Файл: Развитие мелкой моторики у детей 34 лет с речевыми нарушениями в процессе изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребёнку предлагается сложить по подражанию 1 и 2 палец в кольцо, вытянуть 2 и 3, 2 и 5, 1 и 2 и т.п. Игровая форма данного задании: поза 2-5 - "сделай козу рогатую", 2-3 "сделай зайчика"

Оценка результатов:

балла - выполнение правильное при наличии синкинезий.

балл - заданная поза не формируется.

Зрительно-пространственная организация движений.

) Определение ведущей руки, правых и левых частей тела.

Для выявления ведущей руки используются следующие пробы:

проба на переплетение пальцев. При леворукости большой палец левой руки оказывается сверху;

проба на аплодирование. При леворукости активное участие принимает левая рука;

проба "поза Наполеона" (скрещивание рук на груди). У леворуких кисть левой руки оказывается сверху[13, c. 78].

Используется также сравнение ширины ногтей пальцев (мизинцев).

Для определения ведущей ноги ребёнку предлагается встать на одно колено.

Сделать небольшой прыжок в длину.

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки, используется проба с карандашом.

Для определения ведущего уха ребёнку предлагается прислушаться, приложив ухо, например, к двери, чтобы послушать звуки за дверью, прислушаться к тиканью часов, к шороху внутри ракушки и т.д.

) Выполнение пробы Хэда [12, с. 167].

Проба Хэда, при которой исследующий садится напротив больного и предлагает воспроизводить положение своей руки. Когда он поднимает правую руку, больной должен поднять правую, когда он поднимает левую, больной также должен поднять левую (т. е. мысленно произвести соответствующую "перешифровку" наглядно воспринимаемого образа).

В более простых сериях этой пробы больному предлагается воспроизвести соответствующее (фронтальное, горизонтальное или сагиттальное) положение одной руки; в более сложных сериях больной должен воспроизводить положение руки, прикасающейся к одноименному (или противоположному) уху или глазу; в еще более сложных сериях он должен воспроизвести положение двух рук, из которых правая прикасается к носу, а левая - к правому уху и т. д. Естественно, что каждый раз больной должен производить мысленное изменение положения рук, преодолевая тенденцию к зеркальному воспроизведению позы. По ходу опыта возможны поправки со стороны исследующего, сначала в виде вопроса: "Так ли вы делали?", а затем в виде разъяснения допущенной больным ошибки и дальнейшей проверки того, насколько больной усваивает опыт и переносит его на следующие пробы.


Для того чтобы исключить влияние зрительных образов, толкающих больного к зеркальному воспроизведению позы, можно перейти к опыту с выполнением данного задания по словесной инструкции ("возьмите правой рукой левое ухо" и т. д.), имеющему, однако, совсем другой смысл.

Невозможность придать руке нужное положение может указывать на нарушение зрительно-пространственной основы двигательного акта. Трудность преодолеть наглядно воспринимаемую позу и зеркальное воспроизведение движения (естественное и для здорового испытуемого, но приобретающее при мозговых поражениях трудно корригируемый характер) может являться следствием упомянутого выше явления эхопраксии, указывающего на общее снижение активности, а иногда, как думают некоторые авторы, на затруднение речевого опосредствования действия.

Как и всякое нейро-психологическое испытание, проба Хэда имеет комплексный характер, и наблюдаемые при ее применении нарушения могут быть результатом различных патологических факторов.

Как уже было сказано выше, первичные дефекты выполнения этой пробы являются результатом нарушения пространственного синтеза и возникают при поражении теменно-затылочных (или нижне-теменных) отделов левого полушария. В этих случаях больной активно пытается найти нужное положение рук, часто включает речевой анализ задания, но испытывает заметные трудности при попытках придать рукам правильное пространственное расположение.

Характерные дефекты в выполнении этой пробы могут, однако, быть следствием общей инактивности больного, типичной для случаев поражения лобных отделов мозга. В этих случаях больной оказывается не в состоянии приступить к тому сложному анализу и перекодированию наглядно воспринимаемого образа, которое требуется данной пробой, и заменяет эту сложную задачу простым эхопраксическим воспроизведением непосредственно воспринимаемого положения рук. В силу этой инактивности больного выполнение пробы Хэда приобретает здесь зеркальный характер, а инактивность больного выступает как в том, что он никогда не оценивает успешности своих действий, так и в том, что поправки, которые делает исследующий его врач, как правило, не приводят к улучшению выполнения данной пробы.

Характерно, что в некоторых случаях относительно легкого нарушения функции лобных долей мозга включение громкого речевого анализа (когда больному разрешается вслух анализировать заданные положения рук и лишь затем воспроизводить их практически)
улучшает выполнение задания, в то время как запрещение такого развернутого речевого анализа нарушает движения больного, и он вновь начинает зеркально воспроизводить предъявляемое положение рук.

Сложный характер условий, вовлекаемых в пробу Хэда, делает ее хорошим способом выявления дефектов, связанных с мозговыми поражениями, но значительно затрудняет оценку этих дефектов.

Предварительно выясняется, различает ли ребёнок левую и правую руку. Затем исследователь, находясь напротив ребёнка, предлагает воспроизвести положение его руки: "Когда я подниму правую руку, ты тоже подними правую руку. Понял? Повтори".

