Файл: Металлические гофрированные трубы под насыпями..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7254

бсь станка дли пробили-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рооанил лолош

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ось трубы

>

Рис.

44.

Схема

установки

для

изготовления

 

 

труб со спиральным замковым швом:

 

 

 

/ — барабан

для

стальной

полосы;

2 — п р о к а т н ы й

 

 

станок

для

профилирования

полосы;

3 — формовочное

 

 

трехвальковое

устройство; 4

готовая труба;

5 — те­

 

 

лежка

с пилон для резки трубы на

секции;

6 — прн-

 

 

. смный

стол

 

 

 

 

 

 

путь, кромка, изогнутая под прямым углом, вводится формовочным устройством в V-об разную канавку. Соединенные края полосы про­ ходят через вальцы и огибаются в замковый шов. Скорость выпу­ ска продукции зависит от скорости подачи полосы и утла 0 между входящей полосой и линией, 'перпендикулярной оси готовой трубы (рис. 44, б).

Для изготовления спирально гофрированных труб диаметром 0,15—2,44 м и с замковым швом в США применяют различные фор­ мовочные машины производительностью до 12 000 г в год. Угол В этих формовочных машин устанавливают с большим диапазоном значений — до 45° [30].

Ооновное преимущество машин для изготовления спирально гофрированных труб — высокая производительность и экономич­ ность. Продукция таких машин весит меньше на 4—12%, чем труб, собираемых из элементов на заклепка».

В США опубликованы [30] данные об экономическом преимуще­ стве спирально гофрированных труб по сравнению с клепаными трубами —снижение стоимости на 13,6% за счет уменьшения трудо­ вых затрат на изготовление, применения более экономичной поло­ совой стали, уменьшения веса трубы и отсутствия заклепок.

(В США выпускают также формовочные машины для изготовле­ ния оцинкованных спирально гофрированных труб со сварным швом. Машина осуществляет сварное соединение встык с помощью высокочастотной электросварки без добавочного металла. Такие машины позволяют сваривать оцинкованную ленту толщиной от 1,5 до 2,7 мм в трубы диаметром до 2,4 м.

Металлические гофрированные трубы транспортируют, принимая меры против повреждения цинкового покрытия и появления дефор­ маций элементов. При перевозке гофрированных листов, бандажей, замкнутых секций труб и других конструкций, а также пакетов ли-

6**

87


стов в пределах завода должно быть обеспечено их устойчивое по­ ложение на транспортных средствах. Погружать и разоружать эле­ менты конструкции нужно кранами с применением строп или тра­ верс, обеспечивающих захват элементов за кромки листа или болты без повреждения цинкового покрытия. Нельзя строповать элементы за отверстия.

Пакеты гофрированных листов и бандажей складируют так, что­ бы обеспечить удобство осмотра листов и выполнение строповочных операций. Нижние пакеты укладывают на деревянные прокладки поперек гофров примерно в тех же сечениях, что и прокладки в па­ кетах. В штабеля укладывают не более 6 пакетов. Замкнутые сек­ ции труб укладывают по высоте не более чем в три ряда на дере­ вянные круглые подкладки и прокладки, располагаемые поперек труб. В каждом ряду крайние секции закрепляют клиньями. Паке­ ты гофрированных листов, изогнутых по требуемому радиусу, нуж­ но укладывать выпуклой поверхностью на подкладки (поперек гоф­ ров), расположенные примерно в тех же сечениях, что и прокладки в пакетах.

От железнодорожной станции до строительной площадки кон­ струкции перевозят автодорожным или воздушным транспортом.

Во многих случаях может оказаться целесообразной сборка сек­ ций труб из отдельных элементов на болтах, организованная зара­ нее на базах, расположенных по трассе дороги; количество таких баз назначают с учетом протяженности строящейся дороги, состоя­ ния временных автомобильных дорог и обеспечения наименьших за­ трат на перевозку конструкций и организацию баз. Такие замкну­ тые секции труб можно перевозить автомобилями или тракторами. Секции при этом укладывают на подкладки с круговыми вырезами и надежно закрепляют растяжками (рис. 45). Часто секционные трубы погружают, укладывая трубы меньшего диаметра в трубы большего; это целесообразно для конструкций с заклепочными, сварными и замковыми спиральными швами.

то

 

 

 

 

2168

 

Рис. 45. Схема закрепления секции трубы на автомобиле:

 

/ — металлический

тросе с

прокладкой

для предохранения оцинковки; 2—продольные

бру­

сья;. 3 — поперечные

брусья

с

вырезом в

средней части по радиусу трубы; 4 крюки из

круг­

лой стали; 5 — металлическая

скоба

 

 

88'


§ 14. ПОСТРОЙКА ТРУБ

Характерная особенность гофрированных труб состоит в том, что гибкая металлическая оболочка допускает воз-' можность неравномерных осадок и деформаций, которые у жесткой

конструкции трубы вызвали бы разрушение. Однако проявление этой особенности должно быть обеспечено хорошей подготовкой основания, тщательной сборкой металлоконструкций, равномерной

засыпкой сооружения грунтом насыпи с

хорошим уплотнением.

