Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 9
ЯБ-КАЛЬНИЦКИЙ А.Т.ФИЛИМОНОВ
САМОХОДНОЕ
ПОГРУЗОЧНОЕ И ДОСТАВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НАПОДЗЕМНЫХ РУДНИКАХ
Я.Б. КАЛЬНИЦКИЙ,
А.Т. ФИЛИМОНОВ
САМОХОДНОЕ
ПОГРУЗОЧНОЕ И ДОСТАВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НА ПОДЗЕМНЫХ
РУДНИКАХ
ИЗДАТЕЛЬСТВО « Н Е Д Р А »
М о с к в а 1974
УДК 622.62.619+622:625.7/.8
Кальницкий Я. Б., Филимонов А. Т. Самоход ное погрузочное и доставочное оборудование на
подземных рудниках. |
|М., |
«Недра», |
4974, с. 304. |
|
В книге описаны основные этапы создания и |
||||
внедрения подземного |
самоходного оборудования, |
|||
рассмотрены |
конструкции, |
а также |
устройство |
|
II принцип работы современных самоходных по |
||||
грузочных и |
доставочных |
машин, |
применяемых |
па подземных рудниках Советского Союза и за рубежом.
Приведены технические характеристики основ ных моделей погрузочных и доставочных машин.
Изложены основы' расчета и рассмотрены во
просы повышения |
надежности |
и долговечности |
||
погрузочного и доставочпого |
оборудования. |
|||
Книга предназначена |
для |
инженерно-техниче |
||
ских работников, |
занимающихся |
эксплуатацией |
||
и разработкой подземного |
самоходного оборудо |
вания. Книга может быть полезна преподавате лям и студентам горных вузов и техникумов.
Таблиц 37. иллюстраций 108, список лнтературы — 74 назв.
0373—24
К |
367—74 |
@ |
Издательство «Недра», 1974 |
043(01)— 74 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее трудоемких процессов при подземных гор ных работах является погрузка и доставка взорванной горной мас сы. Масштабы подземных работ, которые предстоит выполнить в ближайшие годы, определяют новые, повышенные требования к техническому уровню и экономическим показателям механизиро ванной погрузки и доставки, от которых в настоящее время в зна чительной мере зависит рост производительности труда на руд никах.
Особое значение имеет комплексная механизация трудоемких процессов подземной добычи руд цветных и черных металлов, а также добычи горно-химического сырья на базе использования самоходного горного оборудования.
Основным преимуществом технологии подземных горных работ с применением самоходных машин является повышение произво дительности труда и возможность значительного снижения себе стоимости добычи руды.
В течение последнего пятилетия качественно изменились кон струкции самоходных машин и технология разработки и ведения горных работ. Схемы подготовительно-нарезных работ при всех системах разработки изменены таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ в очистные забои самоходным машинам, а так же погрузку и транспортирование ими отбиваемой руды до раз грузочных пунктов.
С применением самоходных погрузочных и доставочных машин существенно изменилось одно из важнейших технологических звеньев добычи руды: погрузка — доставка— разгрузка. В резуль тате уменьшился объем вторичного дробления и подготовительно нарезных работ, упростились схемы расположения подготовитель ных выработок и сократилось число погрузочно-разгрузочных пунктов.
Эффективность применения нового самоходного оборудования во многом определяется степенью использования его во времени, правильной организацией работ и всемерным сокращением всех видов простоев, а также наиболее высокой механизацией и авто матизацией не только основных, но и всех вспомогательных работ по монтажу, ремонту и обслуживанию подземных самоходных машин.
В последнее время в СССР и за рубежом происходит полное обновление всего парка подземного самоходного оборудованиия, особенно погрузочных и доставочных машин. В этой области осу ществлено как значительное повышение производительности, ско-
3
расти и мощности ранее применявшегося оборудования (экскава торы, погрузочные машины, самоходные вагоны), так и широкое внедрение новых, высокопроизводительных видов специализиро ванных самоходных машин (шахтные автосамосвалы) и, особен но, мощных комбинированных погрузочно-доставочных машин, по зволяющих комплексно выполнять весь объем работ по погрузке и доставке горной массы из очистных камер и проходческих забоев.
