ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
•Продольные стыки листов внахлестку в США устраивают с од ним или двумя рядами болтов, устанавливаемых по гребням или впадинам волн. Высокопробные болты изготавливают диаметром 19 мм -пяти стандартных длин в пределах от 32 до 76 мм. Внутрен няя поверхность головки болта и одна сторона гайки имеют сфери ческую форму (см. рис. 13, а). Для болтов диаметром 19 мм штам пуют отверстия диаметром 22 мм. Применяют в США также и спе циальные болты, установка которых вследствие особой кривизны
опорной поверхности головки (рис. 13,6) |
болта |
возможна со |
сто |
|
роны как гребня, так и впадины |
гофра. Однако |
если доступ |
для |
|
постановки болтов с внутренней |
и наружной сторон трубы одина |
|||
ков, то удобнее ставить болты со стороны |
впадины гофра, так как |
|||
в этом случае не проворачивается головка |
болта. Чтобы предупре |
дить возможное выпадание болта из отверстия, в лотковой части труб применяют специальные шайбы.
Ориентировочный вес—10'О оцинкованных болтов с гайками при длине болта 32—44 мм составляет 25—28 кг, а при длине 31—76 мм равен 30—35 кг.
Для стыков внахлестку в Японии применяют два типа |
болтов с |
шайбами, устанавливаемых на гребнях и впадинах волн. |
Болты |
вставляют с наружной поверхности, а гайки закручивают |
изнутри |
трубы. При толщине листа более 5,3 мм используют болты и гайки из стали повышенной прочности. Для соединения листов толщиной 2,7—4,5 мм внахлестку (без уплотнителей) применяют болты дли ной 38—45 мм, а для листов толщиной 5,3—7,0 мм — болты длиной
55—65 мм; с уплотнителем применяют соответственно |
болты дли |
||||||
ной 45—55 мм и 65—75 мм. |
|
|
|
|
|
||
Для |
сооружения |
металлических |
труб арочной |
конструкции |
|||
в США применяют соответственно отработанные формы |
профилей |
||||||
и набор |
стандартных |
листов, |
изогнутых по радиусу [11, 25]. Так, |
||||
арочные |
трубы из волнистых |
листов |
с гофрами 152X51 мм отвер |
||||
стием /, равным 1,8—6,2 м, и высотой f, равной |
1,4—4,0 м, |
компану- |
|||||
ют из трех типов элементов, |
отличающихся |
величиной |
радиусов |
кривизны Ry, Rh и Rb (рис. 14). Для всех отверстий приняты два
значения радиуса кривизны Ry |
угловых элементов — 0,47 и 0,79 м, |
в то время как для лотковой Rn |
и верхних Rv частей труб предусмо |
трено 58 различных радиусов |
кривизны, при этом Ra= 1,9-^9,5 м, |
а/?„=0,9-г-3,2 м.
ВЯпонии приняты стандартные размеры отверстий арочных труб: для железных до рог 2,0—3,8 м с градацией через 0,3 м, а для
автомобильных — 2,'0—6,0 |
м |
через |
0,5 м. |
|
|||
В 1960 г. в Канаде была |
разработана |
и за |
|
||||
тем |
нашла |
/ широкое применение |
арочная |
|
|||
конструкция |
гофрированных |
труб |
пролетом |
|
|||
до |
12 м и высотой до 6—9 м. Устойчивость |
Рис. 14. Схема арочной |
|||||
такой конструкции при воздействии |
строи |
трубы, США |
тельных и проектных нагрузок обеспечивается распорной железо бетонной балкой, уложенной снаружи вдоль трубы [24, 26].
31
Рис. 15. Схема работы труб большого отверстия:
Р — распорная балка; Rt и 7\ — силы, действующие на трубу; Hi — высота боковой части (стенки)
При сооружении труб большого отверстия обычной конструкции (рис. 15, а) .в полукруглой верхней части чрезвычайно сложно по лучить хорошее уплотнение, не вызывая деформации стенки. Рас
порная железобетонная балка |
арочной трубы (рис. 15,6), располо |
||
женная в точке критического |
выпучивания, т. е. в % по высоте от |
||
верстия и на 40° от вершины, |
усиливает |
верхнюю часть арки н |
|
обеспечивает хорошее распределение по |
длине |
сосредоточенных |
|
строительных нагрузок. Железобетонная |
балка |
передает нагрузку |
от верхней части арки на хорошо уплотненный грунт у боковой по верхности. В этих условиях засыпка не является основным факто ром назначения толщины боковой части трубы, следовательно, тол щина может быть меньшей, чем в верхней и нижней частях, и опре деляется она коэффициентом гибкости или прочностью стыка.
Стыки |
облегченного типа—это продольные |
стыки |
на |
скрепах |
||
и фланцевые. |
|
|
|
|
|
|
П р и |
п р о д о л ь н ы х с т ы к а х |
на с к р е п а х , |
широко, при |
|||
меняемых |
в США и других странах, |
форма |
поперечного |
сечения |
||
трубы для отверстий 0,2—2,13 м обычно бывает |
круглой |
или для |
||||
отверстий |
1,07—1,83 м — в виде арки. Труба |
состоит из верхних и |
||||
нижних полуколец (рис. 16). Каждый элемент |
(полукольцо) имеет |
на одном торце (образующем продольный стык) монтажные проре
зи и вырезы в двух углах [23]. Верхнее и нижнее полукольца |
соеди- • |
няют в продольном направлении по прорезям с помощью |
скреп |
различных типов (см. рис. 16), а в поперечном — внахлестку без болтов. В поперечном сечении трубы, начиная с диаметра 0,8 м, имеют эллиптичность примерно 5% номинального диаметра.
В интервале диаметров 1,07—2,13 м круглые трубы имеют во семь градаций отверстий (табл. 10) и размер гофра 67,7X12,7 мм. Так как для труб на скрепах пользуются гофрированным листом увеличенной толщины, при высоте насыпи до 8—9 м применение та ких труб приводит к значительному удорожанию и повышенному расходу металла.
Достоинство конструкции труб на скрепах — возможность их быстрого монтажа, так как количество болтов в соединениях незна чительно. Эти трубы целесообразно при форсированном строитель стве преимущественно автомобильных дорог.
Сборные грубы—арки (рис. 17), обычно имеющие отверстие 1,07—1,83 м в пеперечном сечении, состоят также из двух оцинко-
32
Рис. .16. Конструкция круглой трубы |
и типы скреп для ее |
стыков |
(США): |
/ — верхний торцовой элемент на входе; 2 — стандартный верхний |
элемент; |
3 — верхний тор* |
|
цовой элемент на выходе; 4 — стандартный |
нижний элемент; 5 — скрепа с отгибом; 6 — екре» |
||
па с гайкой |
|
|
-лА |
Рис. ,17. Конструкция |
арочной трубы на скрепах |
(США): |
|
|
/ — стандартный |
нижний |
элемент; 2 — в ы р е з в нижнем |
элементе; |
3 — т о р ц о в о й верхний эле« |
мент на входе; |
4 — стандартный верхний элемент; 5 — торцовой |
верхний элемент на выходе |
3-501
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
|
|
|
Толщина листа, мм |
|
||
Диаметр т р у б |
1.9 |
2,7 |
3,4 |
4,2 |
|
в США, .и |
|||||
|
|
|
|
||
|
|
Вес 1 пог. |
и трубы, кГ |
|
|
1,07 |
64,0 |
88,0 |
112,5 |
137,0 |
|
1,22 |
72,9' |
101,0 |
128,5 |
156,0 |
|
1,37 |
|
112,5 |
143,5 |
175,0 |
|
1,52 |
|
125,0 |
160,0 |
194,0 |
|
1.6S |
|
137,0 |
175,0 |
213,0 |
|
1,83 |
|
|
190,5 |
232,0 |
|
1,98 |
|
|
206,0 |
251,0 |
|
2,13 |
|
|
|
270,0 |
ванных элементов, изогнутых по необходимому .радиусу. Верхние элементы на обоих торцах, (Образующих продольные стыки, снабже ны монтажными прорезями [23].
Гофрированные трубы с п р о д о л ь н ы м и ф л а н ц е в ы м и с т ы к а ми применяют в ССОР и Японии.
Например, на отечественных железных дорогах такие трубы по строены по проекту Ленгипротрансмоста 1963 г. Каждое кольцо трубы отверстием 1,86 м (рис. Т8) смонтировано из трех элементов. Элемент представляет собой волнистый лист толщиной 1,5 мм с гофрами 100X50 мм, изогнутый по заданному радиусу, с прикреп ленными по его торцам равнобокими уголками 65X65X6' мм для стыкования отдельных элементов между собой болтами диаметром Г2 мм. Материал элемента — Ст. 3, вес — 29,6 кг. Звенья соединены между собой путем заведения крайней полуволны гофра одного звена в соответствующую полуволну соседнего стыкуемого с ним звена и прикреплением на болтах стыковых накладок к полкам уголков, соединяемых между собой звеньев. Все элементы и детали имеют оцинковку толщиной 80 мк.