Правильно подготовленное о с н о в а н и е

при заданной форме по­

перечного сечения трубы позволяет обеспечить -проектное положе­ ние лотка и его уклон без концентрации давления на основание.

По геологическому разрезу шурфа или скважины можно уста­ новить пригодность грунта для устройства основания трубы. Гли­ нистый, илистый или скальный грунты основания имеют неравно­ мерную несущую способность, а в иле труба после возведения на­ сыпи может к тому же сместиться на недопустимую величину. Вследствие этого металлические трубы укладывают непосредствен­ но на хороший песчаный или иесчано-гравийный грунт основания или на подушку из малосжимаемого, хорошо уплотненного грунта, обеспечивающего равномерное опирание трубы на всем протяже­ нии. С этой целью подушку устраивают из песка, гравия, щебня или смеси этих материалов, укладывая ее на естественный грунт осно­ вания после удаления верхнего песчано-растительного слоя. Круп­ ность частиц грунта подушки не должна превышать 50 мм.

Размеры песчано-гравийной подушки назначают с учетом проч­ ности грунтов основания. Ширину ее принимают, как правило, не менее диаметра трубы плюс 1 м (рис. 46) для всех грунтов основа­ ния, кроме слабых. Слабые же грунты удаляют и заменяют песком, гравием, щебнем или их смесью, ширина подушки в ©том случае должна быть не менее двух диаметров трубы. Толщину подушки во всех случаях принимают не менее 40 см, считая от нижней точки 1трубы. В хорошем грунте ложе под трубу можно устраивать путем планировки шаблоном, охватывающим нижнюю часть трубы с цен­ тральным углом не менее 90° (см. рис. 46-, а) или с подбивкой под нижние четверти трубы (уложенной на спланированную горизон­ тальную площадку) песчаного, хорошо уплотненного грунта, смеси песка с гравием или щебнем (см. рис. 4>8,б). Твердые скальные включения нужно разрабатывать ниже уровня постели и заменять их подушкой из дренирующих грунтов.

В болотистых местах, а также на поймах рек слабые грунты ча­ сто залегают на большую глубину. iB этих случаях нужно либо уда­ лять слабые грунты на необходимую глубину < (ниже уровня грунто­ вых вод) с заменой их лучшим материалом или 'специально укреп­ лять эти слабые грунты устройством песчаных, деревянных, железо­ бетонных свай и т. п.

Заслуживают внимания разновидности конструкции оснований, применяемых при строительстве гофрированных труб в Японии. При хороших песчаных грунтах трубу опирают непосредственно на сие-

89



П+Ы

J

 

v

Рис. 46. Два вида песчано-гравийнон ладушки для труб:

/ — песчано-гравийная подушка; 2 подбивка из грунта

цнально устроенный желоб в грунте, который охватывает 'Д ниж­ ней части ее (периметра. Если же 'невозможно подготовить желоб в грунте, то устраивают подсыпку из крупнозернистого грунта и за­ тем подбивают грунт иод трубу ;(аналогично показанному на рис. '4©, б). Если в 'основании обычный грунт, то в котлован уклады­ вают лесчанонгравийную подушку шириной 1—2 диаметра трубы я толщиной с учетом величины диаметра:

Диаметр трубы D, м . .

<0,9

0,9—2,0

>2,0

Минимальная

толщина

 

 

 

подушки, м . . . . .

0,20

0,30

0$D

Если ,же в основании залегает скальный грунт, то ширину по­ душки в Японии принимают в два диаметра трубы, а ее толщину 0,2 м. Для укладки трубы в подушке устраивают желоб. Толщину подушки 0,2 м назначают при высотах насыпи до 5 м; при больших высотах насыпи на каждый 1 м превышения указанной величины толщину подушки увеличивают на 0,04 м. Наконец при слабых грунта>х в основании рекомендуют заменять его на подушку из песчано­ го или другого зернистого грунта с размерами: ширина подушки — 2—3 диаметра трубы, а толщина — не менее 0,5 м. Если величина 0,3—0,6 диаметра трубы более 0,5 м, то ее принимают за 'минималь­ ную толщину подушки, но не более 1 м.

Ори подготовке основания грунт нужно разработать по очерта­ нию нижней части трубы и ее продольного профиля. Работая буль­ дозером, целесообразно устраивать широкое основание с обеспече­ нием тщательного уплотнения грунта под нижними частями конст­ рукции. Для окончательной ручной планировки дна котлована ре­ комендуется Обозначить границы выемки грунта и но крайней 'мере одну линию, соответствующую продольному профилю, обеспечивая проектное положение трубы в плане и профиле. Перед укладкой песчанонгравийной смеси воду (грунтовую или другую) из 'котлова­ на нужно удалить.

Устанавливая трубу на горизонтально спланированную подушку или естественное песчаное основание, необходимо тщательно уплот­ нять трамбовками грунт иод нижние четверти трубы, отсыпая по­ душку горизонтальными слоями толщиной 15—20 см и тщательно

90