В девятой пятилетке в Советском Союзе вводится в работу большое количество новейших погрузочных и доставочных само ходных машин, ведутся работы по созданию новых, все более со вершенных моделей таких машин, создаются специальные дизели для подземных работ, обеспечивается высокая унификация обору дования и готовится выпуск целых рядов (комплексов) самоход ных машин различного назначения на единой конструктивной основе.
Основной задачей данной книги является краткое обобщение имеющегося опыта создания и эксплуатации современного само ходного погрузочного и доставочного оборудования, оценка ре зультатов его применения, а также выявление основных направле ний дальнейшего совершенствования этого оборудования. Уделено внимание не только общей компоновке, но и характеристике но вейших, наиболее прогрессивных решений в части дизельного при вода, гидропривода, систем управления, средств газоочистки и дру гих новых элементов машин. Учитывая, что в ближайшие годы будут широко внедряться и осваиваться самоходные погрузочные и доставочные машины на многих рудниках, где пока совсем нет опыта их применения, в книге специально рассмотрены вопросы правильной эксплуатации, обслуживания, техники безопасности и устранения характерных неполадок машин. Для правильного проектирования погрузочных и доставочных работ и дальнейшего совершенствования конструкции оборудования приведены данные по выбору основных параметров и надежности погрузочных и до ставочных машин, приобретающей исключительно важное значе ние в связи с постоянным ростом их производительности и стои мости. В книге использованы новейшие отечественные и зарубеж ные материалы. Книга предназначена для инженерно-технических работников рудников, проектных и конструкторских институтов, а также студентов горных вузов и техникумов.
Введение, главы |
I, VI и VIII написаны проф., докт. техн. наук |
|||
Я- Б. Кальницким |
(институт Гипроникель, |
Ленинград); |
им же |
|
выполнено общее редактирование и подготовка рукописи. |
наук |
|||
Главы II, III и ѴГІ |
написаны доцентом, канд. техн. |
|||
А. Т. Филимоновым |
(Казахский политехнический институт, Алма- |
|||
Ата). |
|
|
|
|
Глава IV написана канд. техн. наук Ю. М. Шендеровичем (ин |
||||
ститут Гипроуглегормаш, |
Караганда), глава |
V — канд. техн. наук |
||
П. А. Корляковым |
(институт НИПИГормаш, |
Свердловск). |
|
Авторы с благодарностью примут советы и замечания по со держанию книги.
Г л а в а I
УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОГО САМОХОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОГРУЗКИ
ИДОСТАВКИ РУДЫ
§1. Горнотехнические условия
Уровень механизации подземной погрузки на рудниках раз личных горнодобывающих предприятий СССР в настоящее время колеблется от 30 до 70 %• При этом степень механизации погруз ки горной массы при проведении горно-подготовительных вырабо ток всех видов по основным отраслям горнодобывающей промыш ленности составляет 52—60%.
До настоящего времени остаются немеханизированными (или механизированными частично скреперными установками) процес сы погрузки и доставки при проведении различных промежуточ ных, нарезных и подсечных, а также наклонных выработок. Недо статочно решены вопросы механизации погрузки и доставки при проведении геологоразведочных выработок. Более успешно ведутся работы по созданию специальных высокопроизводительных само ходных машин для механизации работ в камерах.
Обобщенные данные о распределении горных пород и руд по категориям крепости [1] показывают, что область перспективного применения буровзрывного метода с механизированной погрузкой охватывает около 50% всех случаев проведения выработок по породе в угольной промышленности и до 87—88% в горнорудной промышленности. В этих условиях самоходные погрузочные маши ны имеют решающее значение.
Для рудной промышленности характерны горные породы отно
сительно высокого объемного веса |
(более 2 т/м3) и основную часть |
|
их (60—70%) составляют породы |
и руды весом 2,6—3,5 т/м3. |
|
В угольной и сланцевой промышленности объемный |
вес горной |
|
массы при проведении выработок |
по породе равен |
2—3 т/м3 |
(85,8%). Таким образом, погрузочные и доставочные машины, соз даваемые для горнорудной промышленности и для работы по пу стым породам в угольных и сланцевых шахтах, должны . иметь примерно одинаковые параметры.
