Файл: Металлические гофрированные трубы под насыпями..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

някуг нанесение дополнительного защитного покрытия; после сбор­ ки труб в стыках остаются щели, которые необходимо закрывать стеклосеткой и битумной мастикой; принятый -профиль гофра труб нетехнологичен для изготовления на современных прокатных ста­ нах; конструкция стыков не обеспечивает достаточную гибкость тру­ бы в продольном направлении. Эти недостатки отсутствуют в тру­ бах проекта 1970 ir., которые и рекомендованы для капитального строительства на железных и автомобильных дорогах.

Об эффективности применения металлических гофрированных водопропускных труб в сравнении с железобетонными свидетельст­ вуют следующие показатели. Стоимость строительства труб по про­

екту Ленгипромоста 1963 г. снижается в среднем более чем на

25%,

вес перевозимых строительных 'конструкций более чем в 45 раз. В

условиях строительства, где транспортирование конструкций

и ма­

териалов связано с большими трудностями, уменьшение веса труб имеет существенное значение. Снижение сметной стоимости строи­ тельства металлических труб отверстием 1,5 м Ленгипротрансмоста 1970 г. на линии Забайкалья (по данным Моогипротранса) по срав­ нению с типовыми железобетонными трубами составило 40—45%. Темп монтажа металлических труб проекта 1963 г. составляет до 16 пог. м в смену при затратах труда на строительно-монтажные работы '5,3 чел.-дня на 1 пог. м трубы. Затраты труда на строитель­ но-монтажные работы на.1 пог. л железобетонных труб составляют 11,2 чел.-дня, т. е. больше в 2,1 раза.

На основании данных опытного строительства водопропускных труб из гофрированного металла можно сделать выводы и предло­ жения, направленные на широкое внедрение их при возведении ав­ томобильных и железных дорог:

1.Гофрированные трубы экономичнее железобетонных.

2.По результатам наблюдений можно заключить, что все опыт­ ные гофрированные трубы находятся в удовлетворительном состо­ янии.

По состоянию на июль 19712 г. осадки труб и изменения их попе­ речных сечений еще не прекратились.

3.При отсутствии ровной сухой площадки трубы надо монтиро­ вать на легких подмостях .параллельно их проектной оси.

4.Укрупненная оборка труб на базах целесообразна во всех случая«, когда Можно доставить на строительную площадку готовые

секйии. При атом монтажные работы на строительной площадке сводятся до минимума, повышается качество и улучшаются условия труда рабочих.

5. Защитное покрытие целесообразно наносить на базе при сборке секций.

Применение более совершенных конструкций, повышение уров­ ня, механизации и организации труда позволят значительно сокра­ тить продолжительность и трудоемкость возведения гофрированных труб, что подтверждается в частности опытом строительства та­ ких труб на железнодорожной линии Забайкалья.

104


§ 16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ ПОД НАСЫПЯМИ

Оценку экономической эффективности применения метал­ лических гофрированных водопропускных труб взамен железобетонных того же назначения можно дать по сметным стои­

мостям с учетом срока службы обоих видов сооружений

и затрат

на их эксплуатацию.

 

Д л я т е х н и к о - э к о н о м и ч е с к и х р а с ч е т о в

стоимость

железобетонных водопропускных труб определена на основании дей­ ствующего прейскуранта районных цен на объекты строительства на железнодорожном транспорте (ОРЦ ж. д.), который учитывает стоимость полного комплекса строительно-монтажных работ, на­ кладные расходы, плановые накопления, затраты, связанные с про­ изводством работ в зимнее время, расходы на подъездные автомо­ бильные дороги и другие временные сооружения. В прейскуранте учтена стоимость перевозки конструкций и материалов на 20 км ав­ томобиль ны м тр анспо р том.

Дальность возки конструкций и материалов для железобетон­ ных труб принята по железной дороге — Л'000 км, а по автомобиль­ ной дороге — 50 км.

Стоимость металлической гофрированной трубы получена на ос­ новании сметно-финансового расчета, обеспечивающего сопостави­ мость ее со стоимостью железобетонных по О Р Ц ж. д. Дальности возки конструкций и материалов металлических труб по железной дороге приняты .2000 км, по автомобильной — 50 км. Ориентировоч­

ная цена на металлические

гофрированные листы

применительно

к их производству на Мышегском заводе Главстройирома

(с оцин­

ковкой элементов по кооперации на другом

заводе)

принята

850 руб. за 1 т конструкций.

