Файл: Неосознаваемые процессы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоции при различных ситуациях мотивируют человека к определенным действиям (стенические эмоции) или бездействию (астенические эмоции), а потому выполняют следующие жизненно важные функции:
-защитную – мгновенная реакция на сохранение жизни при возникшей опасности. Пример: на вас нападает собака, вам страшно и вы начинаете кричать или закрывать глаза.
-сигнальную – выражение потребностей с помощью жестов и мимики; пример: вы пытаетесь что-то объяснить, но вас не понимают. И вы подключаете жесты, изображаете что-то руками.
-коммуникативную – распознавание физического или психического состояния человека и реакция на него; Пример: у вас произошло какое-либо радостное событие и вы хотите поделиться этим с другом, но видите, что он грустный и очень подавлен, вы сначала спросите у него, что случилось, чтобы определить для себя, как вести дальнейший разговор и стоит ли вообще сейчас говорить о своей радости другу.
-мотивационно-регулирующую – определяющую поведение человека при той или иной ситуации.
Эмоции можно разделить на три основных вида:
Радость. Пример: вы чего-то очень долго ждали, но у вас никак не получалось это осуществить, например, путешествие. Но вот вы стоите на берегу моря или не вершине горы и испытываете настоящую неподдельную эмоцию-радость.
Страх. Пример: вы очень боитесь пауков или же любого насекомого. И вот неожиданно этот паук выползает из-за шкафа и вам действительно страшно, вы не знаете, куда вам бежать и что делать. Или же за окном ужасный ураган, у вас отключился телефон и вы один.
Гнев. Пример: самый обычный и банальный пример гнева-вы участвуете в соревнованиях, в которых хотите победить, но буквально на несколько секунд вас опережает соперник. И в первые секунды, скорее всего, вы испытываете именно гнев. Гнев за себя, за соперника и вообще за соревнования.
Примером положительных эмоций могут быть радость, ликование, восторг, умиление, восхищение, надежда, нежность, любовь и так далее. Неконтролируемые положительные эмоции, такие как азарт или гордость, могут привести к проблемным ситуациям, а, следовательно, к отрицательным эмоциям.

Чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам)
Они всегда касаются отношений с людьми. Для эмоций это не обязательно.
Чувства всегда привязаны к какому-либо субъекту. Эмоции же можно испытывать по любому поводу. Чувства всегда длительны по времени и отличаются постоянством, в отличие от эмоций, которые обычно быстро проходят.

Чувства можно разделить:
-Положительными называют чувства, которые доставляют человеку удовлетворение и создают ощущение довольства происходящим, счастья и радости. Примером таких чувств могут быть симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
-Отрицательными считаются чувства, которые создают у человека общую неудовлетворенность происходящим и плохое настроение. К ним относятся: страх, печаль, зависть, горе, грусть, злость, обида, тоска.
-Нейтральными называют такие чувства, которые не влияют напрямую на действие индивида. Это равнодушие, удивление, интерес.

Аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом)
Выделяют следующие виды душевного волнения:
-физиологический
-патологический.
Физиологический аффект – это неконтролируемая сознанием разрядка, появляющаяся в аффектогенной ситуации при эмоциональном напряжении, но не выходящая за границы нормы. Физиологический аффект - это неболезненное эмоциональное состояние, которое представляет стремительную и кратковременно протекающую взрывную реакцию без психотического изменения психической деятельности.
Патологический аффект - это психогенное болезненное состояние, которое возникает у психически здоровых людей. Психиатрами такое волнение воспринимается как острая реакция на психотравмирующие факторы. Высота развития имеет нарушения по типу сумеречного состояния. Для аффективной реакции характерна острота, яркость, трехфазность течения (подготовительная, фаза взрыва, заключительная). Склонность к патологическим состояниям говорит о нарушении балансирования процессов торможения и возбуждения в ЦНС. Для патологического аффекта присущи эмоциональные проявления, часто в виде агрессии.
Примеры :
Примеры состояния аффектов: супруг неожиданно вернулся из командировки и обнаружил лично факт супружеской измены; тщедушный человек избивает в состоянии аффективной реакции нескольких профессиональных боксеров или одним ударом выбивает дубовую дверь, или наносит множество смертельных ранений; пьяница-муж совершает на почве принятия алкоголя постоянные скандалы, драки, дебоши.

Стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим.
Стресс развивается на трех уровнях
-биохимическом
-психологическом
-физиологическом.


Пример: Когда человек оказывается в стрессовой ситуации, у него повышается уровень глюкозы в крови, повышается артериальное давление, сердцебиение становится более частым, повышается отложение жировой ткани в подкожной клетчатке, задерживается натрий, а с ним и вода в тканях, а калий, нужный для работы сердца и нервов, выводится быстрее необходимого.

Теперь о волевых процессах.
Волевые процессы включают в себя:
Борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью). Пример: девушка на диете, ее мозг хочет покушать чего-то вредного или сладкого, а девушка понимает, что ей нужно похудеть. Вот и происходит борьба. Также и мужчина, который решил набрать мышечную массу. Но при этом ему лень ходить в тренажерный зал.

Принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора). Пример: работать дальше и уволиться, если не нравится работа, но доход нужен, а другой пока нет, выбор будущей профессии, да даже выбор ужина.

Целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точи зрения последующего результата). Примеры: элементарно в образовательном процессе – изучение букв в первом классе. Цель: учимся писать прописную “Ж”. Суть целеполагания: узнать, из каких элементов состоит “ж” → понять, с какой стороны начинаем ее писать → выяснить, в чем сложность буквы → понять, как писать сложный элемент → запомнить все соединения с “ж” → научиться писать слова с “ж” → научиться использовать ее в предложениях. Или такой пример. Цель: бытовая ситуация – нужно отремонтировать компьютер. Алгоритм действий: посмотреть, все ли провода подключены → определить, смогу ли я справиться сама → вызвать мастера → договориться об оплате и сроках → забрать компьютер, заплатить за работу. Пример 3. Нужно купить стиральную машинку. Организация маленьких шагов к достижению результата: определиться с требованиями к технике → определить подходящую модель → каждый месяц откладывать определенную сумму или взять кредит → забронировать, пока накапливаете или оформляете кредит → купить.