5
Крупность кусков и удельное соотношение отдельных фракций (гранулометрический состав) горной массы оказывают решающее влияние на параметры погрузочных и транспортных машин. Во всех случаях взрывной отбойки в штабеле имеется до 40—45% мелкого материала (в кусках крупностью менее 50 мм). В сред нем Ѵз всего объема породы находится в кусках размером 51— 200 мм (за исключением очистных работ в сланцевых шахтах, где количество такого материала достигает 55%). Выход крупных кусков (более 400—500 мм) сравнительно невелик и изменяется от 5 до 15%. Современные самоходные погрузочные и доставочные машины должны обеспечивать надежную погрузку и транспорти рование как мелочи, так и крупнокускового материала.
На работу всех элементов погрузочных и доставочных машин оказывают влияние и другие свойства горных пород. Практика по казала, что примерно в 60% случаев подлежащая погрузке горная масса склонна к быстрому слеживанию, в 30% встречаются вязкие породы, а в 45—50% случаев— средне- и высокоабразнвные.
Интенсивное налипание пород на металлические поверхности отмечается на 40% предприятий; более 70% всех выработок при ходится проводить в различной степени обводненных породах. Все это обусловливает повышенные требования к надежности и долго вечности самоходных погрузочных и транспортных машин.
Для горнорудной промышленности характерно проведение на клонных выработок с углами до 25—30°, что позволяет использо вать в горизонтальных и в наклонных выработках однотипные по грузочные и транспортные машины. В угольной промышленности необходимо создание специальных модификаций машин, рассчи танных на работу при углах наклона до 60°.
Вес самоходных машин и опорная площадь их ходовой части должны быть подобраны так, чтобы величина удельного давления на почву не превышала для горнорудных предприятий 1 — 1,5 кгс/см2 и для угольных шахт 0,7—1 кгс/см2.
В значительной степени эффективность работы погрузочных машин зависит от техники и организации смежного транспорта. Для горнорудной и горно-химической промышленности все более широкое применение на проходческих и очистных работах полу чают самоходные челноковые вагоны и автосамосвалы.
Конструктивные схемы и параметры современных самоходных погрузочных и транспортных машин должны быть увязаны и пол ностью соответствовать характерным условиям их применения, а также наиболее прогрессивным системам подземной разработки месторождений. Особенности систем, в свою очередь, определяются горно-геологическими условиями и главным образом формой зале гания, мощностью рудного тела и углом падения залежи.
Основной системой разработки, применяемой при выемке поло гих залежей, является камерно-столбовая. Условия применения этой системы разработки определяются устойчивостью руды и вме-
6
щающих пород, обеспечивающих безопасность ведения горных работ и необходимую степень извлечения полезного ископаемого.
Пределы изменения элементов залегания, при которых приме няется эта система, достаточно велики. Минимальная мощность составляет 2—2,5 м, максимальная— десятки и даже сотни метров. При камерно-столбовой системе самоходные машины могут бес препятственно перемещаться собственным ходом из забоя в забой, при любом расположении и любом количестве камер.
С увеличением угла падения рудных тел возникают затрудне ния из-за невозможности свободного перехода машин из забоя в забой. Для уменьшения уклонов почвы камеры располагают или под углом к линии простирания, или по простиранию, а при боль шой мощности рудного тела — вкрест простирания. При мощности залежи менее 8 м камеру отрабатывают сплошным забоем, при мощности более 8 м переходят на выемку уступами; для пере движения машин из камеры в камеру проходят серии уклонов.
Лучшие самоходные машины способны преодолевать уклон до 30°, поэтому при разработке пологих и слабонаклонных рудных тел со сложной гипсометрией лежачего бока, где при обычной тех нологии применяют полевую подготовку, имеется возможность осу ществлять рудную подготовку, что позволяет производить очист ную выемку сразу вслед за проведением подготовительных выра боток и при этом значительно сокращать объемы выработок.