При отсутствии дифференциации "правая - левая рука" даётся другая инструкция: "Когда я подниму руку, которой я пишу, ты тоже подними руку, которой пишешь. А когда я подниму другую руку, ты тоже подними другую руку".

Эхопраксия, эхокинезия (др.-греч. ἠχώ, "эхо, повторение" и πράξις, "функция, действие") - непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц. Проявляется при поражении конвекситальной префронтальной коры спереди от премоторных отделов. Хотя данное явление принято относить к тиковым расстройствам, его можно наблюдать у людей, страдающих аутизмом, синдромом Туретта, синдромом Ганзера, шизофренией (в особенности кататонической шизофренией), некоторыми формами клинической депрессии и другими неврологическими расстройствами.

При эхопраксиях для исключения влияния зрительного образа то же самое задание предлагается выполнить по словесной инструкции:

"Подними правую руку! Возьми правую рукой левое ухо!" и т.д.

Оценка результатов:

балла - эхопраксии на истощении либо в начале выполнения с последующей "врабатываемостью", ошибки замечаются самостоятельн

балла - стойкие эхопраксии, но ошибки замечаются.

балл - стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.

Динамическая организация двигательного акта.

) Перебор пальцев.

Предлагается поочередное прикосновение большим пальцем ко 2, 3, 4, 5-му пальцам, которые должны производиться одновременно обеими руками сначала в медленном темпе, 23 серии за 5 секунд, а потом в быстром темпе, 5-7 серий движений за 5 секунд. При затруднениях вводится игровой компонент и речевые команды: "пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем
, раз, два, три, четыре…"

Оценка результатов:

балла - дезавтоматизация движений на истощении.

балла - явление персеверативности на истощении.

балл - выраженная персеверативность движений.

) Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого).

Предлагается поочерёдное и одновременное сжимание кистей.

Вначале исследователь показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнок не может повторить движения, то повторный показ сопровождается инструкцией: "Положи обе руки на стол - вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть лежит спокойно. А теперь сделай наоборот. Продолжай движения вместе со мной".

Оценка результатов:

балла - дезавтоматизация и нарушение координации на истощении.

балла - стойкое нарушение координации, изолированность движений.

балл - выраженная персеверативность движений.

Ассиметричное постукивание.

-я часть задания - воспроизвести по подражанию 5-9 серий движений из переменного постукивания: два раза одной рукой и один раз - другой (2-1) Во второй части задания порядок ударов противоположный (1-2). Задание предлагается дважды: в быстром темпе (8-9 серий за 5 сек) и в более медленном (6-6 серий за 5 сек. При затруднениях вводится речевой просчет ударов, игровая ситуация.)

Оценка результатов.

балла - замедленность движений с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части, во 2-й - выраженная истощаемость, пропульсивные удары, ребёнок замечает ошибки, принимает помощь.

балла - выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й части, во 2-й - персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.

балл - беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.

Графические пробы.

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

."цепочка"

."заборчики"

."башня-крыша"

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале - по наглядному образцу, а затем - по речевой инструкции: башня - крыша - башня - крыша.

Оценка результатов:

балла - при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, микро- и макрогравии.

балла - утрата топологической схемы в конце графического ряда.

балл - отсутствие топологической схемы.

Результаты исследования представим в виде таблицы.

Таблица 1 - Результаты

Имя ребёнкаНаименование пробыПроба Заззопроба "на праксис позы"пробы ХэдаПеребор пальцевПроба ОзерецкогоАссиметрическое постукиваниеГрафические пробыСаша 2222222Руслан1111111Лёня1111222Вера 3333323Илья3212322Петя2222222Вова1111111Саша1111222Денис3333323Ксюша3212322


Таким образом, было проведено исследование. Характеристика данного исследования будет раскрыто в следующем пункте курсовой работы.

2.2 Характеристика обследованных детей 3 - 4 лет с речевыми нарушениями

Исследуемую группу составили 10 детей 3 - 4 лет с речевыми нарушениями. Далее дадим характеристику данных обследованных детей 3 - 4 лет с речевыми нарушениями.

) Саша: спокойная, застенчивая, контактная, старательная, трудолюбивая. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 3 -его уровня.

) Руслан: мальчик гиперактивный, легко идёт на контакт, работоспособный. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 3 -его уровня.

) Лёня: мальчик гиперактивный, агрессивный, тяжело идет на контакт, Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 3 - его уровня.

) Илья: мальчик с внутричерепной травмой, спокойный, легко идет на контакт. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 2 - ого уровня.

) Петя: спокойный, застенчивая, контактная, старательная, трудолюбивая. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 3 -его уровня.

) Вова: мальчик гиперактивный, легко идёт на контакт, работоспособный. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 3 -его уровня.

) Саша: девочка гиперактивная, агрессивная, тяжело идет на контакт, Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 3 - его уровня.

) Денис: мальчик спокойный, легко идет на контакт. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 2 - ого уровня.

) Ксюша: девочка с внутричерепной травмой, спокойный, легко идет на контакт. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 2 - ого уровня.

Далее проведём анализ полученных данных.

Качественный анализ позволил обнаружить, что при выполнении одновременно и последовательно - организованных движений дети исследуемой группы затруднялись выполнить некоторые задания, у них наблюдалась быстрая истощаемость, синкенезия.

Таким образом, у детей исследуемой группы, нарушена координация движений, темп выполнения заданий медленный, дети быстро устают.

Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок.

Обследование