Файл: Проблемные вопросы расследования незаконной охоты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ

1.1 Понятие криминалистической характеристики преступления в сфере незаконной охоты

1.2 Механизм следообразования по делам о незаконной охоте

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОЙ ОХОТЕ

2.1 Типичные ситуации первоначального этапа и организация расследования дел о незаконной охоте

2.2 Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению

2.3 Особенности тактики проведения следственных действий и назначение экспертиз при расследовании преступлений, связанных с незаконной охотой

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ К

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

ПРИЛОЖЕНИЕ М

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

ПРИЛОЖЕНИЕ П

ПРИЛОЖЕНИЕ Р

ПРИЛОЖЕНИЕ С

ПРИЛОЖЕНИЕ Т

ПРИЛОЖЕНИЕ У

ПРИЛОЖЕНИЕ Ф

ПРИЛОЖЕНИЕ Х

ПРИЛОЖЕНИЕ Ц



В ходе дальнейшей работы по расследованию и раскрытию преступления следователь постоянно сопоставляет информацию, полученную из показаний участников расследуемого события, с той информацией, которая содержится в материальных следах преступления и в иных фактических данных, собранных по делу.

Результаты этого сопоставления, сравнения, анализа и обобщения служат для следователя исходным материалом, на базе которого им намечаются реальные версии и меры по установлению и задержанию преступника [37, с. 86].

На последующем этапе расследования по делам о незаконной охоте обычно проводятся следующие следственные действия:

1) допросы свидетелей;

2) допросы обвиняемых;

3) очные ставки между обвиняемыми, между свидетелями и обвиняемыми;

4) дополнительные осмотры места происшествия;

5) осмотры участков местности, не являющихся местом происшествия, осмотры предметов, документов, животных;

6) проведение освидетельствований обвиняемых;

7) проверка показаний на месте с участием обвиняемых, свидетелей;

8) предъявление для опознания лиц, животных, предметов, участков местности;

9) обыски, выемки по месту жительства, работы обвиняемого, его знакомых;

10) следственные эксперименты;

11) получение образцов для сравнительного исследования;

12) назначение судебных экспертиз, в том числе повторных и дополнительных.

Кроме того, органам дознания поручается производство оперативно- розыскных мероприятий, направленных на выявление дополнительных свидетелей, поиск убитой дичи и (или) ее частей, орудий совершения преступления, иных вещественных доказательств.

Организация окончания расследования - это, прежде всего, осмысливание следователем (дознавателем) всей собранной информации по делу.

Следователь (дознаватель) должен проверить, все ли построенные следственные версии проверялись и подтверждена ли полностью одна из них (версия обвинения); соблюдены ли во всех случаях требования уголовно- процессуального закона; достаточно ли доказательств вины обвиняемого, устранены ли противоречия в материалах дела, правильно ли применен уголовный закон.

Это основные вопросы, которые следователю (дознавателю) необходимо проверить, прежде чем принять решение об окончании расследования. После этого, в зависимости от сложности дела, планируется ознакомление обвиняемого с материалами и иные заключительные акты.


Обвинительное заключение (обвинительный акт) по делу следователю (дознавателю) необходимо начать составлять после окончания действий по привлечению лица в качестве обвиняемого и проверки его возможной причастности к совершению иных преступлений. Составляя обвинительное заключение (обвинительный акт), следователь (дознаватель) анализирует материалы дела и ясно видит недостатки и упущения расследования. При этом желательно, чтобы у него еще было время для их устранения [22, с. 121].

Важное значение для своевременного и полного расследования дел о незаконной охоте имеет правильное планирование работы. Оно помогает равномерно распределять нагрузку и в значительной мере гарантирует качество следствия и соблюдение сроков расследования уголовных дел.

Планирование дисциплинирует следователя и придает его работе более целеустремленный характер. Встречаются случаи, когда следователи в лучшем случае планируют свою работу лишь на завтрашний день, совершенно не представляя себе, чем именно они будут заниматься, какие следственные действия и по каким делам, а также какие мероприятия будут выполнять в последующие дни.

Другие следователи намечают план своих действий только на текущий день. Иногда план составляется наспех без указания конкретных сроков выполнения следственных действий.

