Файл: Развитие мелкой моторики у детей 34 лет с речевыми нарушениями в процессе изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
детей с общим недоразвитием речи, помогло выявить следующие закономерности. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.

Данное исследование было также проведено с группой детей, не имеющих явных отклонений в речевом развитии. Ребята справлялись со всеми заданиями быстрее, четко выполняли инструкцию с первого раза, допуская минимальное количество ошибок. Действие рук более слаженное и контролируемое.

Таким образом, в итоге по детям можно выявить 3 уровня недоразвития речи, об которых говорилось выше, у каждого ребёнка он индивидуален.


2.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей

В данном пункте курсовой работы отобразим какие задачи стоят перед педагогами и родителями, чтобы развить мелкую моторику у детей 3 -4 лет с речевыми нарушениями.

Задачи:

. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время.

. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

. Учитывать возраст и возможности детей при выборе задания и нагрузки.

Далее представим варианты занятий для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Рисование - радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. В данном случае можно предложить ребёнку необучную форму рисования - без кисточки. Для вовлечения детей в деятельность можно рассказать историю, о том как "мышка очень любила рисовать кисточкой, что даже прибежала и забрала наши кисти. А мы детки добрые и не будем расстраиваться, что наши кисти у мышки, пусть рисует наздоровье. Мы будет творить пальчиками, которые на время превратятся в волшебные кисточки". Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

"Пальчиковый бассейн" в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 - 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

Щетка "ежик". Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки;


б) зубцами к наружной поверхности руки.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

Выкладывание букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Можно использовать для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предложить ребенку самому выбрать материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагается детям регулярно заниматься с крупой. Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Все это оказывает тонизирующее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках. Следовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

В Приложении представлен конспект мероприятий с детьми по развитию моторики средствами ИЗО.


Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Данный подход позволяет:

. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

Заключение

В результате достигнута цель данной курсовой работы - это рассмотрено развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в процессе изобразительной деятельности.

Так же были достигнуты следующие задачи:

. Рассмотрены особенности развития мелкой моторики;

. Раскрыта методика изобразительной деятельности детей 3-4 лет;

. Проведено исследование мелкой моторики у детей 3 - 4 лет с речевым нарушениями;

. Дана характеристика обследованных детей 3 - 4 лет с речевыми нарушениями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, по результатам проделанной работы.

В результате исследования выяснилось, что у детей 3 - 4 лет с речевыми нарушениями наблюдаются, выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения не точные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. Это лишний раз подтвердило, что мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой.

Вопросы соотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.

В работу над развитием мелкой моторики с детьми исследуемой группы необходимо включать стишки, потешки, прибаутки. Дети их с удовольствием слушают, запоминают, а затем произносят.

Спустя полгода систематической коррекционной работы, у детей данной группы наблюдаются улучшения выполнения заданий, связанных с мелкой моторикой. Заметными становятся улучшения в развитии речи. Возрастает активность познавательной деятельности. Дети исследуемой группы стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи и потешки стали рассказывать более выразительно, ритмично.

Список использованной литературы


1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 - е переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2014. - 412 с.

. Година Г.Н., Пилюгина Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2012. - 365 с.

. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебник для вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014. - 321 с.

. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко и др.. - М.: 2012. - 415 с.

. Ежкова Нина Сергеевна Дошкольная Педагогика. Учебник Пособие Для Студентов Педагогических Колледжей И Вузов, 2010. - 549 c.

6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М., 2009. - 314 с.

. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова. - М.: 2012. - 416 с.

8. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2012. - №01. - 127 с.

. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников; Мозаика-Синтез, 2013. - 264 c.

. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: 2013. - 126 с.

. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология; Флинта, МПСИ, 2010. - 376 c.

. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 342 с.

. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Детство-Пресс, 2010. - 272 с.

. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: 2012. - 231 с.

15. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. "Педагогика", вып. 11. 2010. - 398 с.

16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 336 с.

Приложение. Конспект мероприятий с детьми по развитию моторики средствами ИЗО

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для развития мелкой моторики.

Рисование

Рисование карандашами, красками требует освоения определённых технических навыков. Надо правильно держать карандаш(кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу(ворсу), придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает.