Файл: Античная диалектика Гераклит и Элейская школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная (экзаменационная) работа

(1 семестра)
Дисциплина: Философия
Реферат
Тема: Античная диалектика: Гераклит и Элейская школа

Выполнила:

Перевозчикова Ангелина Евгеньевна

(Ф.И.О. студента)

___ЮС-1221(2)___

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)


Омск 2022 г.

Оглавление


Введение. 2

Античная диалектика: Гераклит и Элейская школа 4

Заключение. 12

Список используемой литературы. 14





Введение.


Диалектика – это мировоззрение, рассматривающее реальность как взаимосвязанную, подвижную и изменчивую. Диалектика особенно ярко выражена у Гераклита Эфесского. Все сущее постоянно переходит из одного состояния в другое: «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»; в мире нет ничего неподвижного: холодное согревает, теплое холодеет, влажное сушит, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и смерть - бытие и небытие - связаны друг с другом, они обуславливают и переходят друг в друга. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его изменчивость и его неизменный характер.

Античная диалектика не ограничивалась утверждением, что все течет и меняется, но указывала и на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но для ее доказательства Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).

Сократ же использовал метод диалектики при введении спора (через устранение противоречий)

К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:

1. Диалектика древних философов не есть научно доказанная теория, она основана на созерцании, на непосредственном опыте.

2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к высшему (или "золотой век" позади, или цикл)

Главной целью данной работы является рассмотрение античной диалектики посредством изучения Гераклита и Элейской школы.


В связи с этим можно выделить две основных задачи исследования:

  1. Рассмотреть диалектику Гераклита;

  2. Рассмотреть диалектику Элейской школы.



Античная диалектика: Гераклит и Элейская школа


Начало диалектики восходит к временам 69-й Олимпиады, когда Гераклит по прозвищу Темный произнес свои двусмысленные и недружелюбные высказывания в Эфесе.

Открытая ненависть окружающих (простых тружеников Эфеса) к основоположнику диалектики в советской (гуманистической) философии не афишировалась. Более того, само имя Гераклита особо не упоминалось в фундаментальных основах марксизма. Так, С. Н. Муравьев в "Философском энциклопедическом словаре" 1983 года, в статье, посвященной Гераклиту, отмечает: "Гераклит (οηράλλειτος) из Эфеса (ок. 520 - ок. 460 до н.э.), древнегреческий философ, один из ионийских философов. Из сочинений Гераклита, позже названных “О природе” или “Музы”, ок. 150 фрагментов, а также несколько сотен свидетельств учения, подражаний и т. д. Из-за огромных трудностей филологического восстановления буквы и смысла дошедших до нас текстов до сих пор нет общепринятого понимания учения Гераклита." Удивительно, но принимать идеи философа за фундаментальную основу своего учения о развитии (материалистической диалектики), а затем говорить, что "до сих пор нет общепринятого понимания" этих идей, выглядит, по меньшей мере, странно.

Впервые в истории философии Гераклит попытался построить относительно законченную теорию познания. Он не отрицал роли чувственных восприятий, которую также признавали милетцы; но в то же время он предпочитал теоретическое или концептуальное мышление. Те, кто не выходит за рамки чувств, обычно часто совершают ошибки, как, согласно Гераклиту, случается с большинством людей, далеких от науки. Истина в конечном счете достигается мышлением. "Плохие свидетели - чувства тех, - сказал философ, - у кого варварская душа".1

В том же словаре, но в статье о диалектике, А. Ф. Лосев и А. Г. Спиркин отмечает: "Наиболее яркое проявление древней диалектики было у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей". Однако далее, вероятно, также принимая во внимание отсутствие "какого-либо общепринятого понимания учения Гераклита", авторы вынуждены отделять зерна от плевел и не допускать смешения идей "одного из ионийских философов" с незапятнанным и единственно верным учением Маркса-Ленина. Решая эту партийную задачу, А. Ф. Лосев и А. Г. Спиркин конкретизируют: "На основе философии Гераклита и элеатов возникла негативная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели человеческую мысль в бурное движение с ее противоречиями, неустанным поиском истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофируя относительность человеческого знания, они достигли релятивизма, доведя диалектику до крайнего скептицизма".