Рис. 18. Конструкция трубы с |
фланцевыми продольными |
стыками |
(Ленгипро- |
трансмост, 1963 г.): |
диаметром 6 мм; 3 — элемент |
|
|
/ — у г о л о к 65 X 65 X 6 мм; 2 — з а к л е п к а |
из волнистой |
стали; 4-! |
|
болт диаметром 12 мм |
|
|
|
34
64811188)
Рис. .19. Основной элемент конструкции трубы и деталь размещения отвер стий под болты (Япония)
Рис. 20'. Болты для фланцевых труб (Япония)
Гофрированные трубы с фланцевыми стыками, применяемые в Японии, выпускают диаметром до 1800 мм и изготавливают с дли ной волны 67,7 мм, высотой волны Ш,7 мм и увеличенной толщиной стенки от 1,6 до 4,0 мм. В диапазоне 0,9—1,8 м они имеют семь ти-
по-размеров |
по диаметрам |
для автомобильных |
дорог и |
д в а — д л я |
железных. Трубы состоят из двух полукруглых |
секций с фланцами |
|||
на торцах, |
образующих |
продольные стыки на болтах |
(рис. 19). |
Предусмотрено два размера ширины дугообразных листов — 648 и 1188 мм. Перекрытие листов в поперечном стыке составляет 38 мм. Полезная ширина листов — 6U0 и 1150 мм. Особенность конструк
ции труб — применение |
овальных отверстий 11X19 |
мм под болты |
9,5 мм, так как может |
быть некоторое несовпадение |
отверстий при |
монтаже трубы. При монтаже труб на фланцевых стыках использу ют болты, не поворачивающиеся во впадине гофра, и гнутые шайбы (рис. 20). Все скрепления оцинкованы.
§ 6. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ТРУБ, ЧЛЕНЕННЫХ ПО ДЛИНЕ НА ЗАМКНУТЫЕ СЕКЦИИ ПОЛНОЙ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ
В члененных по длине конструкциях трубы, изготавлива емых на заводе, применяют соединения на заклепках и
сварке, а также замковые спиральные стыки. |
|
С т ы к и на з а к л е п к а х раньше широко применялись |
в тру |
бах диаметром до 2,0—2,5 м с различными геометрическими |
харак |
теристиками волнистой стали. Так, на дорогах СССР их применяли
3* |
35 |
в трубах диаметром от 0,53 до 2,13 м, когда использовали профили 68X34 и 100X60 мм с толщиной листа 1,0—1,6 мм. Заклепки ста вили диаметром 6—8 мм. В продольных стыках заклепки размеща ли в два ряда на гребне или впадине волн, а в поперечных распо лагали с шагом 230—250 мм. Под головки заклепок с каждой сто роны ставили круглые шайбы.
В США для труб отверстием до 2,5—3,0 м из волнистой стали профилей 67,7X12,7 .и 76,2X26,4 мм толщиной от 1,5 до 4,2 мм при меняют заклепки. Стыки на заклепках диаметром (тела заклепок) от 8 до 11 мм обычно выполняют с нахлесткой соединяемых листов. Шаг заклепок поперечных стыков — il52,4 мм. В продольных сты ках труб диаметром до 1,07 м заклепки размещают в один ряд (на гребнях или впадинах воли) и в трубах диаметром до 3,05 м — в два ряда. Центр каждой заклепки отстоит от края листа на рассто янии не менее чем удвоенный диаметр заклепки. Обычно заклепки ставят холодным способом, обеспечивая на всем протяжении пере крытия плотное прилегание соединяемых волнистых листов.
Трубы доставляют на строительную площадку готовыми замкну тыми секциями с длиной кратной ширине волнистого листа. В экс плуатируемых отечественных трубах ширина волнистого листа равна 400—500 мм, в США — 610 мм.
Как правило, трубы диаметром до 1,0 м выполняют из одной обечайки (звена) с одним продольным швом. Трубы диаметром больше 1,0 м состоят из двух элементов в поперечнике, т. е. имеют два продольных шва с перевязкой между соседними звеньями.
По американским данным, прочность стыков волнистых листов толщиной 2,7—4,2 мм на заклепках диаметром 9,5 и 11,1 мм позво ляет применять трубы отверстием 1,5—2,0 м под дорожные насыпи высотой до 16—14 м. Расход заклепок составляет, например, диа метром 11,1 мм для труб отверстием 1,5 м при насыпи 12 м около 3% от .веса трубы.
Конструкция поперечных стыков между замкнутыми секциями труб, соединяемых в полевых условиях, обеспечивает достаточную продольную прочность, т. е. сохранение правильного относительно го положения трубы в плане, предотвращение раскрытия стыков и проникновения в трубы грунта засыпки. Для соединения секций между собой применяют бандажи, которые имеют толщину листа, меньшую на один шаг типовой градации толщин, но в пределах 2,7—1,:2 мм. Бандажами перекрывают равные части стыкуемых сек ций и соединяют с помощью оцинкованных уголков. Минимальные
размеры уголков — 50Х'5'0Хб мм, а диаметр |
оцинкованных болтов |
12,7 мм. |
|
Д л я соединения секций труб в полевых |
условиях используют |
кольцевые бандажи трех типов — с одним стыком на болтовых со
единениях, из двух полуколец, |
соединяемых |
болтами, |
и с |
одним |
стыком, стягиваемым проволочными хомутами. |
|
|
||
Бандаж для труб диаметром |
0,9—1,5 м имеет ширину |
0,32 м, |
||
а для труб диаметром свыше 1,6 м—ширину |
0,65 м. Каждый про |
|||
дольный стык .стягивают соответственно тремя и пятью |
болтами. |
36