 

 

 

 

 

К сопоставлению приняты гофрированные металлические трубы

по проекту

Ленгипротрансмоста

(4970 г.) и круглые

железобетон­

ные по действующим типовым проектам. Экономические

расчеты

выполнены

применительно

к

железобетонной

трубе отверстием

1,5 м с оголовками, при усредненной высоте насыпи 5>,0 м и эквива­ лентной по водопропускной способности гофрированной трубе ус­ ловного отверстия 1,76 м, при той ж е высоте-насыпи. Эквивалентное отверстие металлической трубы назначено с учетом того, что поло­ вину намеченных к строительству железобетонных труб можно (из-за недоиспользования их водопропускной способности, выявлен­ ной при анализе работы эксплуатируемых сооружений) заменить на металлические трубы отверстием 1,6 м, а .половину — металличе­ скими трубами отверстием 2 м.

Объемы работ даны для металлической трубы ив медистой гоф­ рированной стали с размерами волны 130ХЭ2,5 мм и толщиной ли­ ста 1,5 мм.

Экономическая эффективность определена по приведенным за­ тратам с учетом затрат на развитие производственной базы строи­ тельства и сопряженных затрат [7].

7—501

105


Полные приведенные затраты

определены по формуле:

 

 

2 Л , = Q + ЕсCL

1<с Тс + v E l K t 7\

+Mtb

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

где

<? =

—••

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 +

£ „ „ ) с л

 

 

 

 

Здесь

С,-—сметная себестоимость строительства

(без

приведения

к

сроку

 

ввода в действие согласно ОН 423—71);

 

 

 

dKc

и Кг — капвложения в производственные

фонды строительной организации

 

и сопряженные капиталовложения

(затраты);

 

 

 

Mi—-эксплуатационные

расходы, принимаемые в размере аС,-; а — годо­

 

вые амортизационные отчисления, включающие стоимость капиталь­

 

ного п текущего ремонтов;

 

 

 

 

 

 

Еа

и Ei — нормативные

коэффициенты

экономической

эффективности,

соот­

 

ветственно, по строительству и в смежных производствах;

 

 

Г с

и Г( — продолжительность основного и смежного строительства;

 

 

 

Евп —норматив для приведения разновременных затрат;

 

 

 

(С п —срок службы сооружения;

 

 

 

 

 

 

 

Ф — суммарный

коэффициент, учитывающий отдаление эксплуатацион­

 

ных затрат, на заданный срок службы.

 

 

 

Как видно из результата

расчетов (табл. 19) снижение

сметной

стоимости металлических труб отверстием

1,6 и 2,0 м без оголовков

в сравнении с круглой типовой железобетонной

трубой отверстием

1,5 м с оголовками составляет соответственно 10 и 34%.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

Круглые трубы

=8

тверстне. о

 

Расход

материалов

 

га -

 

>матуршсталь,

 

•©о га

_, й> г-

£ га

 

 

= S jj

5к S

О 5

 

 

 

Qra ч

с

н га

 

гад

5

О ° н

£ О X

\о ы

 

С и

Сметная

СТОИМОСТЬ, р у б .

 

-

и

ТОМЧИС тран; - юрти-

о

 

и

 

а

и Ч и

 

s g

 

о П

 

S ч д..

)пание

о) О) =

§ § ?

 

С Н и з *

Типовая железобетон­

1,5

48,3

2,7

 

 

6300

1050

157

ная с оголовками . . .

 

 

Гофрированная метал­

1,5

6,0

1,8

0,25 4174

127*

4S

лическая без оголовков ,

То же . . . . . . .

2,0

7,7

 

3,0

0,4

5680

162

66-

* Стоимость перевозки металлических труб, изготовленных замкнутыми сек­

циями длиной 2,0—2,7 м,

по железной

и автомобильной

дорогам

составляег

214 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок службы для круглых и железобетонных

труб .(^сл)

принят

il'OO лет, а металлических гофрированных — 40 лет согласно

методи­

ке Госстроя OCGP. Однако

срок службы

металлических

труб

при­

нят значительно ниже фактического срока службы большого коли­ чества таких сооружений, «который составляет 60—'80 лет и болеем Амортизационные отчисления, включая текущий ремонт, приняты

для железобетонных труб «i =12,0%, а для металлических

а2=0,,7'%.

Нормативный коэффициент экономической эффективности

для ос-

106


новного строительства и промышленности строительных материалов Ec=Ei =0,|12, а по металлургической промышленности £ ' 2 = 0,14. Для подсчета нормативных капитальных вложений в основные -про­ изводственные фонды и' оборотные средства с-роительной организа­ ции принят коэффициент Кс =0,36.

Сопряженные затраты на одну трубу приведены в табл. 20.

Т а б л и ц а 20

 

Количе-

Удельные

 

капиталь­

ство кон­

ные вложе­

Конструкции п материалы

струкций

ния на из­

и

материа­

меритель,

 

лов

р у б .

Сопряженные затраты на ;

одну т р у б у ,

руб .

ж е л е з о ­

металли­

бетонную

ческую

 

Железобетонные конструкции ,

.

