Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
Отдельные слои дорожной одежды работают в неодинаковых условиях, поэтому они должны обладать разной прочностью и со здаваться из разных материалов (рис. 118).
Верхний слой дорожной одежды (I), на который непосред
ственно опираются |
колеса автомобиля и действуют дождь, снег |
и солнечные лучи, |
называется п о к р ы т и е м . Это сравнительно |
тонкий слой прочного материала, лежащий на более толстых и менее прочных слоях (II и III) о с н о в а н и я п о к р ыт и я . От дельные слои дорожной одежды работают в различных условиях нагружения, наибольшую нагрузку воспринимает покрытие, по мере перехода к более глубоким слоям дорожной конструкции,
давление, создаваемое автомобилем, |
падает и на глубине 60— |
100 см составляет не более 5—10% |
от собственного веса кон |
струкции. Поэтому верхние конструктивные слои дорожной одеж ды должны сооружаться из достаточно прочных материалов. По мере углубления прочность материалов дорожной одежды может уменьшаться.
Дорожная одежда своим нижним слоем опирается на поверх
ность, образованную |
земляным полотном |
дороги, |
называемую |
г р у н т о в ы м о с н о в а н и е м дорожной одежды. |
дорожная |
||
Под воздействием |
веса проходящего |
транспорта |
одежда будет прогибаться. Важно, чтобы этот прогиб был упру гим (обратимым), так как в противном случае необратимые дефор мации будут вести к образованию трещин и последующему раз рушению дороги.
Дорожные одежды бывают ж е с т к и м и и н е ж е с т к и м и . К первым относятся цементобетонные покрытия, а ко вторым — все остальные, создаваемые из несвязных или малосвязных материалов, пропитанных органическим вяжущим составом (рис. 119).
В зависимости от интенсивности движения, типа и тяжести транспортных средств, а также назначения дороги, выбирают ти пы покрытия и конструкцию основания.
При очень малой интенсивности движения и использовании относительно небольших автомобилей до настоящего времени при меняют простейшие дороги, у которых дорожным покрытием слу жит верхний уплотненный слой земляного полотна. Это так на зываемые г р у н т о в ы е д о р о г и , которые строятся путем вы равнивания дневной поверхности, придания поперечного уклона, создания кюветов по бокам от проезжей части и укатки самой дороги. Качество таких дорог зависит от грунтов, в которых они проложены, и существенно меняется по сезонам года. В ряде слу чаев их улучшают, производя укладку в верхнем слое земляного полотна «оптимальной смеси», позволяющей при уплотнении до стигать максимальной плотности и прочности. Как дороги мест ного назначения, они продолжают иметь широкое применение, но по мере роста грузооборота должны заменяться на более совер шенные.
199
Основание дорожной одежды, представляющее собой земля ное полотно, может создаваться в виде насыпи из местных грун тов. Для этого могут использоваться любые грунты, но для верх ней части земляного полотна, непосредственно подстилающей до рожную одежду, они должны быть мало меняющими свои свой ства при увлажнении и при попеременном промерзании и оттаи вании (в связи с нахождением этих грунтов в пределах глубины сезонного промерзания).
Месяцы |
I II III 1 IV 1 V VI VII VIII IX X XI XII |
Рис. 120. Общая схема |
водно-теплового режима дороги: |
/ — мерзлый |
грунт; 2 —талый грунт |
Сезонные изменения состояния грунта в земляном полотне, происходящие под влиянием указанных выше двух факторов, со
ставляют так называемый в о д н о - т е п л о в о й р е ж и м |
зем |
|
ляного полотна |
дороги и происходят по следующей общей |
схеме |
(рис. 120). |
ввиду сильных дождей и связанным с этим подъе |
|
С осени, |
мом уровня грунтовых вод, в порах грунтов, слагающих земляное полотно, происходит накопление влаги.
В п е р в у ю п о л о в и н у з и м ы происходит медленное про мерзание земляного полотна с поверхности, сопровождающееся передвижением воды в порах грунта по направлению к границе мерзлого грунта. Вода, замерзающая прежде всего в крупных по рах и пустотах грунта, превращаясь в лед, увеличивается в объе ме, создает давление на соседние массы грунта и отжимает из них еще не замерзшую в мелких порах воду. Эта вода передви гается к центрам замерзания, присоединяется к ранее замерзшей воде и еще больше увеличивает объем образующегося льда. В ре зультате этого в местах начавшегося раннего замерзания обра зуются горизонтально залегающие ледяные прослойки или линзы. Образование таких прослоек и линз льда происходит в местах медленного промерзания, где есть достаточное время для пере
движения незамерзшей воды к центрам начавшегося льдообразо вания.
