Файл: Металлические гофрированные трубы под насыпями..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вости труб. Большинство обследованных труб не имело оголовков. Все же в целях улучшения пропуска паводковых вод, а также во избежание повреждения тонкостенных металлических торцов в пе­ риод эксплуатации рекомендовано устраивать оголовки воротни­ кового или портального типов.

. Ежегодные обследования металлических гофрированных водо­ пропускных груб, проводимые железнодорожными организациями США и Канады, способствовали широкому применению труб раз­ ных отверстий как для нормальных, так и тяжелых условий эксплу­ атации.

В процессе постройки металлических труб при небольшом слое засыпки над их верхом нужно особенно тщательно следить за вы­ полнением требований инструкций при пропуске тяжелых машин (бульдозеров, скреперов и тракторов), способных создавать кон­ центрированные нагрузки и вызывать появление нежелательных прогибов в тонкостенной гофрированной конструкции. Установле­ но, что стыковые соединения между элементами трубы деформиру­ ются очень редко, а если основание труб и их засыпка выполнены в соответствий с нормативными требованиями, стыковые соединения находятся в безупречном состоянии.

В ряде обследованных труб были обнаружены серьезные повре­ ждения в виде размывов русла и «асыни от паводковых вод. В це­ лях предохранения сооружений от таких явлений рекомендовано с входной стороны труб устраивать оголовки или отмостку откосов насыпей, а также возводить металлические шпунтовые стенки из плоского гофрированного листа. Обычно шпунтовыми ограждения­ ми размерами 1,8x3 м обеспечивается достаточная защита труб от подмыва. Размывы грунта могут быть особенно частым явлением на выходных участках сооружения, поэтому здесь шпунтовые стен-

• ки особенно

уместны.

 

 

Ассоциация

американских

железнодорожных

инженеров

(AREA) в

19-53

г. опубликовала

интересные данные по

результа­

там проверок состояния 300 водопропускных металлических труб диаметром от 1,52 м и более. Трубы как круглого, так и эллипти­ ческого сечения были построены с клепаными и болтовыми соеди­ нениями элементов; степень уплотнения насыпи вокруг труб была различной. Аналогичное обследование 125 сооружений с широким диапазоном сроков службы было выполнено в 1952 г. на СреднеЗападной ж.-д. США.

Проведенными в США обследованиями было установлено следу­ ющее:

1. Водопропускные трубы из гофрированного металла с добав­ ками меди, имеющие цинковое покрытие, вполне надежны. При бла­ гоприятных местных гидрогеологических условиях и соблюдении ос­ новных правил изготовления и монтажа они могут успешно эксплу­ атироваться 50—60-лет и более.

2. В трубах из металла надлежащего сортамента при соблюде­ нии правил равномерной засыпки и уплотнени*Тр^1?^б^п^чи^а-'-

2—501

I каучно - твхиичэ -«Jffi


ется надежность и устойчивость тонкостенной металлической кон­ струкции.

3. .При осадках правильно построенных труб, расположенных на слабых грунтах, не обнаруживается раскрытия поперечных сты­ ковых соединений.

4.Наиболее подвержены коррозии участки трубы в пределах лотка, особенно при протекании загрязненных и сильно агрессив­ ных вод. Хорошей защитой в таких случаях при особо сильной аг­ рессии воды служит устройство асфальто-битумного покрытия лот­ ка с применением асбестового волокна в составе битумной смеси. Кроме того, в таких условиях целесообразно принимать увеличен­ ные толщину листа металла и слой оцинковки.

5.Нельзя допускать занижения отметок лотка труб, вызываю­ щего заиливание отверстия труб.

6.Не следует укладывать и засыпать трубы .кислыми и щелоч­ ными грунтами или шлаками, вызывающими неблагоприятные про­ цессы в металле.

7.При устройстве многоочковых водопропускных труб расстоя­ ния между ними должны быть достаточными для хорошего уплот­ нения засыпаемого грунта.

8. На солончаковых грунтах при устройстве металлических труб, помимо усиленной оцинковки и применения более толстых ли­ стов металла, нужны дополнительные мары защиты как наружных, так и внутренних поверхностей. Особенно необходимы дополни­ тельные защитные покрытия для металла труб, если в протекающей или грунтовой воде будет обнаружено повышенное содержание кис­ лот и других вредных примесей.

В результате обследований малых искусственных сооружений в США выявлены существенные достоинства конструкций из волни­ стого металла, позволяющего наиболее быстро и экономно строить

такие

сооружения,

а также

легко ремонтировать старые каменные

и железобетонные

трубы.

Устанавливать металлические трубы з

этих

случаях .можно гильзованием гофрированной конструкции

как по всей длине, так и в виде бандажей на отдельных участках, заполняя бетоном пространство между поверхностью старой ремон­ тируемой трубы и новой металлической.


