Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
§ 4. К А Н А Л Ы
Каналом называют искусственное открытое русло правиль ной формы, построенное в выемке или в насыпи грунта.
По назначению различают каналы судоходные, ирригацион ные (обводнительные), осушительные, энергетические (подводя щие воду к гидроэлектростанции), водопроводные и комбиниро ванные. Назначение канала определяет его размеры. В настоя щем параграфе рассматриваются только судоходные каналы.
Рис. 94. Продольное сечение канала им. Москвы
Наиболее крупными обычно являются судоходные или комби нированные каналы.
Судоходные каналы по форме и размерам поперечного сече ния должны обеспечивать беспрепятственное прохождение по ним судов, передвижение плотов и т. п. Они подразделяются на каналы морские и внутреннего плавания, причем первые отлича ются от вторых только большими размерами поперечного сечения и большими глубинами.
Все судоходные каналы делятся на соединительные, подход ные и обходные.
С о е д и н и т е л ь н ы е каналы строят для морей или смежных бассейнов рек. Они обычно включают в себя такие сооружения, как плотины, шлюзы, насосные станции и другие, которые созда ют искусственные водохранилища и бьефы, обеспечивающие воз
можность прохождения и маневрирования судов. |
Питание |
этих |
||||
бьефов обеспечивается подкачкой |
воды |
насосными |
станциями. |
|||
Примерами таких каналов |
в нашей |
стране |
служат |
канал |
||
им. Москвы (соединяющий |
Волгу |
с Москвой-рекой) |
(рис. 94), |
|||
Волго-Донской (соединяющий реки |
Волгу и Дон) |
и Беломорско- |
Балтийский каналы, Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ле нина и др. Подобные соединительные каналы имеются во Фран ции, США и других странах. Крупнейшими морскими соедици-
165
тельными каналами являются Суэцкий, Кильский |
(рис. |
95, а ), |
Панамский (рис. 95, б). |
судов |
к пор |
П о д х о д н ы е каналы устраивают для подхода |
там, для входа в устья рек, для подхода к шлюзам. Среди под ходных каналов много морских, например каналы для подхода к Ленинградскому и Калининградскому портам, для входа в устье
Рис. 95. Морские соединительные каналы:
а — Кильский; 6 —Панамский
рек Волги и Урала и др. Подходные каналы могут быть открыты ми и защищенными и обычно бывают без шлюзов.
О б х о д н ы е каналы сооружают для обхода какого-либо препятствия при движении судов и могут быть как со шлюзами, так и без них. Типичными примерами обходных каналов являются Приладожский, Онежский и Белозерский, позволяющие речным судам обходить крупные озера, в которых часто бывает неблаго приятный ветро-волновой режим, мешающий нормальному судо ходству.
Поперечное сечение и глубина воды в канале определяются в зависимости от габаритов судов, двигающихся по нему, и регла ментируются соответствующим разделом СНиП. Наиболее распро страненная форма сечения канала трапецеидальная, однако она неустойчива и в процессе эксплуатации канала в результате раз мыва постепенно меняется на ложбинообразную.
По отношению к естественной поверхности местности, по ко торой проходит канал, ложе его может располагаться ниже этой
поверхности в глубокой или мелкой выемке (рис. 96, а, б), |
а также |
в полувыемке-полунасыпи (рис. 96, б). При пересечении |
оврагов |
и долин рек иногда канал приходится поднимать выше естествен
166
ной поверхности, располагая его в насыпи (рис. 96, г). Такое решение, так же как и расположение канала в глубокой выемке, является тяжелым и требует проведения больших объемов зем ляных работ.
Устойчивость откосов канала, зависящая прежде всего от геологического строения массива пород, слагающих откос, и их ме-
а
в
'tW /vW /tf.
Рис. 96. Попереч ные профили кана лов:
а — в глубокой вы емке; о — в мелкой выемке; в -- в полувыемке - полунасыпи; г — в насыпи; 1 -- бермы; 2 — кюветы;
3— противофильтрзционные экраны
ханических свойств, представляет собой сложный вопрос. В пре делах части откоса, затопленной каналом, одним из важных факто ров, определяющих устойчивость, является размывающая дея тельность потока, двигающегося по каналу. Более высоко располо женная часть откоса проектируется как откос выемки, но с уче том гидродинамических сил грунтовых вод, дренируемых выемкой (если такие воды имеются). Еще более сложно расположение ка нала на косогоре. Хотя примеров такого расположения судоход ных каналов почти не известно, но в этом случае должна рас сматриваться устойчивость всего косогора вместе с каналом с про веркой на случай возможного изменения свойств грунтов, слагаю щих косогор, под влиянием вод, инфильтрующихся из канала.
Трасса канала в плане должна быть по возможности прямо линейной. Однако на практике она всегда имеет повороты и из
167
гибы. Для того чтобы судно могло преодолеть эти закругления, их
радиус должен быть не менее трех длин судна.
Если канал соединяет два водоема с одинаковыми отметками уровня воды, то он является горизонтальным и называется откры тым. Если уровни водоемов лежат на разных отметках, то про филь канала должен иметь ступенчатую форму, а сам канал — шлюзы. Такой канал (см. рис. 94) будет называться шлюзован ным. Средняя, возвышенная часть канала, расположенная на во доразделе между реками, соединяемыми каналом, называется во дораздельным бьефом. Питание такого водораздельного бьефа может быть естественным за счет имеющихся озер (как, напри мер, на Беломорско-Балтийском канале) или за счет подкачки в него вод мощными насосными станциями (как на канале
им. Москвы).