2 Интересный поворот истории: Гераклит оказывается уже не предтечей диалектики Гегеля и, соответственно, материалистической диалектики; на основе философии Гераклита возникает негативная диалектика софистов, релятивизма и скептицизма - чуждых марксизму течений философской мысли, с которыми советским философам приходилось вести непрекращающуюся идеологическую борьбу. Более того, непосредственно А.Ф. Лосев в крупном труде по истории античной эстетики выражает, исходя из своего представления о сущности философии, сомнение в том, что Гераклит вообще является философом: "Если понимать философию как оперирование абстрактными терминами и понятиями, то Гераклит вообще не философ".

Как и ряд других греческих городов-полисов, Эфес прошел процесс демократизации своего общественно-политического строя. И Гераклиту приходилось наблюдать типичную для греческого мира того времени картину: переход власти в его городе от аристократии к демократии, что, скорее всего, не вызывало у него особого энтузиазма. Как выходец из царского рода (по Страбону, его родословная восходит к знаменитому афинскому царю Кодру), он мог, по сохранившейся античной традиции, получать особые привилегии, в частности царское достоинство, хотя и номинальное. Но Гераклит отказался от этих привилегий в пользу своего брата. Как отмечал Диоген Лаэртский, Гераклит отрицательно отнесся к предложению своих сограждан дать им законы: «он проигнорировал их просьбу, ссылаясь на то, что город уже находится во власти дурного государственного строя».3

Диалектические идеи пронизывают все философские воззрения Гераклита: его концепцию первооснов бытия, учение о Логосе, различные смысловые образы, используемые философом. Даже своеобразие языка мыслителя и изложения его понятий во многом объясняется диалектикой его учения.

По Гераклиту, «космос» (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина «мир») не был создан ни одним из богов, ни кем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнём (сакральная метафора — «чистая сущность», «неуловимый субстрат»), мерами воспламеняющимся и мерами угасающими.

Божественный изначальный дух - чистый разум ("огонь" Гераклита имеет жизнь, сознание, провиденциальную волю, правит вселенной, носитель космической справедливости и Судия, карающий грешников в конце времен) - это "логос". (Г. философизировал это греческое слово в значении «слово», «речь» — в трех отрывках, в значении «понятие» — в пяти отрывках). «Логос» через борьбу и расколы порождает множественность вещей («путь вниз»). Логос Гераклита также является божеством, правящим миром; высший разум; всеобщий закон взаимного превращения вещей, а также количественные отношения этого процесса; по учению самого Гераклита, Гармония и покой через «оцепенение» циклически возвращаются в состояние первого корня («путь вверх»).


Все происходит от Единого и все есть Единое (либо "одно" и "многое", либо "все" - как принципиальная противоположность гераклитовского мировоззрения). В онтологии, космологии, теологии Гераклит утверждал примат «одного» над «многими». Все постоянно меняется и обновляется. Все течет в соответствии с Логосом, понятным лишь немногим, который господствует над всем и управляет всем через все. Знать его, подчиняться ему и есть истинная мудрость. Последнее дает человеку душевную ясность («я искал себя») и высшее счастье. (Хотя основу познания, по Гераклиту, составляют ощущения, только мышление ведет к мудрости). Те, кто слушают логос и живут «по природе», достигают огненного просветления ума и становятся богами при жизни. «Мир как речь» у Гераклита нельзя читать, не зная языка, на котором он написан. («Генезис любит скрывать»). Философия, по Гераклиту, есть искусство правильного истолкования и деления чувственного текста на «слова-вещи». Каждое слово-понятие призвано объединить («мудрость в том, чтобы знать все как одно») в себе соответствующую пару противоположностей. Люди неправильно расшифровывают этот мир: «большинство людей воспринимает вещи не так, как они их встречают (в опыте)… а воображают». Люди погружены в себя, «присутствуют, отсутствуют» и видят только сны. Борьба Гераклита есть «отец», «царь» всего сущего, открывающий в людях рабов, свободных и богов. Гераклит призывал к замене политеизма монотеизмом: «Признать одно Мудрое Существо: Дух, который может управлять всей Вселенной». В истории философии Гераклит наиболее известен и примечателен своими достижениями в области диалектики. Именно Гераклиту, как никому другому, впервые удалось ясно артикулировать ростки всех прежних диалектических идей. Таким образом, Гераклит придал известным мыслям об изменениях абстрактную, универсальную, философскую форму, не лишенную, однако, яркой образности и символизма («в одну и ту же реку дважды не войдешь»). Идея изменения оказалась объединенной у Гераклита с идеей единства и борьбы противоположностей (идеей Единства, приведения к Единому, единства).

С ней в учении Гераклита сосуществовала идея раздвоения этого Единого и отделения от него противоположностей, которые, по Гераклиту, всеобщи. Это означает, по Гераклиту, что они имеют место везде и всегда, являясь, как это ни парадоксально, конструктивной основой самого бытия как такового. Во многом благодаря Гераклиту диалектические идеи становятся существенным компонентом историко-философских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, а также относительный и ограниченный характер знаний человека о действительности и о себе. Принято считать, что диалектика Гераклита оказала значительное влияние на Платона и многих других античных философов. Своеобразный ренессанс идей Гераклита наблюдался в 19 веке - Гегель, Ницше, а также в 20 веке - Шпенглер, Хайдеггер и др.


Довольно интересна для исследования элейская школа, так как это одна из древнейших школ, в произведениях которой математика и философия взаимодействуют достаточно тесно и всесторонне. Основными представителями элейской школы считаются Парменид (конец VI - V вв. до н.э.) и Зенон (первая половина V вв. до н.э.).

Описывая диалектику Гераклита, необходимо начать с описания особенностей его языка и стиля. Гераклит известен тем, как он выражает свои идеи. Одной из особенностей его стиля является отсутствие четких определений, строгих понятий и недвусмысленных утверждений; Гераклит оперирует образами-понятиями (смысловыми образами), художественными сравнениями, метафорами и символами; часто его мысли выражаются в виде парадоксов, афоризмов и загадочных изречений. Сократ, искавший ясных и точных определений, был озадачен замысловатыми высказываниями эфесского мудреца, и в период поздней античности Гераклита прозвали Темным.

По сути, Гераклит первым среди философов сформулировал некоторые из важнейших принципов диалектики: постоянная изменчивость, всеобщность развития и движения, превращение вещей в свои собственные противоположности, а также единство и борьба противоположностей. Кроме того, положения Гераклита об относительности всех свойств объективного мира, трактовка противоречия как движущей силы всякого развития сближают его с современными трактовками диалектики. Не случайно эта сторона творчества Гераклита была высоко оценена виднейшими философами прошлого и современности.

Аристотель также обратил внимание на стиль Гераклита. По словам Стагприта, двусмысленность стиля Гераклита была результатом небрежности. Гегель объяснял «тьму», тайну Гераклита особой глубиной его мысли. Современные исследователи (М. Маркович) считают, что наблюдаемое в некоторых текстах Эфеса использование поэтических форм и парадоксов было следствием парадоксальности открытого им всеобщего закона единства противоположностей, проявляющегося в каждой вещи. Можно сказать, что содержание его учения отразилось в стиле Гераклита. Кроме того, Гераклит стремился не столько к правильному, сколько к истинному мышлению; его заботило не столько логически правильное построение суждений, сколько осмысленное знание о мире и окружающих явлениях. Сам того не зная, Гераклит столкнулся с известным несоответствием между логическим мышлением, требующим последовательности, и противоречивым бытием.