200
В результате возникновения зимой в грунтах основания до рожной одежды ледяных прослойков происходит поднятие покры тия, называемое п у ч е н и е м . Если это поднятие незначительно по величине и равномерно по площади, то оно не причиняет боль
шого вреда дорожной одежде. Если же |
оно идет неравномерно, |
то на дороге могут образоваться бугры |
( пучины), нарушаю |
щие нормальную эксплуатацию ее и создающие условия для раз рушения покрытия.
Во в т о р у ю п о л о в и н у з и м ы промерзание идет бы стро, и условия для нового льдообразования оказываются мало благоприятными. Поэтому в этот период новых деформаций до рожного покрытия почти не происходит. В это время наибольшая глубина промерзания будет иметь место под очищаемой от снега проезжей частью дороги, под обочинами она будет меньше (ввиду того, что обочины не покрыты камнем и снег с них очищается не полностью), а под кюветами, наполненными снегом, совсем незна чительной.
В е с п о й наиболее интенсивно сказывается вредное влияние осенне-зимнего накопления воды в верхней части земляного полот на и образования в мерзлой толще грунтов ледяных прослоев. Вна чале таяние идет более интенсивно под проезжей частью (из-за большой теплопроводности дорожной одежды и снятия снежного покрова), чем под обочинами. При этом вода, образующаяся при таянии ледяных прослоев, не будет иметь выхода из корыта та лых грунтов под проезжей частью и будет сильно увлажняться и размягчать грунтовое основание дорожной одежды. Особенно ин тенсивно этот процесс развивается в пределах пучин и может со провождаться разрушением дорожной одежды и выдавливанием разжиженного грунта из-под покрытия.
В н а ч а л е лет а , при полном оттаивании грунта, положе ние нормализуется и обычный водный режим земляного полотна восстанавливается. Однако образовавшиеся серьезные нарушения дорожной одежды требуют проведения ремонтных работ.
Образование пучин в результате накопления льда в виде линз и прослоев в разных грунтах идет по-разному. Этот процесс почти не развивается в песках, поры которых сравнительно вели ки и при охлаждении незамерзшая вода успевает отжаться без образования скопления льда. Жирные глины, поры которых на столько малы, что движение воды в них затруднено, также мало пучиноопасны. Наиболее опасны в отношении образования пучин пылеватые грунты, в которых поры весьма неоднородны по раз мерам. В таких грунтах легко возникают отдельные центры ран него льдообразования, происходит интенсивная миграция воды к этим центрам и появляются ледяные прослои и линзы.
Для борьбы с интенсивным пучинообразованием применяют поднятие дорожного полотна на достаточную высоту над уровнем грунтовых вод, отсыпку морозоустойчивого (песчаного) грунта в
201
верхнюю часть земляного полотна, изоляцию грунтового основания
от источника увлажнения.
Прохождение дорог через болота представляет собой слож ную задачу, для решения которой нужно специальное изучение того болотного массива, который будет пересекать дорога. Как известно, болота образуются в результате постепенного зарастания водоемов или заболачивания суши, поэтому строение их может быть весьма разнообразным. Существуют болота, до дна запол ненные торфом, причем его плотность по глубине неоднородна. Могут быть случаи, когда плотность торфа настолько мала и до рожная насыпь должна быть опущена сквозь толщу торфа до его «минерального дна», а в других случаях насыпь можно опирать на толщу торфа, который будет только сильно сжиматься под на грузкой от насыпи. Если нижняя часть разреза болотных отложе ний сложена сильно разжиженной студенистой массой — сапропе лем, насыпь следует опирать на прочное «минеральное дно». Осо бый случай представляют болота, заросшие не до дна, когда верхний торфяной ковер («сплавина») плавает на слое воды. В этих условиях земляное полотно, уложенное на поверхности боло та, может разорвать торфяной ковер и погрузиться в воду.
Эти особенности проложеиия дорог через болота требуют про ведения специальных инженерно-геологических исследований с подробным определением генезиса болота и изучением его разре за и свойств торфа и подстилающих его грунтов.
§ 5. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Железнодорожный путь, служащий для движения по нему по движного состава, состоит из нижнего и верхнего строения. Ниж нее строение представляет собой земляное полотно, всевозможные водопропускные сооружения (включая и мосты), а также подпор-
Рис. 121. Верхнее строение железнодорожного пути:
/ — рельс; 2 — шпала; ^ — балласт; 4 — основание
ные стенки, тоннели и т. п. По условиям своей работы оно близко к аналогичным элементам автомобильной дороги, однако должно быть рассчитано на восприятие более высоких нагрузок (статиче ская сосредоточенная нагрузка от локомотива доходит до 10—
13 т на колесо, а, учитывая скорость движения поезда в |
100 км/час |
и выше, динамическая нагрузка достигает 25—30 т на |
колесо). |
202