Берега канала подвергаются воздействию течения при шлюзо вании и накачивании воды, придонного течения от действия судо вых двигателей (в условиях стеснения русла корпусом судна), ветровых и судовых волн и т. п., в результате чего может проис ходить разрушение берегов. Поэтому берега канала укрепляются защитными одеждами — обычно это бетонные плиты на щебни сто-гравийном фильтрующем основании. Кроме того, по берегам канала проводят посадки древесной и кустарниковой растительно сти и посев трав, что укрепляет поверхность грунтов, слагающих берега, и снижает вредное влияние ветров, вызывающих образо вание волн и затрудняющих движение судов.
В целях безопасности судовождения по каналам на берегах и на воде устанавливают судоходную обстановку.
Маневрирование количеством воды в канале производится с помощью водосбросов и водоспусков, располагаемых через опре деленные промежутки по длине канала. Конструктивно это малые плотины с щитовыми затворами.
На случай аварии и ремонта определенного участка канала и во избежание необходимости опорожнения всего канала он раз бивается на отдельные участки, отделяемые заградительными (аварийными) воротами. По конструкции они аналогичны шлюзо вым воротам и обеспечивают быстрое перекрытие сечения ка нала.
§ 5. ШЛЮЗЫ И СУДОПОДЪЕМНИКИ
Шлюзование рек — одно из основных мероприятий, корен ным образом улучшающих судоходные условия. Оно состоит в постройке плотин, поднимающих уровень воды на определенном участке реки, и к а м е р н ы х шл юз о в , обеспечивающих переход судна с одного уровня на другой.
Для обеспечения необходимых судоходных глубин в меженное Бремя на шлюзованном участке реки возводится ряд плотин со шлюзами при них (рис. 97). Местоположение и высоту этих соору
168
жений выбирают так, чтобы подпор, создаваемый нижерасполагаемой плотиной, распространялся до вышерасполагаемой. Инже нерно-геологические условия являются одним из основных и часто решающих факторов в выборе места расположения гидроузла, а следовательно, и определяющими в установлении высоты плотины.
а — продольный профиль; б — план; 1 — плотина; 2 — шлюз; 3 — канал; 4 — меженный уровень после шлюзования; 5 — меженный уровень до шлюзования; 6 — фарватер до шлюзования; 7 — фарватер после шлюзования
Плотины со шлюзами делят реку на ряд соприкасающихся между собой участков — б ь е фо в . По отношению к плотине раз
личают: в е р х н и й б ь е ф |
— участок реки, расположенный выше |
по течению, и н и ж н и й |
б ь е ф — расположенный ниже плоти |
ны. |
|
Во многих случаях шлюзование входит в общий комплекс ис пользования ресурсов водного потока и в долине реки создается каскад крупных водохранилищ с плотинами, располагаемыми на большом расстоянии друг от друга. В этом случае режим речного стока меняется настолько сильно, что обеспечение судоходных глубин в меженное время в нижнем бьефе производится путем пропусков воды через сооружения. Примером такого комплексного использования рек являются каскады гидротехнических сооруже ний на Волге, Днепре, Ангаре, Иртыше и других реках.
При шлюзовании рек только для улучшения судоходных ус ловий не прибегают к возведению высоконапорных сооружений, а строят плотины высотой до 5—8 м. В этом случае стремятся выбрать напор так, чтобы вода в верхнем бьефе не выходила за
169
пределы русловой |
части долины и |
не заливала высоких |
террас |
(не выше пойменной). При такой |
схеме гидроузлы приходится |
||
располагать довольно часто. Примером такого решения |
может |
||
служить Москворецкая система шлюзов на р. Москве. |
собой |
||
С у д о х о д н ы й |
к а м е р н ы й |
шл юз представляет |
напорное гидротехническое сооружение, предназначенное для про пуска водного транспорта из одного бьефа в другой (рис. 98).
Рис. 98. Судоходный камерный шлюз:
/ — верхняя голова; |
2 — ворота; 3 — нижняя |
голова; 4 — камера; 5 — водо |
|||
проводная |
галерея; 6 — порог |
(король); 7 — напор шлюза |
|
||
Шлюз состоит из к а м е р ы , в которой располагаются суда во |
|||||
время шлюзования, |
и в е р х н е й |
и |
н и ж н е й |
голов , |
соеди |
няющих камеру с верхним и нижним |
бьефом. |
В головах |
шлюза |
||
располагаются ворота или особые |
затворы, обеспечивающие под |
держание в камере нужного уровня воды и открывающиеся для пропуска судов. Для наполнения и опорожнения камеры устраи вают водопроводящие галереи, оборудованные соответствующими затворными устройствами.
Располагают шлюзы либо в русле реки у одного из |
берегов, |
в верхнем или нижнем бьефе, либо в обводном |
канале |
(см. рис. 97). Судоходные шлюзы в зависимости от напора и про пускной способности сооружают различных типов. Простейшими, применяемыми при малых напорах (до 5—8 м) и разборных су доходных плотинах, являются однокамерные шлюзы без стенки падения. У этого шлюза верхние и нижние ворота имеют одина
ковый напор, |
а короли (пороги), |
к которым |
прилегают |
нижние |
части ворот, находятся на одном уровне. При напорах |
до 15 — |
|||
20 м строят |
однокамерные шлюзы |
со стенкой |
падения |
(рис. 99), |
в которых верхние ворота имеют меньшую высоту, чем нижние, что достигается меньшей глубиной на короле верхней головы
170