Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щего качества. Для этого должно производиться ее осветление (уменьшение мутности) и обезвреживание. В ряде случаев, кроме того, производят умягчение, обезжелезивание, опреснение и т. п.

Осветление производится путем отстаивания вод в специаль­ ных отстойниках и последую­ щего пропускания через фильт­ ры. Отстойники улавливают крупные взвешенные частицы, а фильтры очищают воду от более мелких частиц и неко­ торых бактерий.

Отстойники представляют собой бассейны, где вода дви­ жется с малой скоростью, при которой происходит выпадение взвешенных частиц.

Си

О

СС

со

О

Ога

•к

о

0

Ои

О)

си

О)

ю

Фильтры — это сооруже­ ния, где через фильтрующий элемент (обычно слой песка или антрацитового перемола толщиной около 1 м) пропус­ кают очищаемую воду. Разли­ чают два типа фильтров: мед­ ленные (скорость фильтрации 0,1—0,4 м/час) и быстрые (до 7—8 м/час). Качество очистки в первых много выше, чем во вторых, но производительность ниже в 50—60 раз. Поэтому медленные фильтры применя­ ют только в отдельных случа­ ях, когда предъявляются повы­ шенные требования к качеству воды или когда воды источни­ ка водоснабжения сильно за­ грязненные.

На рис. 89 приведена ти­ повая конструкция, быстрого фильтра с двумя схемами дви­ жения воды (восходящей и нисходящей) и двухслойным фильтром. Очистку подобного' фильтра осуществляют путем обратной промывки, что произ­ водят 1—2 раза в сутки в за­ висимости от качества воды в источнике водоснабжения.

154

I

После прохода воды фильтровых установок производится обеззараживание ее.

При водоснабжении промышленных предприятий значитель­ ное количество воды расходуется на охлаждение агрегатов (на­ пример, на тепловых электростанциях). При этом вода не загряз­ няется, а только нагревается. Для повторного использования ее нужно охладить. Это осуществляется с помощью оборотной сис­ темы использования воды, при которой вода, нагретая при про­ хождении через промышленные агрегаты, пропускается через спе­ циальные устройства. В качестве последних применяют брызгальные бассейны, градирни и другие устройства, в которых нагретая вода разбрызгивается и, соприкасаясь с воздухом, охлаждается. При этом часть воды теряется на испарение, поэтому при оборот­ ных системах постоянно приходится подавать некоторое количе­ ство свежей воды.

155


1 — подвод очищаемой

воды;

2 — щелевой пол фильтра; 3 — отвод

очищенной

воды;

4 — промывные устройства

Канализация

Канализация включает в себя систему сооружений для водо­ отвода как всех загрязненных вод от жилого фонда и предприя­ тий, так и атмосферных вод (дождевых, от снеготаяния и ливней) и вод, поступающих в водостоки от полива улиц, и т. и. В ее

Рис. 90. Система канализационных сооружений:

1 — город;

2 — канализационная сеть; <5 — очистные сооружения; 4

насосная

станция; б — напорные

трубы:

6 — коллектор; 7 сброс

 

очищенных

сточных

вод

состав (рис. 90) входят уличная канализационная сеть, насосные станции, очистные устройства и водовыпуски.

Движение сточной жидкости в канализационной сети должно быть безнапорным, поэтому все системы канализационных труб и каналов устраивают с уклонами, обеспечивающими беспрепятст­

156

венный сток этих вод. Обычно загрязненные воды стекают в опре­ деленные бассейны, откуда их откачивают насосными станциями перекачки. Вся канализационная сеть должна обязательно закла­ дываться ниже глубины сезонного промерзания грунтов.

Канализационные трубы делают чугунными или пластмассо­ выми (для внутренних сетей), а также керамическими, асбоце­ ментными или железобетонными (последнее для крупных магист­ ральных коллекторов). Для улучшения условий движения внут­ реннюю поверхность труб делают возможно более гладкой и ус­ тойчивой против коррозии. Сечение канализационных труб гораздо большее, чем водопроводных, и для железобетонных коллекторов достигает 2—2,5 м2. По форме трубы малого сечения (до 150 — 250 мм в диаметре) круглые, а трубы больших сечений — яйце­ видные, полукруглые или квадратные. На сети канализационных труб устраивают смотровые колодцы с отстойниками для улавли­ вания тяжелых примесей.

Очистные сооружения канализационных систем работают по трем основным принципам очистки: механической, химико-меха­ нической и биологической. При механической очистке улавлива­ ются только крупные нерастворенные примеси, а при химико-ме­ ханической происходит не только выпадение мелких частиц, но и осаждение их из раствора. Последнее осуществляется в специаль­ ных отстойниках, где к очищаемой жидкости прибавляют химиче­ ские препараты, обеспечивающие реакцию очищения.

Для этих видов очистки строят специальные фильтровые ус­ тановки и отстойники, по конструкции близкие к очистным соору­ жениям систем водопровода.

