Список литературы:
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) -
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.12.2022) -
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) -
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. 28.06.2022) -
Приказ следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 2 "Об организации предварительного расследования в следственном комитете Российской Федерации" -
Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544) -
Бахтеев Д. В., Драпкин Л. Я. Взаимодействие следователей органами дознания и другими участниками расследования преступлений / Д. В. Бахтеев, Л. Я. Драпкин // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2017. -
Ветрова О. А. К вопросу о взаимодействии следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений / О. А. Ветрова // Актуальные проблемы уголовного и гражданского судопроизводства. — 2016. — С. 31–38. -
Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. для вузов / Е.С. Дубоносов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. -
Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 -
Колосович, М.С. Правовые основания использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. С. Колосович ; Волгоград. акад. МВД России. - Волгоград : ВА МВД России, 2018. - 59 с.