Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гераклит пытался изобразить всеобщее не в виде отвлеченных понятий и категорий, а через чувственно воспринимаемые предметы и явления, через наглядные процессы и обстоятельства. Реальность он изображал через образы-понятия, художественные сравнения, афоризмы. Он не доказывал, а показывал, демонстрировал свои идеи и положения на живых примерах, в виде кратких изречений, народных пословиц и поговорок. Образные сравнения Гераклита поражают своей живостью и непосредственностью, они говорят сами за себя и не нуждаются в дополнениях и пояснениях.
Обращает на себя внимание и торжественный, пророчески вдохновенный и бесспорный тон высказываний мыслителя. Гераклит приказывает и даже угрожает больше, чем объясняет и наставляет. Он не учит и не наставляет, а вдохновляет и призывает к пониманию «Логоса» жизни и раскрытия ему. Философ убеждён, что его устами говорит вселенская мудрость, мировой Логос, что ему открывается вечная истина — единство борющихся противоположностей, единый порядок всех вещей.
«Необходимый шаг вперед, сделанный Гераклитом, — отмечал Гегель, — состоял в том, что он перешел от бытия, как первая непосредственная мысль, к становлению, как вторая мысль... Здесь перед нами открывается новая земля; там нет ни одного положения Гераклита, которое я не принял бы в свою «Логику».
Для демонстрации противоречивости, парадоксальности вещей и самой жизни Гераклит использует наглядные образы. Неся смысловую нагрузку, гераклитические образы (реки, луковицы, дороги, войны и др.) становятся абстрактно-конкретными понятиями, точнее, образами-понятиями или смысловыми образами. Они конкретизируют или «индивидуализируют» всеобщее и в то же время возводят единичное в степень всеобщего, чтобы представить единичное и всеобщее, единое и многое и вообще все противоположности в неразрывном единстве. Гераклит различает, но не разделяет и не противопоставляет всеобщее и единичное, сущность и явление, разумное и чувственное, абстрактное понятие и наглядный образ.
Элейская школа (V1-V вв. до н.э.), названная так по имени города Элеи в Южной Италии, где она процветала больше всего и где родились и творили ее наиболее известные представители – Парменид и Зенон, прославившие это учение своим крайним противопоставлением мышления и мыслимого бытия, с одной стороны, чувственного восприятия и чувственно воспринимаемого бытия с другой.
Хотя предшественником этой школы считается Ксенофан Колофонтский (3 в. до н. э.), основные ее положения были сформулированы Парменидом (ок. 540—ок. 470 до н. э.) и Зеноном Элейским (490—430 до н. э.). Последней ее приверженкой была Мелисса Самосская, родившаяся между концом VI века и первыми годами V века до нашей эры, которая систематизировала дедуктивное учение элеатов и частично скорректировала его.
Торжественный, пророчески вдохновленный и бесспорный тон Творчество элеатов оказало мощное влияние на античную философию, а затем и на мысль последующих исторических эпох. Причем в этом эффекте можно найти как положительные, так и отрицательные черты. В известной степени под влиянием аргументации Парменида древнегреческие мыслители предали диалектику Гераклита почти полному забвению, стали видеть в материи косную, неподвижную силу. В своих основных чертах элейское учение о неизменности бытия было воспроизведено Платоном в его теории идей. Вместе с тем диалектический метод построения выводов, разработанный элеатами, впоследствии вошел в творческий багаж мыслителей разных эпох: им умело пользовались софисты, Сократ, Платон, многие философы эллинистической эпохи. Вплоть до нашего времени аргументы Зенона будоражили творческую мысль, обсуждались такими философами, как Бейль, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель, Гамильтон, Милль, Бергсон и Рассел.
Заключение.
Учение Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами: исторические события, происходившие в греческом мире на рубеже VI-VII вв.; критическое осмысление мифопоэтических и философских взглядов предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетян, Ксенофана и др.); Личность философа, его талант и поэтический склад ума, его темперамент и необычайно чуткая реакция на события.
Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектического представления о противоречивости и парадоксальности вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике существования всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения так ясно и выразительно, как это сделал Гераклит в образе вечно текущей реки, тем не менее он не был просто философом становления, как это часто предполагается на основании платоновско-аристотелевской традиции.
В истории современной философии Гераклит закономерно привлек внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: «Раздвоение единого и познание его противоречивых частей есть сущность, одна из «сущностей», одна из главных, если не главная, черт или черт диалектики». Гераклитические идеи, о которых говорит Ленин, суть гераклитовы догадки о борьбе и гармонии противоположностей.
Гераклит привлек внимание и Гегеля, который заявил, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в свою собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит — материалист в основных положениях своей философии, все выводит из огня, а Гегель — идеалист и все выводит из абсолютной идеи. Но как ни преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.
Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Гераклит понимал мировое движение как замкнутый круговорот природы; историчность, идея бесконечного поступательного развития были ему совершенно чужды. При всей своей примитивности наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского сыграли свою роль - они были началом науки древних греков.
За более чем тысячелетнее развитие древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сформировавшиеся на почве Древней Греции, не остались неизменными, а претерпели длительную и сложную эволюцию, отражающую, в конечном счете, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.
Список используемой литературы.
-
Асмус В.Ф. Античная философия. М. - 1985 г. -
Кессиди Ф.Х. Гераклит. М. - 1982 г. -
Муравьёв С. Н. Гераклит // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. -
Лосев А. Ф., Спиркин А. Г. Диалектика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. -
Спиркин А.С. Философия. М., 2001 -
Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 1998. -
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.
1 Асмус В.Ф. Античная философия. М. - 1985 г.
2 Лосев А. Ф., Спиркин А. Г. Диалектика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
3 Муравьёв С. Н. Гераклит // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.