Практика отечественных и зарубежных рудников показывает, что в настоящее время применяют в основном два комплекса са моходного оборудования:
буровую установку, погрузочную и транспортную машины; буровую установку и погрузочно-доставочную машину; В зависимости от горно-геологических условий разработки ме
сторождения и, в первую очередь, устойчивости руд и пород вы бирают определенные составы комплексов и типы оборудования.
При устойчивых породах и рудах и больших размерах очист ного пространства применяют экскаваторы (или мощные ковшовые погрузчики) и автосамосвалы.
Врудах средней устойчивости при небольшой выемочной мощ ности (3—4 м) в камерах, недоступных для экскаваторов, приме няют погрузочные машины в комплексе с самоходными вагонами
итранспортными машинами с телескопическим кузовом или по- грузочн'о-доставочные машины.
Внастоящее время за рубежом широко применяют погрузочнодоставочные машины и при отработке крутопадающих рудных тел, простирающихся на большую глубину. \
Разнообразие горнотехнических условий залегания руд обу
словливает большое количество применяемых систем разработки и их вариантов. Самоходные машины для погрузки и транспорти рования горной массы ранее применяли в основном при разработ ке системами с открытым забоем. В настоящее время их широко используют при системах разработки с открытым очистным про
7
странством, с закладкой, а также при системах подэтажного и этажного обрушения, с магазинированием отбитой руды.
При подготовке блоков разработаны и применяются новые конструкции днищ с погрузочными камерами и штреками (орта ми). Особенностью таких днищ является выпуск руды на подошву выработок. При боковом выпуске руды кроме штреков и ортов проходят ниши, дучки с воронками или траншеи с выпускными окнами.
При торцовом выпуске проходят только штреки или орты, ко торые служат одновременно для выпуска, погрузки и доставки руды. Подэтажные орты и штреки, в которые производят выпуск, погрузку и доставку руды, имеют ширину 2—5 м и высоту 2,2— 4 м; расстояние между ними составляет 5,5—12 м. Высокая ско рость отработки забоев позволяет еще больше увеличить размер выработок. Простота и устойчивость днища, небольшой объем на резных работ и безопасность позволяют получить наибольший эффект от торцового выпуска при применении на очистных рабо тах высокопроизводительного самоходного бурового и погрузочнодоставочного оборудования.
Торцовый выпуск руды применяют при многих системах разра ботки: подэтажного обрушения, этажно-камерной, этажного магазинирования, подэтажного магазиннрования и др. Днище с торцо вым выпуском является универсальным и применяется при разра ботке рудных тел мощностью от 2—3 до 200 м с углом падения от 0 до 90°, в рудах с самыми различными физико-механическими ха
рактеристиками |
(трещиноватых, недостаточно |
устойчивых, |
креп |
||||
ких |
и |
весьма устойчивых); |
высота этажа |
(блока) |
достигает |
||
100 |
м, |
оптимальная высота |
подэтажа — 25 м. |
Применение |
таких |
||
конструкций днищ эффективно на новых |
горизонтах, |
пол |
|||||
ностью подготовленных для безрельсового самоходного |
оборудо |
||||||
вания. |
|
время имеются все условия |
для применения на |
||||
|
В настоящее |
рудниках черной и цветной металлургии систем разработки с по грузочными выработками. Днища с погрузочными выработками можно применять на рудниках Криворожского бассейна, в Горной Шории, Тырныаузском, Зыряновском, Алтын-Топканском, Лениногорском и других горных комбинатах.
Начинают широко применять самоходное оборудование на руд никах цветной металлургии при выемке залежей системами с за кладкой выработанного пространства, которые в последнее время значительно усовершенствованы. Использование твердеющей за кладки снизило трудоемкость добычи руды, а применение погру- зочно-доставочных машин позволило значительно механизировать процесс закладки. Применение на бурении, погрузке и доставке мощных самоходных дизельных машин вывело систему разработки горизонтальными слоями с закладкой в число наиболее произво дительных.
8