Файл: Понятие, виды и характерные признаки социальных пенсий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.

При этом в 2022 году инфляция продолжила ускоряться, в связи с чем потребовалось проведение внеплановой индексации. Пенсии повысили на 10% с 1 июня 2022 года.

Индексация пенсий в 2015 году

С 1 февраля 2015 года прошла индексация пенсий в соответствии с инфляцией предшествующего года. По данным Росстата, инфляция за 2014 год составила 11,4%.

Поэтому Постановлениями Правительства № 3914 и № 4015 была утверждена индексация пенсионного обеспечения на 11,4%. В результате стоимость одного балла увеличилась с 64,10 до 71,41, а величина ФВ выросла с 3935,00 до 4383,59 руб. Средний размер страхового пенсионного обеспечения в России увеличился на 1265 и составил 12464 руб.

Повышение пенсий в 2016 году

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ16 отменяющий ежегодную индексацию пенсий для работающих пенсионеров. На такие изменения Правительство пошло из-за ухудшения прогноза социально-экономического развития страны и высокой вероятности дефицита бюджета РФ. С этого времени работающие пенсионеры стали получать «замороженный» размер выплат

При этом сложности в экономике страны отразились в 2016 г. и на пенсионном обеспечении неработающих пенсионеров.

С 1 февраля его проиндексировали не по фактической инфляции предыдущего года — 12,9%, а только на 4%. Таким образом, недоиндексация составила 8,9%.

С 01.02.2016 г. цена одного ИПК составила 74,27, а величина фиксированной выплаты — 4558,93 руб.

Индексация пенсий в 2017 году

Индексация в 2017 г. коснулась только неработающих пенсионеров. Ее произвели в два этапа:

В феврале 2017 г. прошло традиционное повышение в соответствии с инфляцией предыдущего года — на 5,4%. С 01.02.2017 г. стоимость одного коэффициента увеличилась до 78,28 руб., а фиксированная выплата — до 4805,11.

В апреле 2017 г. произвели дополнительное повышение стоимости пенсионного коэффициента — на 0,38%. Его цена изменилась с 78,28 до 78,58 руб. При этом размера ФВ такое повышение не коснулось — ее величина осталась равной 4805,11 руб.

Индексация в 2018 году

Порядок проведения индексации страховых пенсий в 2018 году регулировался законом № 420-ФЗ от 28.12.2017 г17. Согласно этому закону, пенсионное обеспечение проиндексировали на процент, превышающий инфляцию предыдущего года. Повышение составило 3,7% при фактической инфляции в 2,5%. При этом дата повышения была перенесена на 1 января 2018 г. вместо 1 февраля. С 01.01.2018 г. размер фиксированной выплаты составил 4982,90 руб., а один балл — 81,49. Изменения в очередной раз коснулись только неработающих пенсионеров.


Нужно отметить, что это было единственное повышение, произведенное для пенсионеров в 2018 г. Дополнительную прибавку в апреле и единовременные выплаты, как это было в 2017 г., не осуществляли.

Повышение пенсий в 2019 году

С 2019 года в России приступили к проведению пенсионной реформы. В рамках этой реформы не только увеличили пенсионный возраст на 5 лет для мужчин и женщин, но и изменили порядок ежегодной индексации:

Теперь с 2019 по 2024 г. включительно страховые пенсии будут увеличивать ежегодно в среднем на 1000 рублей.

Также в течение этого периода индексировать выплаты будут с 1 января, а не с 1 февраля.

Так индексация страховой пенсии с 1 января 2019 года составила 7,05% при инфляции предшествующего года в 4,3%. В результате стоимость балла выросла до 87,24 руб., а ФВ — до 5334,19. Относительно среднего размера пенсионной выплаты (это примерно 14,3 тыс.) прибавка от индексации действительно составила около 1000 рублей. При этом повышение по-прежнему произвели только для неработающих пенсионеров.

Повышение в 2020 году

С 1 января 2020 г. страховые пенсии проиндексировали на 6,6%. Это практически в два раза выше индекса роста потребительских цен за предыдущий год — ровно 3% по данным Росстата. С 01.01.2020 г. цена одного коэффициента увеличилась до 93,00 руб., а фиксированной выплаты — до 5686,25. Прибавку назначили только неработающим пенсионерам, а для работающих граждан продолжили выплачивать «замороженный» размер пенсионного обеспечения.

Индексация пенсий в 2021 году

С 1 января 2021 года индексация страховых пенсий составила 6,3% и снова коснулась только неработающих пенсионеров. Мораторий на повышение пенсий работающих пенсионеров продолжил действовать, хотя в Госдуме неоднократно отмечали, что уже в ближайшее время смогут вернуть индексацию для этой категории граждан в связи с положениями обновленной Конституции РФ. Однако законодательно такое изменение.

Индексация пенсий с 2022 года

С 1 января 2022 года индексация составила 5,9%, что оказалось значительно ниже инфляции, определенной по итогам 2021 года — 8,4%. Такая проблема не могла остаться без внимания Президента, который неоднократно отмечал, что вопрос дополнительной индексации пенсии до уровня фактической инфляции будет обязательно решен. 12 января 2022 года он объявил о пересмотре параметров индексации и доведении процента повышения до 8,6%. Уже в феврале пенсия была пересчитана, а также была пересмотрена уже выплаченная сумма за январь.


К слову, на этом дополнительные решения в сфере пенсионного обеспечения не закончились. С 1 июня 2022 года была проведена внеплановая индексация пенсий на 10%, связанная с резким ростом инфляции в России.18

2.3 Анализ действующего законодательства о социальных пенсиях

В Конституции РФ закреплены правовые основы социальной защиты населения, в том числе, создание условий для свободного развития человека и достойной жизни, государственная поддержка семьи, материнства и детства, охрана здоровья и труда, приоритет международных социальных стандартов и прочее.

Определены основополагающие тенденции в социальной сфере, среди них можно отметить:

– отказ от чрезмерной государственной поддержки;

– обеспечение минимальных социальных потребностей населения, исходя из имеющихся в распоряжении граждан материальных благ;

– ориентация на адресное оказание социальной помощи, и многое другое.

Но, очевидно, что провозгласить данные условия для свободного развития и достойной жизни гораздо проще, нежели осуществить. На данный момент времени почти четверть населения РФ живут за чертой бедности, при это большая часть из них – трудоспособные граждане, имеющие постоянную работу. Преодоление социальной несправедливости, борьба с бедностью – это и есть одни из важнейших задач, как самого общества, так и государства в целом.

Система государственного пенсионного обеспечения граждан РФ находится в постоянном реформировании и, естественно, сопровождается серьёзной критикой. И то, и другое, обоснованно и объективно, так как с каждым последующим этапом реформирования система становится сложной и весьма не справедливой, а среди профессионалов сохраняются устойчивые противоречивые представления о её реальных путях движения.

Однако, несмотря на регулярный пересмотр размеров пенсий по государственному обеспечению, они недостаточны для того, чтобы удовлетворить насущные потребности тех граждан, которые данные пенсии получают. следовательно, складывается общее впечатление, что НПА, которые образуют систему пенсионного законодательства РФ, не отвечают потребностям современного общества и, таким образом, требуют проведения разумной пенсионной реформы и корректировки.

Рассмотрим на примере: пенсионеры в России обладают всей полнотой личных и социально-экономических прав и свобод, которые закреплены нормами Конституции РФ, а также конституциями республик, которые входят в её состав, и другими законодательными актами РФ. Однако данные законодательные акты в нашем государстве работают не в полную мощь, зачастую пенсионеры нашей страны не знают своих прав, а, следовательно, не могут обеспечить себе защиту. Какие-то НПА теряют свою силу, какие-то НПА принимаются, пенсионеры теряют свои льготы, так как перед ними встаёт выбор – либо принять материальную помощь от государства, ввиду маленького размера пенсии, либо же получать бесплатные медикаменты, за которыми нужно отстаивать не малые очереди и которые малоэффективны, потому что дорогие и эффективные лекарственные препараты не предусмотрены льготой. Данный выбор в правой сфере имеет свое название – монетизация льгот. Получается, что пенсии, которые получают граждане, не хватает на нормальное питание, проживание и лечение, то есть – на полноценное существование.


На данный момент в РФ принят ряд социальных программ на федеральном уровне, авторы которых меньше всего озабочены теоретической правильностью задуманного. К великому сожалению, многим социальным программам присущи такие качества, как:

– внутренние противоречия;

– несистематичность;

– декларативность.

По моему мнению, лица, которые достигли установленного пенсионного возраста, а на данный момент это 65 лет – мужчины и 60 лет – женщины, инвалиды I, II и III группы, а также лица, потерявшие кормильца, не должны выступать в качестве объекта деятельности разнообразных социальных служб. Я считаю, что большая часть социальных проблем, в целом, относится к разряду не решаемых, и остается таковой и на сегодняшний день.

Опираясь на вышеизложенный материал, я считаю, что для преодоления пробелов в законодательстве о пенсии по государственному социальному обеспечению, необходимо продолжить работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимо введение стандартов по организации социального обслуживания граждан, используя для этого зарубежный опыт и весь научный потенциал такой огромной страны – России.

Социальная наука должна наиболее активно заниматься разработкой и прогнозированием на основе прогнозов эффективных управленческих решений, которые полностью исключают неблагоприятные социальные последствия, а в исследованиях, по большей части, делать упор на практический материал. Эффективную систему социального обслуживания невозможно создать без сопутствующего финансового и технического обеспечения и базы данных по группам населения, которые нуждаются в поддержке и защите государства или находятся в зоне риска. Необходимо внедрение новых, более эффективных, методов социальной работы с нетрудоспособными слоями населения, которые по различным основаниям не имеют права на страховую пенсию, а также, необходимо позволить сделать социальное обслуживание более доступным для населения Российской Федерации.

Заключение

Пенсии социального типа устанавливаются нетрудоспособным гражданам, круг которых четко определен Законом. Пенсии социального типа относятся к группе пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В отличие от трудовых пенсий, выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств Федерального бюджета РФ. вопросы пенсионного обеспечения по пенсиям социального типа в РФ регламентируются:


Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ19.

Постановлениями Правительства РФ.

Иными подзаконными актами, которые приняты в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ20.

Пенсионное законодательство РФ по пенсиям государственного социального обеспечения регулирует не только порядок назначения и выплаты пенсий социального типа, но и порядок установления права граждан на получение социальных пенсий. Так, Правительством РФ утвержден порядок, а также условия признания гражданина инвалидом I, II или III группы. Величина социальной пенсии устанавливается строго с учетом размера прожиточного минимума (ПМП). Размер пенсии социального типа нетрудоспособных граждан устанавливается в зависимости от категории нетрудоспособных в процентном соотношении к базовой части страховой пенсии по старости, либо к базовой части страховой пенсии по инвалидности, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ21.

В процессе достижения поставленной мной в начале исследования цели, было раскрыто понятие, сущность и содержание пенсии социального типа. Также была изучена действующая классификация социальных пенсий, в том числе, было определено понятие каждого из видов социальной пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения в РФ.

Мной были рассмотрены и изучены такие виды социальной пенсии, как:

– социальная пенсия по старости;

– социальная пенсия по инвалидности;

– социальная пенсия по потере кормильца.

А также были раскрыты особенности каждого из названных видов.

В ходе исследования мной был проведен детальный анализ всех видов социальных пенсий и условий их назначения. В результате исследования была раскрыта сущность и условия назначения социальной пенсии, в том числе, были выделены основания и категории лиц для её назначения. Мной был проведён детальный правовой анализ законодательства о пенсиях социального типа и уровня пенсий по государственному социальному обеспечению на территории РФ в период с 2015 по 2022 год, в результате которых были выявлены пробелы законодательства и найдены пути их совершенствования.

Проводя исследование сущности и основных особенностей пенсий социального типа в системе государственного пенсионного обеспечения в РФ и их места в современном обществе, я пришла к выводу: экономические реформы, которые проводятся в РФ, не могут не обойтись негативными социальными последствиями, тяжесть которых крайне остро воспринимается теми гражданами,