Наиболее серьезным недостатком в работе некоторых следователей является полное игнорирование какого бы то ни было планирования своей работы. Такой следователь обычно «хватается» лишь за наиболее интересные и легкие дела, производя следственные действия от случая к случаю. Именно у них потом оказываются большие «залежи» дел, грубейшие нарушения установленных сроков предварительного следствия, крайне низкое качество следствия.

Перед составлением плана следователь должен тщательно изучить и проанализировать материалы дела и обстоятельства совершенного преступления, уяснить предстоящий объем работы, правильно определить его. Далее избирается направление расследования. Избрание направления расследования связано с принципами проверки следственных версий, прежде всего, с принципом параллельности их проверки.

Все версии одновременно следователь проверять не может, но, оценивания уже построенные, отдает предпочтение одной или нескольким, как более вероятным и проверяет их в первую очередь. Вероятность версий и определяет направление расследования.


Параллельность проверки означает, что следователь, производя любое следственное действие, направленное в основном на проверку наиболее вероятной версии, должен предусматривать, насколько это возможно, и проверку других версий. Тогда в течение определенного отрезка времени (нескольких дней) версии действительно будут практически проверяться параллельно.

Намечая круг следственных действий по проверке версий и сроки выполнения следственных действий, следователь должен продумать и последовательность, в которой они будут проводиться, ибо несвоевременное их выполнение может привести к утрате или уничтожению доказательств, увеличению сроков следствия [25, с. 41].

Некоторые следственные действия носят сложный, трудоемкий характер, например: допрос, обыск, проверка показаний на месте, следственный эксперимент.

В связи с этим целесообразно составлять планы проведения данных следственных действий. Такое планирование позволяет четко определить объем, цели и содержание этих следственных действий, избежать их повторения. Это суждение в полной мере применимо и к расследованию по делам о незаконной охоте.

Загруженность несколькими делами, как правило, не позволяет следователю удержать в памяти все необходимые следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия, их очередность, особенности технического обеспечения каждого из них и т. д.

Если еще учесть, что в ходе расследования постоянно выявляются новые детали и обстоятельства, требующие проверки, что дела находятся в разных фазах и предполагают неодинаковый объем работы, то переплетение действий и мероприятий, если пытаться удержать их в памяти, создает такой «клубок», нити которого неминуемо перепутываются и обрываются [23, с. 32].

Из полученной информации можно сделать вывод что, на первоначальном этапе расследования выполняются, в первую очередь неотложные следственные действия. Для органов дознания перечень неотложных следственных действий по делам, по которым следствие не обязательно, ничем не ограничен. Важное значение для своевременного и полного расследования дел о незаконной охоте имеет правильное планирование работы. Оно помогает равномерно распределять нагрузку и в значительной мере гарантирует качество следствия и соблюдение сроков расследования уголовных дел.


2.2 Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению


Поводами к возбуждению уголовного дела о незаконной охоте могут быть:

1) заявления граждан;

2) явки с повинной;

3) сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников: от сотрудников охотничьих хозяйств, лиц, занимающихся охотничьим промыслом, иных охотников - любителей, должностных лиц;

4) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

Согласно ст. 150 УПК РФ [2], по делам о незаконной охоте предварительное следствие необязательно, за исключением случаев, когда это признает необходимым прокурор.

Однако предварительное следствие необходимо по делам о данной категории. Объясняется это такими объективными причинами, как сложность, многоэпизодность этих дел, дефицит времени, необходимого для расследования. Можно согласиться с мнением о том, что расследование таких преступлений наиболее целесообразно поручить следователям органов внутренних дел [27, с. 320].

В соответствии со ст.144 УПК РФ [2], срок проверки устанавливается не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении, с возможностью по мотивированному ходатайству дознавателя, начальник органа дознания может продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. На соблюдение сроков проверки влияет качество первичных данных (документы, протоколы, объяснения), они могут быть составлены неточно либо неполно отражать картину произошедшего. Как правило, виной этому являются недостаточные теоретические знания и знания действующего законодательства, как некоторых сотрудников ОВД, так и сотрудников государственных органов, осуществляющих надзор в сфере природопользования (самое распространенное - установление различия вида правонарушения, административное или уголовное).