,

48,3

т

63,0

3040

 

 

 

 

 

 

 

 

2,7

418

ИЗО

 

 

Цемент

,

.

, . .

14

30,2

423

 

 

 

 

 

 

 

 

72

м*

6,8

490

 

 

 

 

 

 

 

 

2,4

т

298

 

715

 

Гофрированные трубы .

, . . .

2,4 .

615

 

1475

 

И т о г о для промышленности стро­

 

 

ительных материалов .

. г

/^=3953

Яз=1475

 

То же, металлургической

промыш-

 

 

 

Я 2 = 1 1 3 0

A W I 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

П р и м е ч а н и е .

Удельные капиталовложения даны с учетом их приведения

к вводу объектов в эксплуатацию, а по гофрированным трубам, кроме того, с уче­ том: общих затрат на строительство завода в сумме около -2 млн. руб. (по дан­ ным Гтгпропромтрансстроя), включая стоимость цехов механической обработки и оцинковки элементов; ввода в эксплуатацию всех цехов завода в 1374 г.; выпу­ ска за период 1971—1974 гг. 3250 г труб.

Периоды опережения сопряженных затрат для круглых железо­ бетонных труб Ti приняты 0,85 и 2,35 (соответственно для промыцн ленности стройматериалов и металлургической промышленности). Те же показатели опережения сопряженных затрат для -круглых •металлических труб составляют 0,57 и 2,27. Согласно СН 423-71 ко­ эффициент ф при сроке службы железобетонных труб 100 лет и ме­ таллических 40 лет равен соответственно 12,47 и 11,95.

•Полные приведенные затраты составляют:

для железобетонной трубы С| = 8700 руб.; для металлической трубы С2 = 7200 руб.

Величина С2 включена с поправочным коэффициентом -приведе­ ния «большому сроку службы, определяемому согласно СН 423-71.

П р и ' ^ - — 1 = ^ — 1 = 1,5, имеем (1=1,047.

7*

1Q7;


Таким образом, 'экономический эффект от применения одной круглой металлической гофрированной трубы составляет 8700 — —7200=11900 руб. или 715 руб. на 1 г гофрированной стали труб. При строительстве 4,5 тыс. г труб в год экономический эффект со­ ставит около 3,6 млн. руб. Затраты труда на строительство труб уменьшатся в 2,5—3 раза (см. табл. 19).

Расход металла на круглые гофрированные трубы может быть значительно сокращен с внедрением более рациональных конструк­ ций. Принятая в СССР конструкция круглых гофрированных труб

на болтовых соединениях по показателю расхода металла

(напри­

мер, для труб отверстием 1,5 м) не уступает зарубежным подобного

типа (табл. 21). Прогрессивно применение секционных труб

отвер­

стием до 2,0—^2,5 м с замковым спиральным швом. На секционные трубы с замковым швом требуется меньше стали на 15—120'%, чем

на другие типы конструкций. Для дальнейшего

сокращения расхода

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 21

 

 

 

 

 

 

Предельная

 

 

 

 

 

 

 

высота

засып­

 

 

 

 

 

 

 

ки,

м

 

Вид конструкции

Тип

стыков, страна

Р а з м е р

 

 

 

 

 

гофрированной

гофра, мм

 

 

 

 

8'а

трубы

 

 

 

 

 

с* и

S3 и

 

 

 

 

 

 

и £ рз

 

 

 

 

 

 

 

* 2

О >>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CQ Н

Круглая из зам­

На

заклепках

76,2X25,4

1,5

1,5

8,8

91,8

кнутых секций

(США)

 

 

2,7

 

14,9

153,5

 

 

 

 

2,0

1,5

6,7

118,5

 

 

 

 

 

2,7

 

12,5

198,2

 

Спиральный зам­

76,2x25,4

1,5

1,5

8,8

82,0

 

ковый (США)

 

 

2,7

 

14,9

137,0

 

 

 

 

2,0

1,5

 

6,7

106,0

 

 

 

 

 

2,7

12,5

177.0

•Круглая из от­

На обычных бол­

130X32,5

1,5

1.5

3,5

4,5

89,8

дельных элементов

тах (СССР)

 

 

2,5

8,5

9,5

148,0

 

 

 

 

2,0

2,0

6,0

7,0

163,3

 

 

 

 

 

2,5

6.5

7,5

197,8

 

На

высокопроч­

152,4X50,8

1,5

2,7

12,8

12,8

158,0

 

ных

болтах

 

 

4,2

24,7

24,7

235.0

 

(США)

 

5,0

4,2

6,1

7.3

776,8

 

 

 

 

 

На

скрепах

67,7X12,7

1,5

2.7

 

12,8

125,0

 

(США)

 

 

4,2

13,4

194,0

 

 

 

 

2,0

4,2

 

11,9

251,0

108