Г л а в а I I

К О Н С Т Р У К Ц И Я В О Д О П Р О П У С К Н Ы Х ТРУБ

§3. ТИПЫ КОНСТРУКЦИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ТРУБ

Особенность труб из волнистого металла — малая 'попе­ речная жесткость, ввиду чего в них могут возникать зна­ чительные деформации от действия внешних нагрузок. Однако де­ формации металлической трубы, находящейся в окружении масси­ ва насыпи, ограничены их взаимодействием'—в этом суть высокой эффективности этих сооружений. Не менее важным технико-эконо­ мическим фактором таких труб является возможность укладки их непосредственно на грунтовую подушку в основании без специаль­ ного фундамента. На всем своем протяжении трубы имеют сплош­ ную непрерывную конструкцию с надежными и плотными попереч­ ными стыками между элементами. Достаточно высокая гибкость сплошной но длине гофрированной конструкции позволяет ей легко воспринимать возможные деформации грунтового основания насы­

пи без нарушения целостности сооружения.

Все приведенные особенности металлических труб предопреде­ ляют и их конструктивные решения. По форме поперечного сечения обычно применяют трубы круглые, эллиптические с удлиненным вертикальным диаметром, овоидальные и арочные. Круглые трубы диаметром до 6—7 м наиболее экономичны. В последние годы име­ ются случаи постройки круглых труб еще больших диаметров. Так, на территории одного из рудников штата Мичиган (США) на авто­ мобильной дороге построена труба диаметром 9 м. Эллиптический профиль трубы применяют при засыпке их с малой степенью уплот­ нения. Они имеют диаметр от 1,5 до 7,0 я до удлинения вертикаль­ ного размера (обычно на 5%). Арочные трубы целесообразны при ограниченных строительных высотах, их устраивают с пролетами до 6,0 м и стрелой до 4,0 м. Такие трубы с упорными балками поз­ воляют перекрывать пролеты до 12 м. Овоидальные трубы обычно применяют в качестве пешеходных тоннелей и скотопрогонов.

Металлические гофрированные трубы сооружают как без специ­ альных оголовков, оставляя выпуски трубы из насыпей с вертикаль­ ными (рис. 8, с) или срезанными параллельно откосу насыпи (р.ис 8, б) торцами, так и с оголовками из -камня, бетона, железо­ бетона или металла.

Вопрос о

необходимости устройства оголовков и выборе его ти­

па решается

в каждом конкретном случае с учетом обеспечения-

эффективности работы трубы, ее экономичности и надежности в пе­ риод эксплуатации, т. е. с учетом факторов, основными из которых

2*

19



БП

Рис. 8. Конструкции трубы с верховой стороны насыпи:

/ — песчапо-гравнйная

подушка: 2 — укрепление откоса; 3 — противофнльтрацнонныП экран;.

4—портальная

стенка;

5 — откосные крылья

являются: высота трубы; направление, ширина и уклон водотока; расход воды и ее скорость; потребность в увеличении водопропуск­ ной способности трубы; предотвращение размыва при паводках.

Оголовки труб применяют самых различных конструкций, в том числе портальные (8, в) и раструбные (8, г). В зарубежной прак­ тике находят црименение металлические раструбные оголовки.

'При проектировании сопряжения трубы с насыпью, а также с подводящей и отводящей частями русла нужно предусматривать укрепление откосов насыпи и русла, а также ограждающие устрой­ ства при опасности засорения трубы.

Толщина засыпки гибких гофрированных труб — важный вопрос конструирования таких сооружений. Минимальную толщину засып­ ки гофрированных труб на отечественных дорогах рекомендуется принимать исходя 'из условия безопасного пропуска транспортных и строительных нагрузок по дороге над сооружением. Отметку бров­

ки насыпи

нужно назначать так, чтобы толщина засыпки над вер­

хом трубы

до подошвы рельса была на железных дорогах общей

сети не менее 1,0 м и на автомобильных — 0,5 м до верха дорожно­ го покрытия.

В США минимальную толщину засыпки назначают з зависимо­ сти от вида дорог, величины отверстия трубы и толщины волнисто­ го листа. Так, на автомобильных дорогах она равна 0,3 м, а на же­ лезных дорогах составляет 0,6—1,6 м для труб диаметром 1,5—2,4 м и 0,6—2,8 м для труб диаметром 3,0—-6,4 м. Толщина засыпки от 1,5 до 2,8 м принята для труб диаметром 2,4—6,4 м при минималь­ ных толщинах металлического листа. За рубежом круглые трубы по своему конструктивному оформлению подразделяют на два ви­ да: с кольцевым гофрированием и со спиральным. Трубы первого вида изготавливают со стыками на болтах, заклепках и точечной сварке, а трубы второго вида — со спиральным сварным или зам­ ковым швом.

В СССР и за рубежом гофрированные трубы диаметром свыше 2;0—'2,5 м, как правило, укладывают из отдельных элементов. Тру­ бы диаметром до 2,0—2,6 м монтируют на строительной площадке или из отдельных листов или из замкнутых круглых секций завод­ ского изготовления.

Трубы постройки 1888—1915 гг., эксплуатируемые в настоящеевремя на отечественных железных дорогах, смонтированы из гото­ вых секций длиной до 2,0—2,5 м, которые на строительной площад­ ке лишь соединяли специальными бандажами. Такая конструкция (полной заводской готовности) целесообразна для труб отверстием 1,0—2,0 м. Изготовление секций можно также организовать в пунк­ тах вблизи дорожных строек.

§ 4. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГОФРИРОВАННЫХ ТРУБ

При разработке металлических .конструкции водопропу­ скных труб уделяют особое внимание выбору марки ме­ талла с повышенной коррозионной стойкостью и защитным покры-

21