Биологическая очистка основана на использовании жизнедея­ тельности микроорганизмов, ускоряющих окисление органических загрязнений. Производится это в естественных условиях на полях орошения или фильтрационных полях, куда выпускают загрязнен­ ные воды. Выпуск вод на поля орошения производится так же, как это делается при ирригации, т. е. с разведением их по пло­ щадям с помощью борозд, канав и т. п. Очищение вод происхо­ дит в процессе фильтрации, поэтому участки, выбираемые для полей орошения, должны быть сложены песчаными отложениями, способными обеспечить дренирование профильтровывающихся очищаемых вод. При плохом естественном дренировании в толщу грунтов территории, отведенной под поля орошения, закладывают искусственный дренаж (обычно горизонтальный трубчатый). По мере накопления осадка, содержащего органические и другие заг­ рязнения, их удаляют с полей орошения, используя как удобрения. После этого поля орошения могут быть использованы повторно.


Г л а в а V

СООРУЖЕНИЯ ВОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОРТОВ

§ 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Среди в о д н ы х п у т е й

различают в н е ш н и е и в н у т р е н н и е .

Первые из них связывают нашу страну с другими странами, и этот вид связи обеспечивается преимущественно м о р с к и м и водными путями, тогда как внутренними водными путями являются преиму­ щественно реки, водохранилища, озера и частично моря.

Моря, озера и реки, используемые для судоходства без возве­

дения на них гидротехнических сооружений, существенно

изме­

няющих их режим, называют е с т е с т в е н н ы м и водными

путя­

ми. Каналы, водохранилища и реки, режим которых изменен воз­

ведением

гидротехнических

сооружений,

представляют собой ис­

к у с с т в е н н ы е водные пути.

 

Для

принятия судном

груза и для

разгрузки его служит

п о р т — сложный комплекс сооружений и устройств, обеспечиваю­ щий спокойную стоянку судов и позволяющий выполнять пере­ грузочные операции (с судна на берег и обратно). Обычно в пор­ ту располагаются устройства для ремонта судов и для укрытия их во время шторма и в период между навигациями.

Для обеспечения движения по рекам часто требуется прове­ дение работ по поддержанию глубин, необходимых для судоходст­ ва. Для глубоководных рек с небольшими в течение года измене­ ниями режима (Нева, Свирь, Ангара в ее верхнем течении, т. е. рек, текущих из больших озер) это обычно минимальные работы по установке знаков судоходной «о б с т а н о в к и». Для рек с ме­ няющимся в течение года режимом и со значительным уменьше­ нием глубин в меженный (в том числе и летний) период для обес­ печения нормального прохождения судов требуется не только

четкое обозначение судоходного

ф а р в а т е р а ,

но и определенный

объем работ

по регулированию

потока. Это могут быть в ып р а -

в и т е л ь н ы е

сооружения, землечерпательные

работы, а во мно­

гих случаях и создание систем

водоподъемных

сооружений с во­

дохранилищами и шл юз а м и .

 

 

По техническому состоянию и транспортному использованию реки можно объединить в следующие группы:

1) реки, пригодные для судоходства в обоих направлениях и

втечение всей навигации;

2)реки, пригодные для судоходства в обоих направлениях только часть навигации. На многих малых реках движение судов возможно только во время высокой воды; при наступлении меже­

158


ни транспортное использование таких рек ограничивается сплавом леса;

3)реки или участки рек, допускающие движение судов толь­ ко вниз по течению, ввиду больших скоростей на порогах;

4)реки, имеющие недоступные для судоходства пороги или водопады и разделенные ими на изолированные участки, что иск­ лючает возможность сквозного судоходства;

5)сплавные реки.

Рис.

91. Схематическая судоходная

карта:

/ — фарватер ; 2 — плесы;

3 — перекаты; 4 — знаки береговой

обстановки; 5 — знаки

 

плавучей обстановки

 

Даже на крупных реках встречаются препятствия для судо­ ходства: подводные предметы на фарватерах, пороги, мели, пе­ рекаты.

Первым шагом в освоении реки для судоходства является сос­ тавление лоцманских и судоходных карт, на которых отмечаются

плесы и перекаты, а также другие элементы русла

(рис. 91).

В дальнейшем для улучшения судоходных условий рек при­

меняются следующие мероприятия: 1. Расстановка

знаков для

обеспечения безопасности плавания и сигнализации о состоянии пути ( о б с т а н о в к а ) . Для этого проводят обозначение препят­ ствий, ограждение судового хода плавучими и береговыми обста­ новочными знаками, а также указателями глубин. Обстановка судового хода необходима как на реках, так и на всех естествен­ ных и искусственных водных путях со сколько-нибудь значитель­

ным движением судов. 2.

Д н о

и

р у с л о о ч и щ е н и е преду­

сматривает очистку фарватера

от

предметов,

препятствующих

плаванию судов и плотов

(камней, карчей и т. д.);

наряду с обста­

новкой оно является первым основным

мероприятием

для улучше­

ния условий плавания. 3. Д н о у г л у б л е н и е , или з е

м л е ч е р п а -

159